Родился 30 апреля 1917 года в семье крестьянина. Перебравшись в Ленинград, окончил 7 классов, школу ФЗУ, 3 курса электротехнического рабфака. Работал в добровольном спортивном обществе "Рот - фронт". С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков и Кировобадские курсы усовершенствования командиров звеньев. В июне 1941–феврале 1942 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 162-го истребительного авиационного полка (Западный и Брянский фронты). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии и на брянском направлении. 24 сентября 1941 года на истребителе И-16 в районе Брянска тараном сбил вражеский бомбардировщик "Юнкерс-88". Во время тарана был тяжело ранен в левую ногу, приземлился на парашюте. До декабря 1941 года находился в госпитале. С марта по июнь 1942 года - в 439-м ИАП; по сентябрь 1942 года - в 788-м ИАП; по август 1943 года - в 910-м ИАП; по май 1945 года - в 907-м ИАП. К середине сентября 1942 года командир эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка (102-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны) Капитан Н.А. Козлов произвел 495 боевых вылетов, в 101 воздушном бою лично сбил 12 и в группе 5 самолетов противника. 14 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил 630 успешных боевых вылетов, участвовал в 130 воздушных боях, в которых сбил 23 вражеских самолета (из них 2 - тараном). После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1976 года Генерал - майор авиации Н.А. Козлов - в запасе. Жил в Москве. Умер 11 июля 2005 года. Автор книги - "В огне сражений". Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды); медалями.
***
… Утром 22 июня объявили тревогу. Благодаря мерам, предпринятым Захаровым, ни один из четырех авиаполков, входивших в состав 43 ИАД, не понес потерь от немецких бомбардировок. В 9:00 162 ИАП получил приказ: перебазироваться с площадки под Минском, где он находился, на аэродром Барановичи для ведения боевых действий. Полк был выведен из состава 43 ИАД, к 12:00 перелетел на новое место и приступил к выполнению боевой задачи: прикрытию наземных войск и железнодорожного узла Барановичи, выполнив за первый день войны два боевых полковылета.
23 июня около 4:00 утра дежурное звено Николая Козлова (ведомые — Кузнецов и Онищенко) подняли по тревоге: к аэродрому приближалась группа самолетов "Мессершмитт-110". В бой пришлось вступать над аэродромом. Николай увидел, что один "110-й" пытается штурмовать стоянку его эскадрильи, и пошел в атаку. Удар пушек его И-16 был точен. "Мессершмитт-110" загорелся и врезался в землю на границе аэродрома — счет сбитым вражеским машинам был открыт, — и в полку, и на личном счету Н. Козлова.
Базироваться в Барановичах пришлось недолго. В ночь на 25 июня аэродром подвергся бомбардировке. Все летное поле перепахали. Немецкие танки подходили к городу, находились уже километрах в пятнадцати от него. Был отдан приказ об эвакуации полка. Из-за непригодности взлетно-посадочной полосы материальную часть пришлось сжечь на аэродроме. Не потеряв ни одного человека летного состава в ходе первых дней боев, 162 ИАП убывал в тыл. Командир дивизии Татанашвили собрал всех, вывел на шоссе Брест-Бобруйск. Останавливали машины, высаживали пехотинцев и на их место сажали летно-технический состав. Так удалось спасти ценные летные кадры, вывезти их из района окружения.
Длинную колонну войск и беженцев бомбила восьмерка "Юнкерсов". Переждав налет, машины с авиаторами полка двинулись дальше, объезжая воронки и убитых людей. Но и в этом море человеческой трагедии было то, что проняло их до самой глубины души: убитая молодая женщина, на груди которой — дочка трех-четырех лет, вся перемазанная кровью, непрерывно теребя мать, просила ее откликнуться. Надо ли говорить, что после подобной картины летчики только и мечтали о том, чтобы побыстрее снова вступить в бой. Увиденное не прошло бесследно и для Николая Козлова, во многом определив его поведение в воздушных боях.
