ЖИРЯТИНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Историко-статистическое описание Черниговской епархии, 1873 год


  Клинок.
  В 51 версте от Мглина и в 25 от Почепа, с деревянным храмом Иоанна Богослова. Место где ныне расположено село Клинок, по преданию, покрыто было дремучим лесом. Это частью видно и ныне. Здесь был мужской скиток или часовня с кельями. К пустынникам стали приходить и селиться вблизи,— между ними первым поселенцем был Козма Новик из деревни Жудиловки. Когда умножилось население, часовня обращена в храм святого Иоанна Богослова, при пособии владельца деревни Высокой (что в 6 верстах) Исаака Щербы. Освящение этого храма было, по всей вероятности, не позже 1670 года. Книги храма: цветная триодь черниговского переплета 1685 года с заметкою; триодь попа брянского Григория церкви Богоявленской "доставлена Емельяну Иоанниковичу Поделяну за 5 копеек в року (стерто)". Анфологион без начальных листов, но древний: в нем напротив ирмос: "путь морский, волнуяся пенами, сух явися, израиля приемши. Сина же пучина тристаты египетския потопи зело, водостланен гроб, силою крепкою десницы Владычиия". Очевидно, это вольный русский перевод ирмоса. Еще анфологион мягкого переплета 1706 года с надписью: "дается в року 1735 в церковь клиновскую Иоанна Богослова, для атправ священником Лукианом Богдан(овским)". На ставленной грамоте, печатной, выданной, Клинковскому священнику Васалию Лукьянову 5 февраля 1736 года, первые слова печатные: "православный архиепископ черниговский и новгородка северского Иларион Рогалевский". Подпись: "хиротописан во иерейство Митрофаном митрополитом коринфским". На обороте: "концесс отцу Василию Лукьянову к церкви святого Иоанна Богослова в село Клинок на целую парохию". Древние вещи храма: два оловянных потира, оловянная гробница, медный осмиконечный крест напрестольный. В 1715 году в селе Клинке 43 двора (Черниговские ведомости, 1863 год, страница 343). По церковным записям число прихожан клинковского храма: в 1790 году 362 мужчины и 319 женщин; в 1810 году 546 мужчин и 567 женщин; в 1830 году 562 мужчины и 575 женщин; в 1850 году 603 мужчины и 574 женщины; в 1860 году 654 мужчины и 690 женщин. В давнее время было у клиновского причта довольно земли. Еще и ныне одно лядо, десятин в 15, называется "попово лядо", от того, что здесь было гумно, сарай и дом священника Тараса Богдановского. Но эта земля перешла в чужие руки, а документов письменных не сохранилось. Ныне у причта только около 7 десятин земли. По худому качеству пахотной земли прихожане - бедны. Благочестивые обычаи: а) В светлую седмицу пасхи с нетерпением ожидают и благоговейно принимают образа, или как говорят, Богородицу с причтом. На этот случай издавна устроена прихожанами икона, находящаяся в храме: на одной стороне ее изображена Матерь Божия, на другой - Иоанн Богослов. Другая пасхальная икона – Воскресение Христово. К ним присоединяется общественная икона села или деревни, а именно святого Николая. Некоторые из прихожан дают еще в пост обет - носить в пасху первые две иконы и жертвуют от 50 копеек до 1 рубля. Они называются в народе богоносцами. Хозяева дома встречают святые иконы с хлебом и солью в руках; дорога от ворот до избы услана соломою. При приближении икон хозяева творят земной поклон и целуют иконы, хозяин отдает хлеб богоносцу и принимает икону Богоматери, хозяйка набрасывает на икону холст или миткаль, или крестик с лентою, в пользу храма и берет другую иной у Воскресения Христова; оба в сопровождении народа вносят иконы в избу и ставят в сосуды, наполненные зерновым хлебом. Богоносец кладет принятый им хлеб на стол. Хозяин, если не имеет у себя свечей, покупает у старосты и дает ему же на Божию Матерь, в пользу церкви деньги по усердию, но не менее 2,5 копеек серебром. Согласно с желанием хозяина причт поет или один молебен, или акафист Богородице. Хозяева молятся с особым усердием. И это время - самое для того, чтобы священник мог сказать увещание или утешение хозяину, на пользу души его. По окончании молебнов по домам, прихожане просят еще отслужить общественный пасхальный молебен на полях; б) В день казанской иконы Богоматери, 8 июля, общество села и общества деревень приглашают священника совершить крестный ход вокруг огородов. Берутся хоругви, икона Богоматери пасхальная, казанская икона и общественная икона святого Николая. При входе в поселение или при колодце совершается водоосвящение, потом идут по деревни и причт поет церковные гимны. На другом конце поселения поется молебен казанской иконе Богоматери. После того процессия идет около огородов, которые окропляются святой водою; в это время поется молебен святому Николаю или Спасителю; в) Молебствуют еще с Никольскою свечею. Общественная икона святого Николая хранится в доме избранного шапора (казначея). За неделю до праздника святителя шапор собирает зерновой хлеб по домам на свечу святителю; хлеб продается и покупается мед, который потом варится. Сваренный мед оценивается обществом и по оценке продается. Вырученная сумма за мед поступает на свечу святителю, которая бывает иногда в пуд и более. Икона святителя переходить из дома в дом с молебствием причта. Причем еще совершается панагия.