ЖУКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Седая Брянская старина, Я.Д. Соколов, 2000 год


  Овстуг.

Июльским светом Овстуг полон -
Овраги, взгорки да лески.
Высокий день почти безмолвен.
И вдруг - от грома на куски.
И вдруг ударит светлый ливень -
Короткий, теплый и крутой.
И снова четкость плавных линий,
За глубиной и высотой, -

пишет в своем стихотворении поэт Александр Якушенко.

  Живописны и красивы здесь места. Расположенный на холмах, прилегающих к речушке Овстужанке, смотрит Овстуг зачарованно на Брянский лес, на мерцающую вдали ленту реки Десны.
  В далекой древности облюбовали эти места люди. На западной окраине села находится городище. Его обследовали в разные времена Т.С. Пассек, Б.А. Латынин, М.Е. Воеводский, Л.В. Артишевская, И.И. Липушкин, И.И. Артеменко... Расположено оно на мысу левого коренного берега Овстуговки, как писалось Овстужанка - правый приток Десны. Высота над поймой девять-двенадцать метров. Площадка овальная с напольной, северо-западной стороны ограничена валом и рвом. Археологи установили, что площадка городища на юге была расширена, то есть досыпана супесью культурным слоем с золой, углем и укреплена уложенными горизонтально бревнами толщиной десять-двадцать сантиметров. Открыты остатки прямоугольного жилища с углубленным в землю полом. В центре жилища - очаг, сложенный из камней, а рядом с ним круглая хозяйственная яма, обмазанная глиной. У юго-западной стенки был еще один глинобитный очаг. Керамическая посуда из нижних горизонтов культурного слоя и жилища характерна для позднего этапа юхновской культуры. Кроме того, в культурном слое найдены обломки посуды почепской культуры, а также керамические грузила, пряслица, рогатые кирпичи, обломок грузила дьякова типа, стержень и скоба из железа, костяные наконечники стрел, иглы, гарпун и рукоять ножа.
  Близь Овстуга имеется и два древних селища. Одно из них расположено на мысу второй надпойменной террасы левого берега Овстуженки, второе - на ее правом берегу.
  О далекой жизни в Овстуге напоминают и найденные в селе в глиняной кубышке сорок серебряных чешских монет (пражских грошей).
  Первые упоминание о селе Овстуг в жалованных грамотах относится к XV веку. Потом сведения о нем встречаются в грамотах 1610 года. Село это было большое и делил ось на несколько частей - жеребьев, то есть участок, доля, пай земли доставшийся в надел по жеребью или вообще.
  В конце XVI начале XVII столетия значительная доля земли здесь принадлежала Осипу Мясоедову, Никите и Любимке Вепрейским, Богдану Деревнину, затем Ефиму Иванову сыну Лодыженского, Ивану Алексееву сыну Безобразова, Дмитрию и Любиме Вепрейским, Афанасию и Михаилу Деревненым ... Потом владельцы менялись.
  "В селе церковь христовой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы древянна, клецка, ветха стоит, пустая, от разорения литовских людей", - сообщалось в 1626 году.
  В "Историческом описании церквей и монастырей Орловской епархии", изданном в 1905 году, говорится: "Приход прежде состоял из одного села Овстуга: в начале XIX столетия к нему присоединена деревня Дуброславичи от села Вщижа, а в 1836 году деревня Харабровичи - от села Барышья. В приходе значится 904 души мужского пола и 932 женского пола. Прихожане, за исключением нескольких семейств мещан, крестьяне-собственники; числится в приходе два помещика, но они здесь не живут".
  В описании сказано, что в селе Овстуг существует каменный храм во имя Успения Пресвятой Девы Марии. Строителем этого храма в 1776 году был Н.А. Тютчев. В трапезе храма устроен теплый придел во имя Святой Великомученицы Варвары. В церкви есть замечательная аналойная икона Успения Пресвятой Богородицы. В ней имеются три частицы мощей неизвестных святых, риза на ней серебряная, вызолоченная. Имелось Евангелие, кругом покрытое массивными серебряными досками, вызолоченное, с обеих сторон изображения и фигуры художественной чеканной работы.
  В селе находился и второй храм - кладбищенский во имя святой Великомученицы Параскевы. Он был деревянным, с такою же колокольней.
  В середине XVIII века в селе действовал винный завод и "мельница на один камень на речке Овстужанке". Позднее - сахарный завод.
  Овстуг... Откуда взялось это звонкое название? Не от слова ли стужа - студеный, остуженный? Не от названия ли речки Овстужанка, как ее величают ныне? Ведь ее питают родниковые ключи, бьющие из-под меловых холмов. Впрочем, есть другие предания. Подобного названия я нигде больше не встречал.

Ах, Овстуг!
Печаль и отрада.
Я твой безнадежный должник.
Иного, быть может, не надо,
Чем слышать твой вещий язык.

  Сколько поэтических строк посвящено этому селу, написано о нем. И не случайно, Овстуг - родина Ф.И. Тютчева, классика русской поэзии XIX века. Здесь в дворянской семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 23 ноября, по старому стилю, 1803 года родился второй сын Федор. Кроме него в семье было еще двое детей - старший сын Николай и дочь Дарья, в замужестве Сушкова.
  Обращение к родословной Тютчевых показывает, что среди предков поэта Федора Ивановича Тютчева был Захарий Тютчев, посланец великого князя Дмитрия Донского к хану Мамаю. Это он, возмущенный унизительным ответом татарского мурзы русскому князю, возвращаясь в Москву, разорвал в клочки его грамоту и клочки ее послал в Орду. Русский посол Захарий Тютрин стал одним из героев народной сказки "Про Мамая безбожного".
  Во второй книге двухтомника В.В. Руммеля и В.В. Голубцова "Родословный сборник русских дворянских фамилий" рассказано о Тютчевых. Их родословная имеет две родословные линии и особые дворянские гербы. Третья же не имеет герба, дворянского гербового достоинства.
  Основоположником рода Тютчевых был Захарий Тютчев (Тутчев). Под номером два идет Матвей Захарович, во втором поколении. В этой родословной линии идет и отец поэта Иван Николаевич Тютчев, умерший в 1846 году. Прослеживается помещик Брянского уезда Дмитрий Николаевич Тютчев, другие.
  О второй линии родословной Тютчевых авторы утверждают, что по-видимому она от того же корня. Первым здесь идет Игнатий Тютчев, жилец 1613 года. Вторым и третьим помещики Брянского уезда Степан Игнатьевич и Дмитрий Игнатьевич. В четвертом указаны также брянские помещики – Василий Афанасьевич и Гаврила Афанасьевич. В пятом - Фаддей Васильевич Тютчев, стряпчий (1692 год) был воеводой в Ельце и Воронеже и так далее.
  Была и третья ветвь Тютчевых. Первым здесь идет Михаил Федорович, вторым - Борис Леонтьевич. О них сказано, что они дети боярские. Одни из этих Тютчевых были пензенскими, другие тверскими, а третьи брянскими помещиками. Среди брянских указан Алексей Иванович Тютчев, капитан пензенского пехотного полка.
  В 1825 году он принят в Общество славян, а затем присоединился к южному обществу. По приговору Верховного уголовного суда осужден к ссылке в каторжную работу на двадцать лет.
  В Дубровском районе Пеклинского сельского Совета есть деревня Тютчева Слобода. В Давыдченском сельском Совете была когда-то деревня Тютчевка, но ее почему-то переименовали в Дубровку.
  Семья будущего поэта была типично дворянской семьей того времени. По словам И.С. Аксакова, И.Н. Тютчев был "человеком рассудительным, со спокойным, здравым взглядом на вещи". Мать поэта биограф характеризовал как "женщину замечательного ума…"
  Раннее детство Ф.И. Тютчева протекало в Овстуге. Родители поощряли его тягу к знаниям. Он обучался в домашних условиях истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам - французскому, латинскому и немецкому. На десятом году жизни учителем русского языка, одновременно руководившим и общим воспитанием мальчика, был молодой поэт С.Б. Амфитеатров, известный в литературе под фамилией Раича. Рассказывая в автобиографии о своем даровитом ученике, Раич впоследствии писал: "... по тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом".
  В 1810 году Федор Тютчев поступает в Московский университет. Он увлечен учебой, много и жадно читает. Курс обучения в университете был в то время трехгодичным. Тютчев же через два года блестяще заканчивает его, получив кандидатскую степень. По окончании учебы он был зачислен на службу в государственную коллегию иностранных дел. Вскоре он уже в Германии - чиновник дипломатической миссии в Мюнхене.
  Двадцать два года провел Ф.И. Тютчев вне России, приезжая на родину лишь в отпуск. Живя за границей, он пристально следил за жизнью в России. Вспоминал родные места. "Скажите, для того ли я родился в Овстуге, чтобы жить в Турине? Жизнь, жизнь человеческая, куда какая нелепость ...", - писал поэт в 1837 году родителям из Италии.
  В письме к жене от 23 июля 1854 года Федор Иванович замечает: "... когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, - ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною...". "И когда ты мне говоришь об Овстуге, о пользе, которую мне принесло бы спокойствие и свежесть, ожидающие меня там, - я совершенно разделяю твое мнение ... Но увы, как добраться до того рая? И невозможность в эту минуту туда попасть идеализирует Овстуг до фантастических размеров ...". Это строки уже из письма жене 1863 года.
  Множество писем, телеграмм поэта шло в Овстуг. Сюда им высылались и книги. Однажды Тютчев пишет из Петербурга: "Скоро полночь. Я вернулся из итальянской оперы ... А тем временем грустный овстуговский дом был объят ночным безмолвием и сном. Здесь все собираются посылать вам книги. Если все эти намерения осуществятся, то библиотека Овстуга будет одной из самых значительных в Европе".
  Будучи поэтом Ф.И. Тютчев навещал родные края. Здесь им создано немало стихотворений, получивших широкую известность.
  В книге Вадима Кожинова "Тютчев", вошедшей в серию, "Жизнь замечательных людей" сказано: "Нельзя не заметить, что поэтическое открытие России, воплощенное в тютчевских стихотворениях самого конца 40 - 50-х годов, явно связано с его частыми в то время поездками в Овстуг. Он хоть ненадолго приезжал в Овстуг в 1849, 1852, 1853, 1855, 1857 годах, и чуть ли не каждая поездка порождала стихотворения о родине".
  "Я все-таки твердо решился ехать в Овстуг, хотя бы на неделю. Это единственная награда, которой я требую ...",- писал Тютчев жене 20 декабря 1853 года. И когда поэт приехал в Овстуг, родились стихи:

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

  "Неохотно и несмело ...", "Итак, опять увиделся я с вами...", "Тихой ночью, поздним летом ...", "Эти бедные селенья ...", "Вот от моря и до моря...", "Смотрите, как роща зеленеет...", "Над этой темною толпой ...", "Есть в осени первоначальной ...", "Как неожиданно и ярко ...", "Ночное небо так угрюмо...", "В небе тают облака ...", "В деревне" ...
  Последний раз Ф.И. Тютчев был в Овстуге в 1871 году. Именно тогда, совершив поездку в древний Вщиж он писал:

От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?

  "...Вот стихи ... которые ты сообщишь Мари. Они тебе напомнят нашу поездку в Щиж и Фоминей, так как они относятся к тому времени ...", - пишет Федор Иванович вскоре из Петербурга жене в Овстуг. Вщиж Тютчев почему-то называет в письме Щиж.
  - Вы знаете, кто мой любимый поэт? - спросил однажды Л.Н. Толстой. И сам назвал Тютчева. В другой раз, удивившись, что его гость не знаком со стихами поэта, Толстой посоветовал непременно "достать Тютчева" и при этом пояснил: "Без него жить нельзя". Высоко ценили талант Тютчева Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский, Добролюбов ...
  А сколько книг, исследований написано о творчестве поэта. Тысячи.
  Тютчеву посвятили свои стихи А. Апухтин, В. Брюсов, П. Вяземский, Ф. Глинка, А. Майков, Я. Полонский, Е. Растопчина, А. Толстой, А. Фет, А. Яхонтов, В. Полетаев, С. Городецкий, В. Ковальский, И. Северянин, А. Мандельштам, В. Рождественский, Л. Мартынов, Н. Рубцов, В. Казанцев, Ю. Поляков, Н. Рыленков, В. Сидоров ... Разве всех перечислишь.

В то село,
Что песнями объято, -
К Тютчеву
Автобусы бегут,
Где давно так ревностно и свято
Тютчевское слово берегут.

"Тютчев" - так озаглавил свое стихотворение А. Довгий, украинский поэт.
Овстуг! Он зовет и манит многих людей! И о нем немало написано стихов.

