ГОРДЕЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Школа грамоты


  Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1894/1895 учебный год.
  Село Кожаны. Школа грамоты основана 20 января 1892 года. Помещение школы – собственное. Учитель Семен Голик, окончивший земскую школу и имеющий свидетельство на звание учителя. Средства содержания школы – по 100 рублей в год от общества.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1895 года.


***

  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.


***

  Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Черниговской епархии за 1894/1895 год.
  Черниговская епархия, разделяясь в административном отношении на 15 уездов, занимает площадь в 46047 квадратных верст. Православного населения на всем пространстве Черниговской епархии в отчетном году состояло, по сведениям, доставленным Епархиальному Училищному Совету Уездными Отделениями его, 2031998 человек обоего пола (больше против 1893/1894 года на 37042 человека), из коих — мужеского пола 1011523 и женского пола 1020475 душ.
  Детей православного исповедания, имеющих школьный возраст (от 7 до 14 лет), по сведениям Уездных Отделений Совета, насчитываются в епархии 302366 человек обоего пола (больше против предыдущего отчетного года на 2637 человек), из которых 150498 мальчиков и 151868 девочек. Мглинский уезд: 8125 мальчиков, 8379 девочек, всего – 16504 человека. Новозыбковский уезд: 12484 мальчика, 12657 девочек, всего – 25141 человек. Стародубский уезд: 9405 мальчика, 9213 девочек, всего – 18618 человек. Суражский уезд: 14832 мальчика, 14675 девочек, всего – 29507 человек.
  К началу отчетного года в епархии числилось 109 церковно-приходских школ, 403 школы грамоты и 600 начальных училищ других ведомств. В отчетном году было 114 церковно-приходских школ, 453 школы грамоты, всего 567 церковных школ, и 621 начальное училище других ведомств, преимущественно же земских.
  В отчетном году вновь открыто 13 церковно-приходских школ, в том числе 2 в Мглинском уезде, 2 в Стародубском уезде. Число школ грамоты за отчетный год увеличилось на 50, не смотря на то, что закрылось ряд школ (в том числе, 8 школ в Суражском: в Михайловке за неимением учителя, Дубровке, Кожухах, Селище, Балсунах, Черетовке и Великом-Боре за неимением сколько-нибудь сносного помещения для школы, в селе Старой Гуте за беззаботностью священника (ныне умершего) и прихожан). Вновь открыто 73 школы грамоты, в том числе, 8 в Мглинском уезде, 2 в Новозыбковском уезде, 5 в Стародубском уезде, 12 в Суражском уезде.
  По уездам вышеозначенное число наличных школ распределяется следующим образом: Мглинский уезд, церковно-приходских школ 3, школ грамотности 37, других ведомств 30, всего 70; Новозыбковский уезд, церковно-приходских школ 10, школ грамотности 37, других ведомств 35, всего 82; Стародубский уезд, церковно-приходских школ 6, школ грамотности 44, других ведомств 50, всего 100; Суражский уезд, церковно-приходских школ 9, школ грамотности 46, других ведомств 28, всего 83.
  Учащихся в церковных школах Черниговской епархии было в отчетном году православных детей обоего пола 16405 человек (более прошлого 1893/1894 учебного года на 1832 человека), в том числе 14085 мальчиков и 2320 девочек. Из них обучалось: а) в церковно-приходских школах 3726 мальчиков и 777 девочек, всего 4503 человека обоего пола (более предыдущего года на 283 человека); б) в школах грамоты 10359 мальчиков и 1543 девочки, всего 11902 человека, обоего пола (более 1893/1894 года на 1549 человек). В начальных народных школах других ведомств обучалось православных детей обоего пола 46771 (более 1892/1893 года на 546 человек), в том числе мальчиков 40061 и девочек 6710.
  Дети школьного возраста не посещавшие обучение: Мглинский уезд, 4624 мальчика, 5652 девочки, всего 10276; Новозыбковский уезд, 8347 мальчиков, 11538 девочек, всего 19885; Стародубский уезд, 6153 мальчика, 8733 девочки, всего 14886; Суражский уезд, 11946 мальчиков, 14342 девочки, всего 26288.
  В Стародубском уезде раскол в количестве 18227 человек обоего пола, централизуется в посаде Новомлынке и Елионке 1 округа и в посадах Воронке и Лужках 3 округа; в Суражском уезде в количестве 12527 человек обоего пола, занимают посады Клинцы и Ардонь 1 округа и посада Святскую 3 округа; в Новозыбковском уезде, в количестве 31679 человек обоего пола, раскольники сосредоточиваются в самом городе Новозыбкове (около 10000 человек) и в посадах — Злынке, Климове, Тимошкином Перевозе и Шеломах 1 округа, Митьковке, Манюках и Белом-Колодезе 2 округа и Чуровичах 3 округа.
  Почти во всех местах, где имеют оседлость раскольники, есть или церковно-приходская школа или школа грамоты или училища и школы других ведомств. Особенно противопоставлены расколу школы в упомянутых выше центрах раскола, а именно: 1) в Стародубском уезде школы грамоты а) в посаде Воронке, где обучалось 24 раскольника, в том числе 21 мальчик и 3 девочки, б) в посаде Лужках, где обучалось 43 раскольника, в том числе 32 мальчика и 11 девочек и в) в посаде Новомлынке; 2) в Суражском уезде — а) две школы грамоты в посаде Клинцах, б) весьма благоустроенная церковно-приходская школа в предместье означенного посада — деревне Стодоле, в) школа грамоты в смежном с посадом Ардонь селе Богородицком и г) земская школа в посаде Святской; 3) в Новозыбковском уезде — а) церковно-приходская школа и б) две школы грамоты в посаде Злынке и в) школа грамоты при Михайловской церкви города Новозыбкова.
