Одна из героических страниц истории брянской авиации является участие летчиков 83-й авиационной бригады, имени профсоюзов Западной области, в гражданской войне в Испании 1936 -1939 годов. Всего в войне в Испании принимали участие 79 летчиков-добровольцев из Брянска. Шестнадцать из них погибли. Пятнадцать человек дважды награждены орденом Красного Знамени. Десятерым было присвоено звание Героев Советского Союза. В 1975 году в Брянске был открыт памятник летчикам. На монументе у подножия памятника увековечены имена этих десятерых героев: Сергея Тархова, Владимира Бочарова, Ивана Хованского, Никифора Баланова, Константина Колесникова, Петра Шевцова, Сергея Черных, Александра Осипенко, Сергея Денисова, Ивана Лакеева.
Бочаров Владимир Михайлович родился 20 июля (2 августа) 1910 года на железнодорожной станции Колпна (ныне посёлок Орловской области) в семье железнодорожного кочегара. Русский. С 1912 года жил в Курске. В 1928 году окончил 9 классов школы №42 (ныне – школа № 34). В армии с января 1929 года. В 1929 году окончил Вольскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 году – Оренбургскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС в Белорусском военном округе, в 83-й авиационной бригаде, базировавшейся в городе Брянске; был флаг-штурманом авиаэскадрильи, командиром авиаотряда. Участник боевых действий в Испании (под псевдонимом "Хосе Галарс") с ноября 1936 года в должности командира истребительного авиаотряда. Совершил 4 боевых вылета на истребителе И-16, провел 1 воздушный бой. 13 ноября 1936 года был сбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. В плену подвергся зверским пыткам и был убит. 14 ноября 1936 года над Мадридом с самолета был сброшен на парашюте ящик с частями тела В.М. Бочарова. В ящике также находилась записка с угрозами в адрес остальных советских летчиков. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 31 декабря 1936 года капитану Бочарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле в районе Мадрида (Испания). Капитан (1936). Награжден орденами Ленина (1936; посмертно) и Красной Звезды (1936). В Курске его именем названа улица, а на доме, в котором жил Герой, была установлена мемориальная доска (ныне дом снесен). В Колпне и в Курске установлены бюсты Героя.
***
Владимир Бочаров прибыл в Испанию в составе второй группы советских летчиков-добровольцев в начале ноября 1936 года. Из летчиков этой группы была сформирована эскадрилья на истребителях И-16, которую возглавил С.Ф.Тархов. Тремя отрядами, входившими в эскадрилью, командовали В.М.Бочаров, С.П.Денисов и К.И.Колесников.
8 ноября 1936 года отряды Владимира Бочарова и Сергея Денисова во главе с командиром эскадрильи Сергеем Тарховым вылетели из Альхантерильи на мадридское направление. На полпути самолёты совершили посадку в Альбасете, где задержались до 10 ноября (по всей вероятности, из-за плохой погоды).
10 ноября 1936 года в 13.20 на аэродром Алкала (под Мадридом) из Альбасете перелетели 16 истребителей И-16. Весть о прибытии пополнения подняла настроение у республиканцев, а необычный для своего времени самолёт вызвал интерес у многих. В связи с этим было решено устроить демонстрацию высшего пилотажа. В.М.Бочаров, поднявший свой истребитель в воздух, вызвал восхищение у всех. Даже советские лётчики, видевшие, как летают на этом самолёте на родине, такой пилотаж наблюдали впервые.
В этот же день с 16.00 до 17.10 новые истребители штурмовали противника, занявшего мадридский парк Каса-де-Кампо. Встречи с противником в воздухе не произошло, но три самолета получили пробоины от зенитного огня. Это был первый боевой вылет Владимира Бочарова.
11 ноября 1936 года наши летчики на И-16 весь день дежурили на аэродроме, но боевых вылетов не совершали из-за плохой погоды.
Утром 12 ноября 1936 года, сконцентрировав силы, наземные части франкистов предприняли попытку прорваться в сторону Толедского моста. В отражении этого удара приняли участие 15 истребителей И-16. Правительственные части удержали свои позиции, шесть самолетов получили пробоины от огня с земли. Это был второй боевой вылет Владимира Бочарова.
Утром 13 ноября 1936 года 13 истребителей И-16 штурмовали противника. Два истребителя получили пробоины, один потерпел аварию при посадке. Это был третий боевой вылет Владимира Бочарова.
В 15.00 этого же дня на Мадрид пошла очередная группа франкистских самолётов: 8 бомбардировщиков под прикрытием 18 истребителей. На перехват поднялись 12 истребителей И-15 во главе с П.В.Рычаговым и 12 истребителей И-16 во главе с С.Ф.Тарховым. В ходе завязавшегося воздушного боя, одно звено мятежников осталось прикрывать бомбардировщики, а другая часть немецкой эскадрильи, рассредоточившись, заняла позицию выше, прикрываясь облаками. Советские лётчики смело пошли в атаку. Часть истребителей противника, не скрытых облаками, получив повреждения от меткого огня республиканских истребителей, стала покидать поле боя. Намереваясь повторить удар, И-16 после первой атаки пошли на вертикаль. В этот момент немецкие лётчики из группы прикрытия, оставшиеся незамеченными, атаковали советские истребители. Очереди вражеских истребителей попали в самолёт Владимира Бочарова и ранили его самого. Лётчик нашёл в себе силы вне аэродрома, мастерски, на шасси, посадить свой самолёт. Всё было сделано правильно, за исключением одной, роковой ошибки – он сел на вражеской территории.
На следующий день его обезглавленное, изрубленное на куски тело было сброшено в деревянном ящике над Мадридом.
В небе Испании, Абросов С.В., 2003 г.