НАШИ ЗЕМЛЯКИ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Экспертное мнение


ГРИЗОДУБОВА ВАЛЕНТИНА СТЕПАНОВНА


Гризодубова Валентина Степановна  Гризодубова Валентина Степановна – первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза. Родилась 27 апреля (10 мая) 1909 года в городе Харьков (Украина) в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Русская. В 1929 году окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934-1935 годах – летчик агитэскадрильи имени М.Горького на Центральном аэродроме в Москве. В Красной Армии с 1936 года. В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" (второй пилот – П.Д. Осипенко, штурман – М.М. Раскова) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (поселок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 километров). За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Гризодубовой Валентине Степановне 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей вручена медаль "Золотая Звезда" №104. С 1939 года – начальник Управления международных воздушных линий СССР. Участница Великой Отечественной войны: в мае 1942-мае 1944 – командир 101-го транспортного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Лично совершила более 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку противника, а также для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и партизанам.

  Летом 1942 года начал действовать партизанский аэродром вблизи села Смелиж Суземский район Брянской области. Практически каждую ночь на площадке принимали самолеты с оружием, боеприпасами, взрывчаткой, медикаментами и продовольствием, а обратно «на большую землю» эвакуировали тяжело раненых, детей, стариков, отправляли в центр важные документы. Взлетно-посадочная площадка была пригодна в любое время года, оснащена всем необходимым оборудованием и обеспечена опытными специалистами. Этот аэродром использовался летчиками и как аэродром «подскока» для перелета в глубокий тыл фашистов. Смелиж являлся "столицей" партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны. Здесь находился Штаб объединенных партизанских Бригад (позднее Штаб Южной группировки) под руководством Емлютина Дмитрия Васильевича (Герой Советского Союза, полковник, один из организаторов партизанского движения на Брянщине). В октябре 1942 года около аэродрома начал действовать эвакогоспиталь, за время его работы произведено более 1000 операций, начальником госпиталя был М.И. Шамаль, а главным хирургом М.М. Угарова. С мая 1942 года в Смелиже работает редакция газеты "Партизанская правда", а так же радиоцентр под руководством В. Ломановича. В Смелиж летчиками 101 авиаполка совершено 252 самолета-вылета, из них 42 с посадкой. Для организации полетов с посадкой в Смелиж был десантирован помощник командира полка по разведке С.П. Курдюков. Командиры кораблей из состава 101 авиационного полка летавшие на эту площадку: Кузнецов А.С., Долгих М.М., Запыленов С.С., Багров С.Н., Асавин В.Д., Ткаченко П.К.,Масленников В.И. , Слепов Н.И., Лунц Б.Г., Федоренко В.М., Быков Ф.И., Корнаушенко Н.П., Севостьянов А.А.,Чернопятов Г.В., Бабиевский Г.С., Недорезов А.Л., Шуваев Л.Ф., Кузнецов В.И., Адамов В.А., Попович М.И., Валухов И.С., Палеес И.И., Бибиков В.П., Гришаков И.А., Васильченко С.К., Владимирцев.

  С 1946 года полковник В.С. Гризодубова – в запасе. С 1946 года – заместитель начальника НИИ-17 по летной части. Лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 годах – начальник Летно-испытательного центра НИИ. С 1972 года – заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по летной части. За большие заслуги в развитии авиации и в связи с семидесятилетием со дня рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1986 года Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Гризодубова – единственная женщина, удостоенная двух высших званий (Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда). Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11). Полковник (1943). Награждена 2 орденами Ленина (1938, 1986), орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), орденами Трудового Красного Знамени (1936), Красной Звезды (1937), медалями. Депутат Верховного Совета СССР в 1937-1946 годах. Почётный гражданин города Пенза (1965). В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Героине, а на доме, в котором она жила – мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации. Имя В.С. Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге). Имя Героини носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском (Московская область), Новоалтайске (Алтайский край), районном поселке Сузун (Новосибирская область), других городах и поселках России, а также в Донецке (Украина), Алматы (Казахстан).