1738 года октября 23 по указу ея величества и по благословению святейшего Cинoдa, а по помете преосвятейшего Вениамина из Cинoдального Казенного Приказа выдан указ, велено в Брянском yезде в вотчине капитана князь Григорья княж Михайлова сына 3асекина в деревне Давыдичах построенную вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы освятить с которой с сего 1738 года надлежит брать той церкви с попа, с причетники по сказке онаго капитана 3асекина человека его Ивана Сокольникова, а именно с дворов: с попова, с дьяконова, дьячкова, пономарева, с приходских с помещичьего, с крестьянских 20 дворов, пашни по вынесенной из Вотчинной Коллегии промемории с 10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена с 10 копен, да с лесу и присады с 2 десятин 4,5 копейки, заезда 10 копеек, десятильничих дохода 30 копеек, итого по 1 рублю по 7 копеек на год, казенных пошлин по 17 копеек, полоняничных с 4 дворов по 4 копейки с двора, гривенных 10 копеек, итого по 1 рублю по 50 копеек на год.
1746 года Рождества Пресвятой Богородицы в селе Давыдчичах дани рубль 7 копеек.
1731 года июля 7 Пацынской волости помещик князь Григорий княж Михайлов сын 3асекин подал в Синодальный Казенный Приказ прошение, в котором писал: "имеется у меня поместья в деревне Давыдчиках, в которой построен дом мой с людскими и крестьянскими дворы, а по переписным книгам 186 года в той деревне 17 дворов, а по свидетельству мужского пола за мною написано 326 душ, и оная моя деревня в приходе церкви Николая чудотворца, что в селе Рековичах, которая в дальном разстоянии во 6 верстах и больше, а других приходских церквей ближе не имеется и за нужными речными переправами и за дальностию во всяких потребах мне из дому и людям и крестьяном моим имеется великая необходимая нужда в приключающихся потребах, понеже без исповеди и без евхаристии помирают и роженицы лежат без молитвы многия числы, от чего имеется родящимся не малый страх и показанных ради оных нужд по обещанию моему желаю я в оной моей деревне Давыдчичах вновь построить божию церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы деревянную, к которому храму церковнослужителем довольствие иметь будут от дому моего и от людей моих и от крестьян, да из своих помещичьих дач обещаю я к оной церкви без повороту определить земли сенными покосы 10 четвертей да лесу и присада 2 десятины" и просил "дать указ на строение церкви".
На основании определения Синодального Казенного Приказа был послан указ Брянского Петропавловского монастыря архимандриту Моисею, которому оным предписывалось "изследовать достоверно о всем без урону сторонними людьми означенная деревня Давыдчицы в коликом разстоянии до сел и церквей обретается, и какая означеннаго просителя влечет к строению церкви необходимая нужда и что он будущему попу с причетники на пропитание земли и сенных покосов уступает, також и церковныя потребы в надлежащем довольстве отправляемы быть могут и колико приходских дворов при той церкви будет".
1733 года мая 17 означенный архимандрит прислал в Синодальный Казенный Приказ доношение, в котором, между прочим, упоминает, что " проситель князь 3асекин во время следствия в своей вотчине не был и о церковной земле и о приходских дворах сказки не взято. А сторонние люди, бывшие при следствии: села Рекович николаевские попы: Яков Матееев, Степан Иванов, Терентий Федоров, дьяконы Афанасий Матвеев, Петр Иванов, да тогож Брянского yезда, Пацынской волости, деревни Давыдчич крестьяне помещиков: Александра Трофимова сына Мясоедова, Федора Семенова Мясоедова и Алексея Потресова, села Голубей введенской церкви попы Иван Дмитриев, Степан да Игнатий Леонтьевы, за подписью своих рук сказали: что деревня Давыдчич от села Рекович в 5 верстах, а от села Голубей в 8 и ежели повелено будет построить в оной деревне церковь, то от них спору и челобитья ныне и впредь не будет, а за отбытием деревни Давыдчичи 17 дворов, останется у николаевской церкви 137 дворов, а данных денег за отшедшие дворы платить они, поп и дьякон, не будут".
