Одна из героических страниц истории брянской авиации является участие летчиков 83-й авиационной бригады, имени профсоюзов Западной области, в гражданской войне в Испании 1936 -1939 годов. Всего в войне в Испании принимали участие 79 летчиков-добровольцев из Брянска. Шестнадцать из них погибли. Пятнадцать человек дважды награждены орденом Красного Знамени. Десятерым было присвоено звание Героев Советского Союза. В 1975 году в Брянске был открыт памятник летчикам. На монументе у подножия памятника увековечены имена этих десятерых героев: Сергея Тархова, Владимира Бочарова, Ивана Хованского, Никифора Баланова, Константина Колесникова, Петра Шевцова, Сергея Черных, Александра Осипенко, Сергея Денисова, Ивана Лакеева.
Денисов Сергей Прокофьевич родился 12 (25) декабря 1909 года в слободе Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии (с 1923 года - город в Воронежской области) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. В Красной Армии с 1929 года, служил мотористом отряда. В 1931 году окончил военную авиационную школу пилотов, и проходил службу в должности младшего летчика 11-й авиационной эскадрильи 111-й авиационной истребительной бригады ВВС Ленинградского военного округа. Затем был старшим летчиком и командиром звена в 41-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа базировавшейся в городе Брянске. С ноября 1936 по апрель 1937 года старший лейтенант С.П. Денисов участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании, где в рядах лётчиков-республиканцев командовал истребительным авиационным отрядом. Совершил более 200 боевых вылетов. О количестве побед С.П.Денисова данные противоречивы: он лично доложил Народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову о сбитых им лично 13 вражеских самолетов и 6 - в группе, однако документами его же авиационного отряда подтверждены 3 личные победы и 4 групповые. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1937 года капитану Денисову Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения особой степени отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 51. По возвращении из Испании, карьера С.П.Денисова стала стремительной: в течение 1937 года он досрочно получил сразу три воинские звание капитана, майора и полковника. В апреле 1937 года назначен командиром эскадрильи, но уже в том же месяце стал командиром истребительного авиационного полка. С августа 1937 года командовал 142-й истребительной авиационной бригадой в Белорусском военном округе. Комбриг (22.02.1938). С 1938 года командовал 2-й авиационной армией особого назначения (Воронеж). В 1939 году был откомандирован в зону боевых действий и участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол. В том же 1939 году окончил курсы усовершенствования комсостава при Академии Генерального штаба. Пользовался доверием И.В.Сталина, которому неоднократно подавал служебные записки о недостатках советских истребителей и об их устранении по опыту боевых действий. Комдив (08.08.1939). Участник советско-финской войны 1939-1940 годов, во время которой он был начальником ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Авиация поддерживала наступление армии, наносившей главный удар на Карельском перешейке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив Денисов Сергей Прокофьевич удостаивается второй медали "Золотая Звезда" (№ 4), и становится пятым и последним из довоенных дважды Героев Советского Союза. С апреля 1940 года С.П.Денисов командовал ВВС Закавказского военного округа. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 июня 1940 года Денисову С.П. было присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации". В период Великой Отечественной войны, с августа 1941 года он начальник Качинской Краснознамённой военно-авиационной школы пилотов имени Мясникова. При проверке школы комиссией штаба ВВС были выявлены большие недостатки в организации работы школы и лично С.П. Денисова, за которые он был снят с должности и направлен в распоряжение командующего ВВС Красной Армии в декабре 1942 года. С февраля 1943 года по февраль 1944 года - командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Под руководством генерал-лейтенанта Денисова С.П. части дивизии в сражении под Орлом и Курском произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боев, сбив 73 самолета противника, потеряв 16 своих (соотношение 4:1). За высокую боевую выучку и достигнутые боевые результаты один из полков дивизии получил звание гвардейского, а второй был награжден орденом Красного Знамени. Однако и на фронте генерал С.П. Денисов допустил существенные нарушения воинской дисциплины. В феврале 1944 года был с понижением направлен на тыловую работу старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управлении формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии. С февраля 1946 года находился в распоряжении командующего ВВС Красной Армии, через четыре месяца направлен на учёбу в Высшую военную академию РККА имени К.Е. Ворошилова. С ноября 1947 года - в отставке по болезни. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах). Жил в Москве. Умер 6 июня 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награжден орденом Ленина (04.07.1937), 2 орденами Красного Знамени (02.01.1937, 29.08.1939), орденами Александра Невского (1943), Красной Звезды (1944), медалями, иностранным орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики 1-й степени (10.08.1939).
