ГОРДЕЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
  Год постройки: 1814-1818 годы. Не действует.


  Церковь Покрова, 1-я половина XIX века. Расположена на возвышенности в центре села, на берегу реки Полонка. Построена в 1818 году по заказу помещика Кулябко-Корецкого из кирпича и оштукатурена. К настоящему времени разобраны колокольня, южный и западный портики, утрачена большая часть кровли. Своеобразный усадебный храм центрического типа в стиле ампир, одна из немногих культовых построек в области, решенных подобным образом. Изящный крестообразный в плане объем сравнительно небольшого здания, образованный четвериком со скругленными углами и прямоугольными одинаковыми рукавами с двускатными кровлями и портиками, увенчан невысоким цилиндрическим барабаном с куполом. Сдержанный декор придает зданию строгость и парадность. Сильно выступающие портики боковых рукавов с двумя парами широко раздвинутых в центре тосканских колонн на постаментах поддерживают переходящий на стены антаблемент; алтарный выступ украшает аналогичный портик из полуколонн. Выступающий цоколь имеют не только стены, но и барабан, завершенный антаблементом. Прямоугольные окна в боковых стенах рукавов и входные двери в центре портиков лишены обрамлений. Четыре крупных типично ампирных полуциркульных окна прорезают барабан над рукавами. Оригинален интерьер храма с основным квадратным в плане помещением, имеющим срезанные углы и паруса при переходе к барабану с куполом. Широкие арочные проемы соединяют его с рукавами, перекрытыми коробовыми сводами с распалубками над окнами. В углах алтаря устроены полукруглые ниши, а над восточной стеной - лоток свода; западные углы трапезного рукава отделены стенками. Из внутреннего убранства в боковых рукавах храма сохранились небольшие фрагменты настенных росписей, выполненных масляной краской в XIX веке: композиции "Покров" и "Богоматерь с младенцем".
  Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область, 1997 год.


***

  Утвержден церковным старостой села Кузнецы губернский секретарь Семен Гринев.
  Черниговские епархиальные известия, № 22, 1864 года.


***

  Утвержден в должности церковного старосты к Покровской церкви села Кузнецов, Суражского уезда, крестьянин собственник Василий Григорьев Зраев, 17 августа 1984 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 19, 1894 года.


***

  Вакантное диаконское место при Покровской церкви в селе Кузнецах, Суражского уезда, с 6 октября 1894 года. В приходе числится дворов 537, душ обоего 3772, земли 35 десятин, дома нет, жалованья всему причту 249 рублей в год.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 23-24, 1894 года; №№ 1-5, 1895 года.


***

  Перемещен диакон, состоящий на должности 2-го псаломщика при Введенском Девичьем монастыре города Нежина, Михаил Бурковский, на штатное диаконское место при Покровской церкви села Кузнецов, Суражского уезда, 20 февраля 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1895 года.


***

  Список приходам, Черниговской епархии, при которых состоят причты: двухчленные, трехчленные и четырехчленные, в состав коих, на основании определения Епархиального Начальства, от 29 сентября – 6 октября 1894 года за № 495, назначены диаконские вакансии.
  Приходы с причтами трехчленными. Суражский уезд. Село Кузнецы, Покровская церковь. Прихожан мужского пола - 1800.
  Черниговские епархиальные известия, № 12, 1895 года.


***

  Перемещен псаломщик Покровской церкви села Кузнецов, Суражского уезда, Иван Крещановский к Александро-Невской церкви села Белых-Веж, Конотопского уезда, 29 мая 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 12, 1895 года.


***

  Перемещен на праздное диаконское штатное место при Успенской церкви села Летяхов, Суражского уезда, штатный диакон села Кузнецов, того же уезда, Михаил Бурковский, 17 января 1896 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1896 года.


***

  Вакантное диаконское место при Покровской церкви в селе Кузнецах, Суражского уезда, с 17 января 1896 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 8-24, 1896 года; №№ 1-24, 1897 года; №№ 1-24, 1898 года; №№ 1-24, 1899 года; №№ 1-24, 1900 года; №№ 1-24, 1901 года; № 1, 1902 года.


***

  Просвещен св. крещением священником Покровской церкви села Кузнецов, Суражского уезда, Георгием Россинским мещанин еврей Шмуйло Бейбов Наиманов, 21 года, с наречением ему имени Феодосий, 20 января 1898 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 7, 1898 года.


***

  Умер псаломщик Покровской церкви сели Кузнецов, Суражского уезда, Григорий Бурневский, 2 декабря 1900 года. Перемещен на псаломщическое место к Покровской церкви села Кузнецов, Суражского уезда, перемещен псаломщик Введенской церкви села Городечни, того же уезда, Иван Дорогунцев, а на его место в село Городечню определен сын псаломщика Василий Облакевич, 11 декабря 1900 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 1, 1901 года.