В Синодальном Казенном Приказе у выписке проситель князь Григорий Васекин сказал: "у новопостроенной церкви желает быть попа Терентия Федорова, да дьякона и дьячка от церкви Николая чудотворца, что в селе Рековичах, которым и уступает, как показано в его прошении, сенных покосов 10 четвертей, да лесу и присаду 2 десятины вечно и неотъемлемо, у той церкви в приходе будет 17 дворов; свечи, ладан, вино церковное и протчие к тому церковнослужению принадлежности отправлять будет он, князь, так же и люди его крестьяне без всяких остановок".
Подписание преосвятейшего Иоакима архиепископа Ростовского и Ярославского: "дать указ о строении вновь церкви, как указы повелевают". Указ отправлен на имя архимандрита Моисея.
1737 года сентября 19 вышеписанный проситель князь Григорий Засекин в Синодальный Казенный Приказ писал, что "церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы построена и к освящению имеет быть ныне совсем в уготовности" и просил "выдать антиминс и послать указ для освящения церкви Брянского Петропавловского монастыря архимандриту". При прошении приложена промемория, вынесенная из Государственной Вотчинной Коллегии, о справке к новопостроенной церкви церковныя земли 10 четвертей из недвижимаго князь Засекина имения Брянского уезда, в деревни Давыдчиках.
Сказка: в Синодальном Казенном Приказе князя Засекина служитель Иван Сокольников сказал: "показанныя де помещиков Александра да Федора Мясовдовых, Алексея Потресова, Сергея Львова крестьяне жительство имеют в 3 дворах, а что де в промемории о сенных покосах не упомянуто и то де того ради что Вотчинная Коллегия недвижимыя имения к новопостроенным церквам утверждает по силе писцоваго наказу, по которому то недвижимое имение господина его к новопостроенной церкви Вотчинная Коллегия и утвердила уже и сенными покосы, також и о присаде 2 десятинах в той промемории не объявлено для того, что в писцовом наказе об оном точно не показано и то дается сверх писцоваго наказа, которая от господина моего по обещанию его и отдана во владение будет вечно без всякаго спору".
Подписание преосвятешего Вениамина епископа Коломенского и Каширского: "дать о посвящении указ и освященный антиминс. 1738 года октября 23 дня".
Указ выдан на имя архимандрита Моисея, которым, между прочим, предписывалось взять с оной церкви новоположенныя данныя и прочтя пошлинныя деньги 1 рубль 50 копеек на год и вписать оную церковь на Десятильниче Дворе в окладныя книги.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена декабря 19 дня 1738 года означенным архимандритом Моисеем на выданном из Синодального Дома освященном антиминсе, о чем оный архимандрит и доносил в Синодальный Казенный Приказ 1739 года марта 22 дня.
"Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы". Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.
***
Расположена на возвышении в центре села. В 1733-38 годы здесь была построена деревянная церковь Рождества Богородицы по заказу помещика, капитана князя Г.М. Засекина. В 1787 году она сгорела и на ее месте на средства прихожан, крестьян и князей Засекиных в 1799 году возведена новая из того же материала. В 1844 году устроен северный придел Александра Невского, а в 1885 году возведена колокольня. Во время капитального ремонта (1887-1900) здание было перестроено и получило современный облик. Стены рублены из бревен, снаружи обшиты тесом, а внутри оштукатурены, основание кирпичное.