Тучи улетучились.
Высветился воздух.
Mы в гостях у Тютчева -
Mы в деревне Овстуг.

  Это уже строки из стихотворения белорусского поэта Б. Спринчана "На родине Тютчева". И еще.

В Овстуге всем существом своим
Чувствую приливы вдохновенья.
Перед Тютчевым я, как перед святым,
Застываю в тихом удивленье, -

  пишет Л. Возисова в своем стихотворении "Всему святому ...".
  Немало стихотворений Ф.И. Тютчеву, его родине - селу Овстугу посвятили брянские поэты - его земляки. Это С. Баренец, Н. Грибачев, А. Екимцев, А. 3емлянский, Ю. Фатнев, Г. Метельский, Н. Родичев, 3. Бабичева, Л. Ашеко, А. Буряченко, В. Ващенко, Н. Денисов, В. Динабургский, Л. Мирошин, А. Новицкий, В. Парыгин, Н. Поснов, В. Пионков, В. Потапов, С. Сеньков, Б. Файбисович, А. Якушенко, В. Гамолин ...
  Стихи Тютчева. Их любят, обожают, ценят, ими наслаждаются, они волнуют.
  "Когда я слышу журчание ручейка, чувствую знойный полдень, холод осеннего ветра, когда я вижу на глазах слезы, мне невольно вспоминается Тютчев. Без его поэзии я не представляю прекрасное, волнующее ... Где бы я ни был, но когда слышу имя поэта, передо мной возникает родной Овстуг с его окрестностями - полями, лугами, красавицей Десной ..." - это запись уроженца соседней с Овстугом деревни Храбровичи В. Кондратова, будущего врача. А сделана он в крохотной комнате-музее, которую организовал молодой учитель Владимир Гамолин. А вот другая - ленинградца А. Перевезенцева: "Именно здесь, в середине России, среди той природы, которую любил и воспевал поэт, должен находиться музей, достойный его имени". Сделана эта запись более тридцати лет назад.
  Сколько раз мне пришлось бывать в Овстуге. Вспомнить сложно. Несчетно. Помню и эту комнатушку. Открытие памятника поэту. Первые поэтические праздники. Волнение организаторов. Стихи и зрители под дождем. Их лица.
  Много лет прошло с тех пор, когда был заложен первый камень под фундамент восстанавливаемого дома Тютчевых. Надо было видеть радость овстужан, гостей, брянцев, сияющего В.Д. Гамолина, когда открывался новый музей. Народу - яблоку негде упасть.

Овстуг, - ты любовь моя,
Воздухом дышу твоим,
Счастлив несказанно я!
Тютчев мной, как жизнь, любим.
У тебя такой расцвет!
Горд, что ты и мной воспет!

  Эти строки принадлежат перу Владимира Гамолина. И написаны они им от души и по справедливости. Знаю его давным-давно. Завидую энтузиазму, энергии и огромной влюбленности в своего кумира Тютчева, его поэзию, ставшей ему родным и близким музей великого поэта.
  "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется ...", - писал Ф.И. Тютчев в 1869 году. Поэзия Тютчева живет. Она любима народом. Не сузилась, не заросла к ней и брянская тропа. Она стала торной ...
  Большой вклад внесли по возрождению усадьбы Ф.И. Тютчева в разные годы первые секретари обкома партии М.К. Крахмалев, Е.И. Сизенко, А.Ф. Войстроченко, секретарь обкомпарта В.А. Смирнов, заместитель председателя облисполкома С.С. Сысоев, Б.М. Копырнов, долгие годы возглавлявший сельхозпредприятие "Овстуг", а таюке руководители Жуковского района. Велик вклад работников областного управления культуры и краеведческого музея, архитекторов, художников, строителей, лесоводов, многих других.
  Пристальное внимание усадьбе знаменитого поэта уделяет глава администрации области, член Совета Федерации Ю.Е. Лодкин.
  В 2000 году прошел сороковой поэтический праздник. Как всегда выступали поэты, артисты, чтецы ... И было освящение заложенного фундамента храма Успения ... Был открыт новый туристический маршрут Брянск - Овстуг - Неготино - Вщиж.
  Активно ведутся работы, - пояснил зам. начальника областного управления культуры Ф.И. Белозор, - по созданию музея-заповедника Ф.И. Тютчева, включающего Овстуг, его окрестности и древний Вщиж.