В брянском уезде, близь села Салыни, к востоку от него, в густом лесу, показывают курган, или скорее городище, называемое местными жителями "Кудеяровым курганом".
Курган этот имеет вид усеченного конуса, вершина которого, с котловиною посредине, имеет до 30 квадратных аршин пространства; высота его - до 4 сажень, ширина основания до 60 аршин. Бока кургана, равно как и вершина его, поросли лесом. Курган находится в бассейне реки Десны, но довольно далеко от нее (верстах в 5-6); возле кургана проходит только неглубокий "лог", который упирается своим концом в болото, примыкающее к Десне.
По всей видимости, курган этот относится к доисторическому времени, но местные предания приурочили его к временам разбойника Кудеяра. С северной стороны кургана видны как бы ворота, ведшие во внутренность кургана и обросшие в настоящее время дерном. Местные жители рассказывают, что многие пробовали ворота эти щупать, и на расстоянии не более четверти аршина ощупывали твердую поверхность, которая издает металлический звук. Отсюда догадываются, что ворота эти железные. Раскопок ни на вершине кургана, ни около упомянутых ворот никто никогда не производил, потому что местные жители питают какой-то суеверный страх по отношению к этому кургану и не решаются даже подходить к нему близко. Этот страх и породил, должно быть, рассказ такого рода: один крестьянин "по жадности" хотел было прихватить к своей лядине, которую тогда распахивал, часть кургана, расчистил с этой целью подошву кургана и начал его распахивать. Но к вечеру того же дня с ним совершилось чудо: он ослеп, да так, что не мог даже добраться до дома и только к утру другого дня, разысканный своими семейными, он воротился домой – и с тех пор полно распахивать курган.
Об основании кургана местные жители рассказывают, что он был насыпан разбойником Кудеяром и его шайкою. Кудеяр будто бы жил здесь довольно долгое время и отсюда производил набеги на большую дорогу и окрестных помещиков. На верху кургана у разбойников будто бы была "целая крепость", здесь стояли даже пушки, по окружному же валу постоянно ходил часовой. Кудеяр с шайкою помещался внутри кургана, где было сделано несколько комнат для житья; затем под этими комнатами находились "тайники" с разным добром и деньгами, награбленными разбойниками у разных лиц.
Здесь, как говорит далее предание, Кудеяр и умер, здесь же, в кургане, и похоронен. После его смерти разбойники разошлись, кто куда мог. Предание прибавляет, что в кургане скрыта масса всяких сокровищ, но тем не менее раскапывать его, как мы уже сказали, никто не решается.
Курган ждет, очевидно, интеллигентной, ученой раскопки.
Н. Добротворский.
Журнал "Киевская старина", том XXV, май и июнь 1889 года.