Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
"Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
Русское Обозрение, 1985 год.
***
В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.
***
Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1897 год.
Ивановская школа грамоты. Школа основана в 1897 году. Помещение школы – наемное. Учитель Н. Боровой, домашнего образования. На содержание школы собрано денег 15 рублей в зиму от общества.
Черниговские Епархиальные Известия, № 18, 1898 года.
***
Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковных школ Черниговской епархии за 1898 гражданский год.
К началу отчетного года в Черниговской епархии числилось 786 церковных школ с общим числом учащихся в них мальчиков и девочек в 26155 человек, к концу же отчетного 1898 года в ведении Черниговского Епархиального Училищного Совета, кроме образцовых школ при духовной семинарии и женском епархиальном училище, состояло всего 814 церковных школ, в том числе 5 школ второклассных, 2 двухклассных, 214 одноклассных церковно-приходских и 593 школы грамоты с общим количеством учащихся в них 29353 человек, в том числе 23434 мальчика и 5919 девочек. Таким образом, по сравнении с предыдущим годом, общее число церковных школ в епархии в 1898 году увеличилось на 30, а именно: вновь открылось две второклассных школы, 12 одноклассных церковно-приходских и 16 школ грамоты, а общее число учащихся в этих школах мальчиков и девочек, включая сюда и учащихся в образцовых школах, увеличилось на 3275 человек.
Школ других ведомств в Черниговской епархии в отчетном году числилось всего 684, в том числе два трехклассных городских училища, 13 двухклассных городских училищ, одно одноклассное городское училище, одно двухклассное городское приходское женское училище, 20 одноклассных городских приходских училищ, 15 городских начальных народных училищ, 3 ремесленных училища, 20 двухклассных и 10 одноклассных сельских народных училищ Министерства Народного Просвещения и 599 сельских начальных народных училищ, основанных по положению 25 мая 1874 года. По уездам губернии все вышеозначенные училища распределялись следующим образом: в Борзенском уезде — 57 училищ, в Глуховском — 53, в Городнянском — 43, в Козелецком — 40, в Конотопском — 89, в Кролевецком — 44, в Мглинском — 33, в Новгородсеверском — 50, в Новозфбковском — 48, в Нежинском — 57, в Остерском — 38, в Сосницком — 46, в Стародубском — 42, в Суражском — 29 и в Черниговском — 65 училищ. Из общего числа школ 26 было мужских, 12 женских и 646 смешанных. Учащихся во всех 684-х школах в 1898 году состояло всего 61005 человек, в том числе 50933 мальчика и 10072 девочки. Из них окончило курс — мальчиков и девочек 5993 человека. Кроме того при 3 школах Борзенского, 12 Козелецкого, 12 Нежинского и 4-х Стародубского уездов существовали классы для взрослых, по положению 25 мая 1874 года, в которых обучалось 951 человек мужского пола и 446 женского пола.
Суражское Отделение: Председатель, он же и уездный наблюдатель церковных школ, священник города Суража А. Смельницкий и члены: священники - И. Лукашевич, И. Миронович, П. Барзылович, Ф. Лапчинский, Г. Россинский, С. Лебедев и М. Гневушев, почетный мировой судья Н.А. Исаев, член от министерства народного просвещения — заведывающий городским училищем Л.А. Манжос-Белый, благочинные: протоиерей Е. Лебедев и священники — И. Тарасович и В. Корейша и земские начальники: В.Г. Климов, Н.Я. Дублянский, Н.А. Максимовский, Е.И. Стош и В.А. Шамраев. Обязанности казначея Отделения нес священник И. Лукашевич, а делопроизводителем состоял священник М. Гневушев.
Обучение не велось вследствие того, что школьное здание сгорело, а новое еще не окончено постройкой.
Черниговские епархиальные известия, № 23, 1899 год.