Ишово.
На реке Псе в 42 верстах от Мглина, в 4 от Воробейны и Кульнева, в 6 от Савлукова, и в 7 от Кошова. По акту 1648 года известно Кучеево городище - ныне деревня Савлуковского прихода. "Село Кошово" известно уже в 1648 году. В 1673 году дозволено было заселить два селища Кугучево и Некрашево. Деревня Кугучево ныне в при ходе села Ишова, а селище Некрашево осталось пустым. "Поглядаючи мы на щирые и верные заслуги пана Петра Рословца полковника стародубовского, который за достоинство великого государя и за войско запорозское притивко наших неприятелей наступающах мужне застановлялся, в награду тых его прац пану Ивану Рославцу брату рожоному его, обивателеви почеповскому млин в селе Ишове на pеке Псе – надаем", так писал Самуйловичь 1670 года. В иконостасе Ишовского храма святого Николая иконы старинныя. Над входом в храм вырезаны слова: "создася сия церковь року Божого 1695 апреля 25 дня". На малом колоколе слова: "1691 года сей звон раба Божого Юрья Матвеевича; надал на обитель отец Николая за отпущение греха". Слова: обитель святого Николая,— объясняются тем, что здесь был скиток киевской лавры. В переписи 767 года акт: "1742 года мая 10 мы нижеподписавшиеся парафияне церкви святого христианина Николая, стоячой в селе Ишове, як от рук козаков, также и посполитства и подсуседки козачии сочинили промеж собою приговор, по прошению дяка нашего Матвея Васильевича, о том: выдячи мы его угодность, а прожить ему Матвею негде, что уже школа сгнила, поступили ему огород сумежпый з огородом панa Давиды Великосовича, и от полевых наших огородов концами к шляху,- в том и подписуемся". В универсале 1704 года видим "село Казаново, село Осушки", ныне это деревня Ишовского прихода. Земли у причта до 20 десятин. Число прихожан: в 1770 году 426 мужчин и 430 женщин; в 1790 году 447 мужчины и 465 женщин; в 1810 году 470 мужчин и 502 женщины; в 1830 году 490 мужчин и 530 женщин; в 1850 году 514 мужчин и 556 женщин; в 1860 году 525 мужчин и 570 женщин. В том числе козаков: в Ишове 65 мужчин, в деревне Болотихе 123 мужчины, в деревне Ожагах 62 мужужчины, в деревне Казанове 46 мужчин. Замечателен обычай, соблюдаемый некоторыми, - "очищение рук бабки". После крестин бабка, в присутствии одних женщин, держит в миске воду, в которой несколько хмелю и листиков веника. Родильница подходит и кланяется бабке в ноги, со словами, "прости меня, бабочка, раз и другий и третий". Бабка каждый раз поднимает ее о говорит: "Господь с тобою, моя голубка! Известно, такь должно, - все мы в грехе". 3атем бабка, умывая свои руки и лицо родильницы, приговаривает: "будь богата, як осень, жостка, як рыбка, космата як овечка, да люби своего человека". Прекрасный обычай - напоминание о горькой тайне человечества: "в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя". В Кошове сохраняется еще игра девушек в кугиклы. Она начанаетса с первого сева гречки, с Кулинок (с 13 июня, дня святой мученицы Акилины). Вероятно, веселием в честь святой мученицы Акилины заменен праздник совершавшийся в честь божка Кугиклы; праздник совершается только девушками и жонами молодухами, еще не имеющими детей. Общество их делится на три, или четыре партии. В первой партии у каждой девушки 4 дудочки из тросника, во второй по три, в третьей по две, в четвертой – по одной. Партии одна за другою идут тихим шагом по селу и играют на дудочках, выводя не больше четырех и от сверха в низ или три ноты к низу и четвертую к верху. Оригинальна местная поговорка: "ай никто так не богат, як поповы дочки: одна гола, другая боса, третья без сорочки".