Норино.
В 40 верстах от Мглина, при реке Усе, в соседстве с Балыками, от которого в версте при деревне Козловке есть церковище, иначе городище. В храме села Кудровки сосницкого уезда есть евангелие виленское 1644 года с такою польскою припискою: "Прокоп Паркуцкий, мещанин норинский, купил сие евангелие за 15 польских злотых в 1651 году и отдано до святой Троицы местечка Норинки в 1652 году". По этой надписи, в Норине был храм святой Троицы прежде 1652 года. Как по судьбе евангелия, купленного Паркуцким, так потому, что в 1670 году видим в Норыне храм успенский, надобно положить, что Троицкий храм Норына сожжен был во время польских смут, происходивших в крае в 1664 году. О старом успенском храме Норына вот письменные памятники! "Григорий Карпович, полковник войска его царского величества запорожского стародубовский сотникови почепскому – сим ознаймую: добивал мне чолом честный господин отец Афанасий, священник ycпенский норинский, абы ему на властной его гребелци, которую он на реке Усе власным коштом занял и засыпал на колотовку, млинок вешняк з одним колом побудовать позволил". Полковник 10 марта 1679 года дозволяет. "Року 1678 предо мною атаманом городовим почеповским ставши очевисто Дмитрок Тимофеевич, житель волости почеповской села Норына признал, иж продал отцу господину Афанасию Ивановичу, священнику села Норына, двор свой с огородом и пашнею и с моргами и сеножатьми и зо всякими долеглостями". Колокол норынский, в 10 пудов, с следующими словами: "року 1686 месяца августа дня 21". Триодь цветная мягкого переплета 1670 года с надписью: "сия книга иерея Ермолая Зиновьева, попа пьянорозскаго, надана за отпущение грехов своих велебному господину отцу Афанасию Ивановочу Киселевичу, ко храму успения преподобной Богородицы норынскому". Евангелие, "первое типом издадеся в Киеве при пане Адриане и киевском Варлааме, без заглавного листа, но без сомнения напечатанное 1697 году". На нем надпись: "мает сие евангелие зоставатися при храме успения пресвятые Богородицы у селе Норыне, вечными часы недвижимо – Афанасий Киселевич, на тот час священник Норынский рукою власною". Отец Афанасий Иванович Киселевич, по преданию, был строителем храма норынского. Храм был с "опасаньем" или с крытою галереею во круг храма. В опасанье стояли иконы и здесь молились женщины. Один проезжий зашед в опасанье и зажегши свечу помолился. При выходе из опасанья забыл он затушить свечу свою и от того храм сгорел; это было, когда при храме были священниками сыновья отца Афанасия Симеон и Захарий Киселевичи. Их имена означены на апостоле: "апостол попов норынских Симеона и Захария". Новый храм, поныне существующий, построен в 1701 году о преимущественно старанием козака Мины Луповока. При кафедре цель антиминс, выданный в 1701 году архиепископом Иоанном Максимовичем для норынской церкви. На большом колоколе норинском вылиты слова: "сооружен сей звон коштом Мины Луповока и Романа Плящонка до села Норына успения пресвятой Богородицы, року 1737 месяца июня 30 дня". Этот колокол замечателен по звуку, чистому и ровному, близкие к храму предузнают по звуку его перемену погоды за день. В составе прихода ныне находится село Анохово (176 д.м.) с кладбищенскою Никольскою церковью 1835 года. Но Анохово называется "селом" и следовательно показывается с храмом еще по универсалу гетмана 1710 года. В 1764 году в Норыне 140 мужчин, а в Анохове 147 мужчин. Последнее вошло в состав норинского прихода с 1836 года. По церковным записям число прихожан норынского храма: в 1770 году 488 мужчин и 485 женщин; в 1790 году 516 мужчин и 507 женщин; в 1810 году 540 мужчин и 529 женщин; в 1830 году 572 мужчины и 546 женщин; в 1850 году 595 мужчин и 570 женщин; в 1860 году 605 мужчин и 627 женщин.