3 июля 1941 года летчики прибыли в Курск. В течение месяца прошло переучивание на МиГ-3, и 20 августа полк, вошедший в состав ВВС Брянского фронта, вылетел на МиГах в район боевых действий. Началась напряженная боевая работа: 8-10 вылетов в день на прикрытие войск, разведку и штурмовку вражеских аэродромов.
Ранним утром 24 августа Козлов в паре с летчиком Сибириным вылетел на разведку аэродрома в Сеще. Этот объект был ему хорошо знаком еще по довоенным полетам. Николай, знавший все подходы к аэродрому, появился над ним на малой высоте с направления, неожиданного для немецких зенитчиков. Там как раз готовилась к вылету большая группа бомбардировщиков — до сотни машин. Зенитки открыли огонь, когда Николай уже вышел из зоны поражения. Разведывательное донесение он передал по радио. Когда вернулся на свой аэродром, обнаружил его пустым — все улетели на штурмовку разведанной цели. МиГ-3 Николая был подготовлен к повторному вылету. Параллельно, но с некоторым запозданием, велась подготовка самолета его ведомого, и в это время был получен приказ на перехват бомбардировщиков противника, шедших к Брянскому железнодорожному узлу, где как раз происходила выгрузка войск.
Николай взлетел один. На удалении 30–40 км от станций Брянск-1 и Брянск-2 он обнаружил в воздухе группу из 6 "Юнкерсов", под прикрытием трех самолетов "Мессершмитт-109". Пошел в атаку на ведущего "Юнкерса", открыв огонь с передней полусферы по кабине летчика под углом 15 градусов к оси самолета. Тот потерял управление, перешел в пикирование и врезался в землю. Выполнив боевой разворот, Николай сверху атаковал другой бомбардировщик и зажег его. И тут на его МиГ-3 навалились истребители прикрытия. Когда один из них зашел МиГу в хвост, Николай выпустил щитки — скорость его истребителя резко упала, и "Мессершмитт", проскочив вперед, сам теперь стал мишенью. Но сбить его не удалось — оружие на МиГе отказало. "109-му", пикируя до земли, удалось выйти из боя.
Тут Николай заметил, что один из "Юнкерсов", продолжает следовать прежним курсом на высоте 3000–4000 метров. Не имея возможности поразить его огнем бортового оружия, Николай не желал упускать бомбардировщик, уже становившийся на боевой курс. Подойдя снизу к его хвостовому оперению и уравняв скорости, он взял ручку управления на себя — и винт МиГа врезался в хвостовую часть бомбардировщика. "Юнкерс" начал разрушаться и в конце концов упал на землю.
Козлов же от удара на короткое время потерял сознание. Когда очнулся, его МиГ-3 шел со снижением и горел. Николай открыл фонарь и покинул самолет. Раскрыл парашют — и был тут же атакован "Мессершмиттом" сопровождения. Очереди сильно изрешетили купол, "109-й" заходил на повторную атаку, — надежд на спасение у Николая практически не оставалось. И в это время он услышал стук пулеметов БС, глянул вверх — это его ведомый Сибирин подоспел к месту схватки и сбил зазевавшегося немца, увлеченного охотой за "легкой добычей".
Бой, длившийся 20 минут, проходил в районе штаба Брянского фронта. Сам таран наблюдало руководство фронта — командующий Еременко и член Военного совета Пономаренко. 26 августа 1941 года Н. Козлов был представлен к званию Героя Советского Союза. Его боевой счет после того памятного боя составлял 9 сбитых самолетов. Но награждение не состоялось. Войска Брянского фронта попали в тяжелое положение, и стало не до наград.
В ходе того боя Николай Козлов получил серьезные ранения: была перебита левая нога, при приземлении на разодранном парашюте повреждена правая. Требовалось длительное лечение. Николая отправили на санитарном поезде в тыл…
Журнал "Мир Авиации", № 1, 1998 г.