***

  Священник отец Капитон Россинский.
  В ночь с 23-го на 24-е декабря 1900 года скончался от паралича сердца на 71 году от роду духовник 4-го благочиннического округа, Новгородсеверского уезда, священник села Каменской-Слабоды, отец Капитон Россинский.
  Умерший — урожденец Черниговской епархии, сын священника Суражского уезда села Кузнецов, окончил курс Черниговской духовной семинарии по 1-му разряду в 1851 году. В 1852-м году был рукоположен в сан иерея ко Рождество-Богородичной церкви села Смяча, Новгородсеверского уезда. Как человек весьма деятельный, способный и отличавшийся крепким здоровьем, отец Капитон с достоинством потрудился в течении своей чуть не пятидесятилетней пастырской службы. Кроме пастырской службы, он в разное время проходил должности: а) учителя при Новгородсеверском духовном училище (с 1865 по 1867 год); б) законоучителя для нижних военных чинов Новгородсеверской внутренней стражи; б) благочинного — в течении 10 лет (1872-1882 годы) в 4-м округе, Новгородсеверского уезда; в) наблюдателя за преподаванием закона Божия в начальных земских училищах; г) депутата по училищным делам в течении одного трехлетия; д) законоучителя в земских училищах, — сначала в селе Камене и затем в Каменской-Слободе и е) духовника местного округа. За усердное выполнение как сих должностей, так и пастырских обязанностей Епархиальным Начальством отец Капитон удостоен был наград, — набедренника, фиолетовой скуфии, камилавки и наперсного золотого креста; кроме того имел бронзовый крест и медаль в память Севастопольской войны; серебряные медали в память царствований Императоров Николая I и Александра III.
  Покойный отец духовник от природы имел весьма кроткий, общительный, и веселый характера, стяжавший ему симпатии всех, кто имел случай познакомиться с ним. Местное духовенство любило и уважало отца духовника за его братскую общительность, всегдашнее хлебосольство, а главное за его образцово-христианскую жизнь и деятельность. О благочиннической деятельности отца Капитона в местном округе у лиц, бывших в его ведении, сохранились также самые светлые воспоминания. Но особенно дорогую память о себе оставил отец Капитон в среде своих прихожан, которые в нем всегда видели пастыря доброго, совершавшего богослужение и требы всегда благовейно, согласно существующим постановлениям. Какие бы то ни было уступки, противные пастырским обязанностям и законам, отец Капитон считал выше своих сил: "не могу", "не знаю", "это дело для меня непонятное", "пусть другой-кто его делает", - вот те ответы, которыми он обыкновенно отстранял себя от них. Такая верность требованиям закона и службы дала отцу Капитону возможность прожить со своими прихожанами мирно и не только безбедно, но и в довольстве.
  Благий и верный раб Божий, в малом ты верен был и Бог видимо еще здесь благословлял тебя, вниди ныне в радость Господа твоего, где Он, верим, удостоит тебя больших радостей в Своих райских обителях; между-же нами, знающими тебя, память о тебе как добром пастыре, усердном труженике и примерном отце семейства на всегда хранится, как образец, вполне достойный подражания. Погребение тела отца Капитона состоялось 26-го декабря при многочисленном стечении его прихожан и других лиц, знавших отца духовника и пришедших отдать ему последний христианский долг. При погребении местным отцом благочинным было произнесено поучение о страхе человека при мысли о смерти и об утешениях, открытых для христианина в слове Божием.
  Священник С. Диесперов.
  Черниговские епархиальные известия, № 2, 1901 года.


***

  Утверждены членами благочиннического совета 3 округа Суражского уезда священники — села Яловки Василий Ромаскевич и местечка Ущерпья Георгий Бакуревич, а кандидатами по ним священники: села Кузнецов Георгий Россинский и села Рожков Димитрий Норанович, 8 октября.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1901 года.


***

  По Представлению Черниговского Епархиального Училищного Совета, резолюциею Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антония, Епископа Черниговского и Нежинского, от 4 сего года марта, за труды и заслуги по церковным школам Черниговской епархии награжден скуфьею священник села Кузнецов Суражского уезда Георгий Россинский.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1904 года.


***

  Перемещен священник Покровской церкви села Кузнецов, Суражского уезда, Георгий Россински к Николаевской церкви села Полуботок, Черниговского уезда, 14 октября. Открыто вакантное место священническое Суражского уезда, в селе Кузнецах, при Покровской церкви, дворов 551, прихожан обоего пола 3942 души, ружной земли 34 десятины 1490 саженей, дом есть, жалованья 156 рублей 80 копеек в год, с 14 октября 1904 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1904 года.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Суражский уезд. Кузнецы, Покровская, каменной постройки 1818 года Кулябко-Корецкими.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.