ДУБРОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Военно-статистическое обозрение Российской Империи, Орловская губерния, 1853 год


  Орловская губерния прежде имела важное значение для России в военном отношении, ибо занимала юго-западный угол государства, прилежавший к Польско-Литовскому королевству; в настоящее же время, удаленная от границ государства, эта губерния не может быть даже и рассматриваема, в отношении удобства или неудобства для военных действий. В мирное время, она во многих отношениях имеет значение для Военного Министерства, а именно: а) для расположения войск, Орловская губерния представляет удобства для кавалерии, артиллерии и пехоты; довольствие войск провиантом и фуражем здесь не затруднительно, как по количеству произведений для того необходимых, так и по умеренной ценности их; б) для провиантского департамента важна Орловская губерния, по удобству заготовления провианта и фуража как в ней, так и в смежных с нею губерниях; в) для департамента артиллерийского - по Брянскому литейному заводу; г) для морского министерства, по значительному количеству лесов находящихся в западной части губернии и принадлежащих Государственным Имуществам и частным владельцам. В настоящее время, много леса заготовляется здесь для Черноморского флота и сплавляется по рекам Десне и Днепру.
  Тютчева Слобода. На почтовой дороге из города Орла в город Могилев. От станции Угостьской до станции Тютчевой (ныне Тютчева Слобода Дубровский район Брянская область) 22 версты; грунт земли частью меловато-глинистый; на 8 и 10 верстах горы, при спуске с которых необходимо тормозить экипажи. Мосты деревянные с плотинами: на 1 версте через речку Угость, на той же версте - через ручей и два оврага; на 6, 8, 9, 11, 16 и 18 через ручьи, и на 15 через речку Белизну. Во время зимы часть дороги более гористую объезжают рекою Десною. От Тютчевской станции до границы Смоленской губернии 16 верст; дорога пролегает местностью волнистою, по почве песчано-глинистой. На 1 версте довольно крутая гора, при спуске с которой необходимо тормозить экипажи; на 1 же версте ручей и на 14 речка Малая Сеща, через которые устроены постоянные мосты с плотинами. По описанному тракту, на каждой станции находится по 12 почтовых лошадей, кроме города Брянска, где находится их 14.