ГОРДЕЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Николая Чудотворца


Церковь Николая Чудотворца

  Престолы: Николая Чудотворца
  Год постройки: 1815 год. Не действует.

  Церковь Николая Чудотворца, перваяя четверть XIX века. Расположена в центре села, на правом берегу реки Ипуть, доминирует в окружающем пейзаже. Построена в 1815 году по заказу помещика майора Ф.Д. Ширая и его жены. К настоящему времени утратила главный портик входа и шпиль южной колокольни. Сооружена из кирпича и оштукатурена снаружи и внутри. Оригинальный четырехстолпный купольный храм в стиле зрелого классицизма, один из лучших памятников Брянщины этого периода. Необычная объемно-пространственная композиция здания подчеркнуто монументальна и торжественна. Крупный двусветный четверик с высоким цоколем (подцерковье) увенчан в центре большим световым восьмериком с граненым куполом и миниатюрной главкой на стройном глухом восьмиграннике. Продольную ось подчеркивают выступающее полукружие алтарной апсиды и западный ризалит, прежде украшенный входным портиком с фронтоном. Уникальность композиции придают две мощные квадратные в плане колокольни с гранеными купольными кровлями и шпилями, примыкающие к центрам боковых фасадов и акцентирующие поперечную ось. МежЪярусный карниз небольшого выноса опоясывает здание на уровне двух третей высоты стен, проходя в основании полуциркульных окон второго света и ниш. Под ними размещены прямоугольные проемы без обрамлений, лишь с треугольным сандриком на кронштейнах над западным входом. Завершает фасады простой антаблемент с нарядным, украшенным сухариками карнизом, над которым возвышается массивный гладкий аттик; у колоколен он прорезан круглыми окнами и служит основанием устоев арок звона. Менее крупные аттики венчают верхний ярус колоколен и восьмерик церкви, украшенные в первом случае треугольными, а во втором лучковыми фронтонами, поставленными над арочными окнами по сторонам света. Просторный и светлый интерьер храма отличается сложностью форм. Эффектное подкупольное пространство с устремленным вверх восьмериком, покоящимся на четырех мощных пилонах и плоских парусах, завершено восьмилотковым сомкнутым сводом. Широкими арками оно соединено с алтарем, более крупной западной частью и узкими боковыми, вытянутыми в длину и открытыми в нижние ярусы колоколен. Алтарь, перекрытый Коробовым сводом, заканчивается полукружием апсиды с конхой, хорошо освещенной из трех верхних полуциркульных окон. В квадратных восточных угловых камерах с сомкнутыми сводами размещались жертвенник и дьяконник, а в западных - лестницы на хоры. Перекрытые коробовыми сводами хоры с распалубками в торцах располагались над всеми боковыми частями, кроме алтаря, эффектно открываясь в подкупольное пространство полуциркульными арками с балюстрадами. Сохранилась штукатурная отделка стен со сложно профилированными карнизами, украшенными сухариками у основания сводов и в завершении пилонов, а также у основания восьмерика. Пилоны декорированы массивными пилястрами с филенками и круглыми нишами вверху с лепными розетками. На парусах в арочных обрамлениях находятся плохо сохранившиеся живописные изображения евангелистов.
  Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область, 1997 год.


***

  Суражского уезда села Косич козак Михаил Тавпека пожертвовал для школы в селе Козаричах избу, за что и объявлено ему от имени Его Высокопреосвященства благословение Божие.
  Черниговские епархиальные известия, № 8, 1864 года.


***

  Вакантное диаконское место при Николаевской церкви в селе Казаричах, Суражского уезда, с 6 октября 1894 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 24, 1894 года; №№ 1-24, 1895 года; №№ 1-24, 1896 года; №№ 1-24, 1897 года; №№ 1-24, 1898 года; №№ 1-24, 1899 года; №№ 1-24, 1900 года; №№ 1-24, 1901 года; № 1, 1902 года.


***

  Награжден набедренником священник Николаевской церкви села Козарич, Суражского уезда, Михаил Гневушев, 1 февраля 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 4, 1895 года.


***

  Список приходам, Черниговской епархии, при которых состоят причты: двухчленные, трехчленные и четырехчленные, в состав коих, на основании определения Епархиального Начальства, от 29 сентября – 6 октября 1894 года за № 495, назначены диаконские вакансии.
  Приходы с причтами двухчленными. Суражский уезд. Село Казаричи, Николаевская церковь. Прихожан мужского пола - 1699.
  Черниговские епархиальные известия, № 12, 1895 года.


***

  Утверждены в должности членов благочиннического совета 2 округа, Суражского уезда, священники: села Летяхов Николай Пиневич и села Козарич Михаил Гневушев, а кандидатами по ним – села Косич Александр Тарасевич и села Широк Иоанн Кончаловский, 5 октября 1899 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1899 года.


***

  Награжден скуфьею за отлично усердную службу священник села Козарич, Суражского уезда, Михаил Гневушев.
  Черниговские епархиальные известия, № 4, 1900 года.


***

  Утвержден в должности следователя по судебным делам во 2-й благочиннический округ Суражского уезда священник села Козарич Михаил Гневушев, 19 декабря 1900 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 1, 1901 года.


***

  Преподается Архипастырское благословение Его Преосвященства за пожертвования в Николаевскую церковь села Козарич Суражского уезда: церковному старосте сей церкви крестьянину Иакову Кириакову Юрченко — двух металлических хоругвей, ценою в 25 рублей и крестьянину Феодосию Лямзе — потира со лжицею, стоимостью в 90 рублей и деньгами в пользу церковно-приходского попечительства 90 рублей.
  Черниговские епархиальные известия, № 17, 1901 года.


***

  Утвержден в должности законоучителя народного училища священник села Козарич Суражского уезда Михаил Гневушев — Песчанского народного училища, 5 декабря.
  Черниговские епархиальные известия, № 1, 1904 года.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Суражский уезд. Козаричи, Николаевская, деревянной постройки 1815 года Федором Шираем.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


***

  Известно, что после смерти одного сына Прасковья Петровна поселилась у церкви и прожила здесь до своей смерти в 1845 году, соблюдая строгий монашеский обет. После закрытия и разграбления здание собора было передано в ведомство районного отдела образования. Позже в нем были устроены школьные мастерские, а потом склад для удобрений.
  Сегодня церковь в Казаричах относится к приходу храма Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Гордеевка. По благословению епископа Брянского и Севского Феофилакта в Казаричах возрождается православная община.


Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца