ЖУКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ


Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери   Престолы: Тихвинской иконы Божьей Матери
  Год постройки: 1886 г.

  Первая церковь возникла в 11 веке на соседней к детинцу городища Благовещенской горке, где располагалось кладбище, и по легенде ушла под землю. Позднее была отстроена еще одна церковь, так же выполнявшая миссию кладбищенской. Деревянная церковь Благовещенния простояла вплоть до конца XIX века, подтверждая слова средневековых авторов о том, что "куда же древне погании жряху бесом на горах - ныне же паки туды святые церквы стоят". Сейчас на её предполагаемом месте поставлен памятный деревянный крест.

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

  Вторая церковь была выстроена в центре посада княжеского города в конце 12 – начале 13 века. Это было сравнительно небольшое (длина около 13 м, ширина около 10 м), предположительно башнеобразное, крестово-купольное здание, четырехстолпное, трехапсидное и одноглавое. Восточные его столбы квадратные, западные круглые; против них на стенах плоские лопатки. Снаружи стены расчленены на три прясла пилястрами, украшенными полуколонками. Сложность объемной композиции усиливала примыкавшая с трех сторон арочная галерея с 12 пилонами-колоннами. Интерьер украшали росписи, сохранявшиеся в нижних частях стен до начала 19 века. В 1866 г. его стены возвышались над землей на 2 м.
Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери   В развале найдены предметы богатой церковной утвари. Судя по данным раскопок, ближайшие к храму жилища и сам храм вместе с десятками укрывшихся в нем вщижан погибли от пожара во время осады (1238 г.). Храм по типу и архитектуре был близок, по одному мнению, к церкви Покрова на Нерли близ Владимира 1166 года, по выразительным деталям внешней отделки – к Смоленским постройкам середины 12 века; по другому мнению – к церкви Параскевы Пятницы в Чернигове. В 1866 г. Вера Михайловна Зиновьева-Фомина обратилась к императору Александру II с ходатайством о "возобновлении древней церкви во Вщиже или же о построении новой по добровольной подписке". Она писала: "В 40-х гг. по распоряжению моему зарыт курган в родовом моём имении с. Вщиж... и открыты значительные остатки стен каменной церкви времён удельного княжества Вщижского... и место погребения князя Святослава Владимировича при разрытии церкви отыскано у наружной стены с левой стороны жертвенника. При разрытии церкви найдены: 2 медных подсвечника, медных орнамента со славянской надписью, по месту их нахождения, вероятно от Северных и Южных алтарных дверей. Малое паникадило, медные образки, складной серебряный крестик с изображением распятия и много разных железных и свинцовых вещей. Всё это с мужем моим предъявлено на рассмотрение Московского Археологического общества, которого он состоит членом... во мне появилось желание, если нельзя возобновить, то в таком же древнем стиле воздвигнуть новую церковь... своими средствами я не в состоянии этого сделать, муж мой прослужив 38 лет в артиллерии, удостоившись производства в Генералы уволен с пансионом от службы и при искреннем желании не имеет также средств на возобновление этого храма. Вщижский приход очень бедный, и так мы должны остаться при одном желании; по смерти же нашей как мы бездетные, то и желание наше вместо с древнею церковью зарастёт травою забвения..." Император поручил рассмотреть ходатайство Веры Михайловны обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, который обратился к Председателю Московского Археологического Общества графу А.С. Уварову с просьбой определиться "на счёт древности означенных предметов, а равно о степени исторической достоверности сведений", изложенных Зиновьевой-Фоминой. 10 октября 1866 г. Уваров отправил в Синод письмо следующего содержания: "... честь имею сообщить все доселе известные сведения о вещах… которые были представлены супругом её генерал-майором Фоминым на рассмотрение Московского Археологического общества... обломки, принадлежавшие почти все к предметам церковным. Так, например, две стороны осьмиугольного медного паникадила, коего форма доселе ещё попадается во многих церквах Греции и Афона, и известна под именем хорос. Два подсвечника западного изделия, изготовленные или на Рейне или в Лиможе, носят отпечаток ХII века; и вообще все найденные предметы принадлежат к тому же столетию, так что из этого можно заключить положительно, что храм разрушился или был разрушен не позднее ХII века". К сожалению ходатайство В.М. Зиновьевой-Фоминой не было удовлетворено. 23 апреля 1867 г. состоялось заседание Синода, на которое были представлены "Докладная записка Поликарпа епископа Орловского и Севского", который отослал во Вщиж благочинного Стефана Красовского для сбора сведений о Вщижском храме и письмо (по сути, экспертное заключение) графа А.С. Уварова. "Святейший Синод... по рассмотрению этих бумаг вместе с запиской г-жи Фоминой признаёт желание её воздвигнуть на развалинах древнего церковного памятника храм, по возможности в прежнем стиле, весьма уважительным, но отказать её пособие на этот предмет из церковно-строительного капитала не находит возможным как по ограниченности этого капитала, так и по многочисленности строительных нужд, подлежащих удовлетворению на счёт оного". На месте храма сейчас поставлен памятный крест.

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

  Третья деревянная церковь во имя Преображения Господня была построена в 1763 году помещиком деревни Дятьковичи Яковым Васильевичем Мачихиным и была разрушена в советское время. Находился храм рядом с нынешним кирпичным зданием Тихвинской церкви-музея, в котором ранее располагалась церковно-приходская школа. О бывшем храме здесь напоминает огромная 300-летняя липа и сохранившиеся церковный ажурный крест, 4-метровая икона на полотне, колокол и фотография советского времени, выставленные в церкви-музее.
  Четвёртая огромная пятиглавая кирпичная церковь была заложена на более высоком месте, предположительно, по причине малой вместимости старого храма. Постройка не была окончена до 1917 года и продолжалась даже после революции, несмотря на временный запрет властей подвозить кирпич. Доведённый до куполов, храм был разобран перед Великой Отечественной войной на кирпич, из которого было недалеко построено здание коровника и детской школы искусств в Жуковке. От церкви ныне сохранился лишь фундамент, за центральной апсидой на холмике был поставлен памятный крест, хорошо видимый при въезде в село.
  Ныне существующая церковь Тихвинской иконы Божьей Матери во Вщиже уже пятая по счёту. Ранее в этом здании располагалась церковно-приходская школа. Здание 1886 года постройки. Реконструкция произведена в 1999 году. В здании церкви располагается музей. Рядом с церковью располагается захоронение. Местные жители похоронили в нем останки людей, вырытых при раскопках и проведении других хозяйственных работ на территории села.
  Кроме этого, есть придание, что недалеко от Вщижа за Десной существовала церковь или монастырь, на месте которого затем образовалось озеро, названное Святым. Имеются сведения, что на дне озера водолазы видели церковные кресты.


Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Вщиж. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери
Фотография местного жителя на фоне церкви 1763 года постройки