Один из своеобразных памятников деревянного зодчества области, купольный храм с центрической композицией в виде равноконечного креста, во многом следующий формам архитектуры классицизма. Основной объем с широкими и короткими прямоугольными рукавами креста, покрытыми двускатными кровлями, увенчан в центре шестнадцатигранным барабаном с высоким граненым куполом и глухим восьмеричком. С западной стороны к нему примыкает удлиненная паперть с четырехгранным ярусом звона, прорезанным широкими арками и завершенным граненой купольной кровлей с луковичной главкой. Скромный фасадный декор рубежа 19-20 веков состоит из горизонтальной и вертикальной тесовой обшивки стен, тонких накладных досок на углах объемов и карнизов с фронтонами над рукавами креста. Среди прямоугольных окон с простыми обрамлениями выделяются широкие проемы рукавов креста и апсиды со срезанными верхними углами и дробной расстекловкой в духе модерна. Арочные проемы звона украшены балюстрадами. В интерьере доминирует центральная часть с барабаном на плоских парусах и куполом. Боковые рукава креста, в которых устроены приделы Александра Невского (северный) и Ильи Пророка (южный), алтарь и паперть, имеют плоские перекрытия. С запада входное крыльцо ведет на паперть, где находится лестница к звону; северный придел имеет отдельный вход с запада. Росписи в центральном объеме, алтаре и приделах относятся к середине 20 века, а утварь храма - к концу 19 – началу 20 века.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.
***
Определен на праздное диаконское место исправлявший диаконскую должность при севской Крестовоздвиженской церкви диакон Митрофан Успенский в село Давыдичи брянского уезда.
Орловские епархиальные ведомости, № 16, 1867 год.
***
Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 30-го апреля 1871 года за № 909, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что, вследствие ходатайства оного, в 3-й день апреля, Всемилостивейше удостоен награждения знаками отличия по Орловской епархии за службу по духовному ведомству камилавками, от Святейшего Синода выдаваемыми, Брянского уезда, села Давыдич священник Тихон Синайский.
Орловские епархиальные ведомости, № 12, 1871 год.
***
Указом Святейшего Синода, от 10 мая 1871 года за № 958, дано знать Орловскому Епархиальному начальству, что, вследствие ходатайства оного, преподано благословение Святейшего Синода Брянскому мещанину Ивану Афанасьеву Куракину, за пожертвование на исправление ветхостей церкви села Давидич Брянского уезда 800 рублей.
Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1871 год.
***
Церковному старосте брянского уезда села Давыдич, брянскому мещанину Алексею Афанасьеву Куракину, за его заботливость о благолепии храма и увеличение церковных доходов, объявлена признательность Епархиального Начальства.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1876 год.
***
Умер Брянского уезда села Давыдич священник Тихон Синайский.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1877 год.
***
Брянского уезда села Троицкого священник Иоанн Синельников, согласно его прошению, перемещен в село Давыдичи, того ж уезда, на священническое место, с правом настоятеля.
Орловские епархиальные ведомости, № 12, 1877 год.
***
Хозяйственное Управление при Св. Синоде, отношениями, от 5 мая 1878 года за №№ 4350 и 4360, уведомило Орловскую духовную консисторию, что, по определению Святейшего Синода, назначена пенсия вдове священника Брянского уезда села Давыдич Наталии Синайской с сыном Никодимом, 65 рублей в год.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1878 год.
***
Список священнослужителей, удостоенных в 1-й день апреля 1879 года Высочайших наград за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству, по Орловской епархии: камилавками, от Святейшего Синода выдаваемыми: Брянского уезда села Давыдич священник Иоанн Синельников…
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1879 год.
***
Брянского уезда села Дарковичей, исправляющий должность штатного псаломщика Феодор Сапожков, перемещен на такую же должность к церкви села Липова, Брянского же уезда, а в село Дарковичи определен исправляющим должность штатного псаломщика сверхштатный причетник села Давыдич А. Копеев.
Орловские епархиальные ведомости, № 1, 1882 год.
***
Рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Пушкарей, Новгородсеверского уезда, диакон церкви села Давидич, Брянского уезда, Димитрий Введенский, 4 марта 1901 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 7, 1901 год.