  Личный состав Уездных Отделений Епархиального Училищного Совета в отчетном году был следующий:
  Мглинского — председатель священник города Мглина И. Андриевский и члены: председатель земской управы Н.Я. Горевой, заведующий 2-х классным городским училищем Н.Г. Захаржовский, благочинные — священник М. Гораин, священник Д. Феодоровский, священник И. Кочановский и священник Н. Крыловский, купец С. Лагутенко, купец Гузико и земские начальники — К.В. Садовский, И.С. Клименко, Н. К. Вериго, А.А. Трубининов и Г. Шендюк, священник А. Померанцев и нотариусы Е. Хамский, Б. Суница.
  Новозыбковского — председатель благочинный 1 округа священник села Ярылович А. Фелицын и члены: благочинные священник А. Васильев и протоиерей М. Диомидов, уездный предводитель дворянства его сиятельство князь Н.Д. Долгоруков, священники: С. Баталин, Н. Батырский, А. Барзылович, И. Доброгаев, С. Тимонович, С. Корейша и земские начальники: И.И. Чарнолуский, Лисовский, Савич, Леонтович и Хитуп.
  Стародубского — Председатель Настоятель Стародубского Собора Протоиерей А. Доброгаев и члены: Смотритель Стародубского духовного училища Статский Советник Н.В. Ефремов, (он же заступающий место Председателя Отделения), помощник Смотрителя духовного училища коллежский Советник И.И. Компан, почетный мировой судья Статский Советник А.И. Харченко, священник города Стародуба М. Доброгаев, заведующий 2-х классным городским училищем Д.В. Озерский, священник С. Сечко-Кушнеровский, священник И. Никольский, священник Н. Золотов, священник А. Доброленский, благочинные — священник П. Виноградский, священник И. Жигунов, священник И. Якубович, священник Н. Цыганков, земские Начальники — Д.А. Чернолусский, Я.Г. Зенькович, И.Я. Быков, М.Л. Васькевич и В.И. Соломка, исправник И.Ф. Сидорский, землевладелец С.А. Ширай, председатель Земской Управы О.О. Рогович и Гласный Земскского Собрания А. М. Поршняков.
  Суражского – Председатель священник города Суража А. Смельницкий и члены: Инспектор Суражской Прогимназии Н.К. Шоластер (он же заступающий место председателя Отделения), председатель Уездной Земской Управы Н.А. Исаев, священник С. Лебедев, Ф. Лапчинский, священник Г. Россинский и священник И. Лукашевич, земские начальники — Н.Я. Дублянский, В.Г. Климов, Н.А. Максимовский, господин Шамраев и Е.Н. Пригоровский, священник П. Барзылович и священник М. Гневушев.
  Наибольшею ревностью, умением и усердием в деле религиозно-нравственного просвещения народа при посредстве церковно-приходской школы заявили себя нижеследующие священники-законоучители: по Мглинскому уезду — священник Соборной церкви города Мглина И. Андреевский, своим усердием к церковно-школьному делу и правильною постановкою его достигший того, что дети, оставив все, бегут в церковную школу. Особенно это выразилось во время бывших в сем году в городе Мглине летних краткосрочных педагогических курсов учителей церковных школ уезда, когда, не смотря на самое дорогое время для детей — лето, по первому объявлению о приходе желающих в церковно-приходскую школу, пришло столько детей, что их буквально негде было досадить, не смотря на довольно поместительное здание школы; со слезами на глазах уводили многие детей домой, но лишь тогда, когда воочию убедились, что нет места: мы непременно желаем, заявляли при этом родители, чтобы наши дети учились в духовной школе; по Новозыбковскому уезду — священник села Вышкова Гр. Титов, на свои средства отапливающий школу, отпускающий от себя учителю провизию для стола и дающий учителю ежегодное пособие рублей в 25-30; священник села Внукович И. Никитский, тоже отапливающий на свои средства школу и выдающий от себя учительнице рублей 30-40 пособия и священник села Курознова Н. Бутырский, много прилагающий забот к внешнему благоустройству школы; по Суражскому уезду — священник села Петровой-Буды П. Барзылович, успехи учеников которого по Закону Божию оказались блестящими, и священники села Козарич М. Гневушев и села Неглюбки В. Корейша, лично преподававшие в школе все предметы.
  Наибольшее усердие, умение вести с успехом дело обучения оказали, по представлению Уездных Отделений Совета, нижеследующие учители и учительницы церковно-приходских школ: по Мглинскому уезду — учительница Мглинской Соборной школы А. Крещановская, подготовившая к выпуску 7 мальчиков с очень основательным знанием предметов школы, ведущая в школе послеобеденные занятия, всегда аккуратная в школе, она никогда не опустила ни одного богослужения и всегда, от школы до Собора проводив детей в парах, строго наблюдала за их поведением в церкви; по Новозыбковскому уезду — учитель Курозновской школы А. Атвиновский, ученики которого очень хорошо выдержали выпускной экзамен.
  Новых школьных домов в отчетном году построено 3, в том числе в селе Березовке Стародубского уезда на средства полковника Аршукова (300 рублей).
  Черниговские Епархиальные Известия, № 8, 1896 года.


***

  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.