Село Вщиж (Брянскаго уезда), называлось прежде Вжище, Щиж и было пребыванием удельных князей Вщижских. Имя его встречается в первый раз в 1142 году, когда Изяслав отдает его Давидовичам, князьям Черниговским, и когда (Святослав и Игорь) Ольговичи негодуют за то, что этот богатый город достался не им; в 1156 году он в стенах своих скрыл, племянника Изяслава, Владимира, бежавшего из Березова. По словам Нестора, Святослав Владимирович Черниговский был в 1159 году осажден во Вщиж; и только помощь, присланная ему от дяди его Изяслава и от тестя Андрея, освободила его. В 1160 году здесь, тот же князь, опять был осажден князьями Давидовичами, но осада тщетно продолжалась пять недель, и была снята. Между 1164—1167 годами Святослав Владимирович умер, а князь Киевский Святослав Всеволодович отдал Вщиж сыну своему Олегу, что и произвело междоусобные войны. Кто потом владел им - неизвестно; во времена же нашествия Батыя Вщиж претерпел равную, если не ужаснейшую, участь многих городов Русских, самое имя его изгладилось, и только народное предание гласит, что Вщижем владели князья под зависимостью Москвы. Но все это темно до 1680 года, именно до того времени, когда цари, Иоанн и Петр, пожаловали Вщиж Ивану Яковлевичу Зиновьеву. Подлинная жалованная грамота и теперь еще хранится у владетелей этого села. Что Вщиж был некогда богат и обширен - это доказывается самим положением двух курганов: Заветного и Благовещенского, лежащих внутри вала, в расстоянии один от другого на 3 версты; тоже подтверждают и остатки каменной стены, бывшей некогда церкви, множество мраморных плит, находимых в грудах отрываемого кирпича, посуда, домашняя утварь, иконы, кресты и прочее. Недавно найден большой кованый сундук с истлевшим платьем. Все это только убеждает в богатстве и обширности прежнего города. В самом селе разбросано много курганов, но в особенности замечателен курган Заветный, с которым соединено множество преданий; он находится в средине села на крутом берегу реки Десны, возвышаясь над поверхностью земли сажени на три; народное поверье соединило с ним что-то таинственное. Около кургана идет вал, перекопанный во многих местах; этому валу жители приписывают целебные действия и во время скотского падежа делают в нем новый прокоп, через который прогоняют скот с слепою уверенностью, что тем должен прекратиться падеж. Года два назад, любознательные владельцы села решились разрыть курган, и труды их увенчались не маловажным успехом: открыта часть здания, разные металлические вещи, посуда, кости человеческие, гусиные и другие.