***
Летом, в конце июля 1939 года, позвонил Сталин, поинтересовался, как идут дела с истребителем.
- У меня сейчас лётчик Денисов, воевал в Испании и в Монголии, может дать полезные советы по вашей машине. Повидайтесь с ним.
Через полчаса в мой кабинет уже входил высокий, стройный брюнет в кителе с петлицами комбрига и Золотой звездой Героя Советского Союза на груди.
Встреча с командиром группы истребителей И-16 в Испании Сергеем Прокофьевичем Денисовым оказалась действительно весьма интересной и полезной для меня, конструктора, не только потому, что он рассказал много интересного как очевидец и участник воздушных боев с немецкими и японскими летчиками, но также и потому, что он с исключительным знанием дела посвятил меня в сущность современной воздушной войны.
Мы долго с ним беседовали. Обсуждали сравнительные преимущества и недостатки немецких, японских и советских истребительных самолетов, Денисов высказал свой взгляд на роль авиации бомбардировочной и истребительной не только сегодня, но и завтра, если придется воевать. Говоря о тактике истребительной авиации, он отметил, что на И-16 мало сбивали истребителей противника по причине малого калибра и разноса установленных в крыльях пулемётов.
Сергей Прокофьевич рассказал о своем разговоре со Сталиным, который удивил его своей осведомленностью в вопросах авиации. Сталин, по словам Денисова, оказался даже в курсе таких деталей, как вооружение английских истребителей "Спитфайр", у которых пулеметы в отличие от немецких "Мессершмиттов" с одной центральной авиапушкой и двумя синхронными (стреляющими через плоскость вращающегося винта) пулеметами далеко разнесены от оси самолета и установлены по размаху крыльев. Особенно Сталин интересовался тем, как целесообразнее вооружать истребители - пушками или пулеметами, и какой огонь действеннее - прицельный из одной крупнокалиберной пушки или рассеянный, из нескольких пулеметных стволов.
Оказывается, по этому и другим подобным вопросам Денисов еще в 1937 году, учитывая опыт первого периода гражданской войны в Испании, по личной инициативе написал докладную записку руководителям военно-воздушных сил и авиапромышленности. Но записку оставили без внимания, никаких мер принято не было, и спустя два года в боях на Халхин-Голе недостатки наших И-16 и "Чаек" оставались прежними, в чём еще раз убедился Денисов. Тогда-то, вернувшись из Монголии, Сергей Прокофьевич и обратился к Сталину, который сразу же вызвал его к себе. Сталин очень рассердился, узнав от Денисова, что по его первой записке не было принято никаких мер. Он с большим вниманием выслушал Денисова и предложил все замечания изложить письменно и материал прислать ему.
Такую записку Денисов написал и вновь был принят Сталиным. На этот раз Сталин вызвал также наркома авиапромышленности М.М. Кагановича и выразил резкое негодование равнодушным отношением к первым, двухгодичной давности сигналам Денисова.
Каганович оправдывался, но спорить по специальным вопросам с таким знатоком, как Денисов, ему было не под силу. В конце концов Сталин буквально выгнал наркома из кабинета и рекомендовал Денисову связаться непосредственно с конструкторами Лавочкиным, Микояном и со мной.
Сущность критических замечаний Денисова заключалась в следующем:
Концепция деления истребителей на маневренные и скоростные порочна.
У наших истребителей должна быть радиосвязь.
Стрелковое вооружение, как по калибру, так и по размещению на самолете, неудовлетворительно.
Немецкие истребители превосходят советские как по скорости полета, так и по стрелково-пушечному вооружению.
Это своего рода предыстория ... - об уроках войны в Испании и о том, как важно такими уроками не пренебрегать.
Цель жизни. (Записки авиаконструктора),
Яковлев А.С., 1968 г.