Берегыня - в славянской мифологии великая богиня, вместе с Родом породившая всё сущее. Её сопровождают повсюду светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. Культ Берегыни был представлен берёзой — воплощением небесного сияния, света. Со временем берёза стала особо почитаться на "русалиях" — празднествах в честь берегынь (русалок). Постепенно наши предки уверовали, что берегынь живет на свете множество, обитают они в лесах. Берегыня известная под многими именами, в том числе и в мифологических системах других индоевропейских народов. В славянском почитании самое часто используемое имя — Лада.
Берегини (др.-рус. берегыни) — мифологические персонажи, известные по оригинальным вставкам в древнерусских текстах XIV-XV вв., переводных с греческого: в "Слове св. Григория" (шесть раз в разных списках) и в "Слове св. Иоанна Златоуста" (один раз), посвященных теме "како первое погании веровали въ идолы". Одни "погании" поклонялись молнии, грому, солнцу, луне, "а друзии перену (Перуну?), хоурсу, виламъ и мокоши, оупиремъ, берегынямъ, ихъ же нарицають три девять сестриниць... а друзии огневи и камению и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и въ дрова" (Софийский сборник XIV в.). Берегиням "клали требы", ибо веровали "упиремъ и младенцы знаменают мертвы и берегенямъ" (Чудовский список XVI в.).
Некоторые понятия славянской мифологии восходят к такой глубокой древности, что трудно и даже порою невозможно определить, как и почему они стали называться именно так и какую роль играли в жизни наших предков. Это некие безликие силы: берегыни, упыри, навьи. Возможно, между ними даже не было четкого разграничения на благодетельных и вредоносных, они почитались с одинаковым рвением. Постепенно формировались более четкие образы богов и богинь, приобретая конкретный облик. Поклонение берегыням стало сочетаться с поклонением Роду и Макоши - покровителям плодородия.
Некоторые ученые считают, что название "берегыня" сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом "прегыня" - "холм, поросший лесом". В свою очередь, это слово родственно слову "брег", "берер". А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегынь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.
Не менее значимо здесь слово "оберег". Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей.
К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.
Согласно народным поверьям, в берегынь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегыни появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегыни утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.
Когда заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегыни покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.