Самостоятельной творческой ветвью для заслуженного архитектора России В.Н. Городкова (1914-1997) стала работа в области увековечения подвигов советских воинов и партизан на Брянской земле. Масштаб этих работ очень разнообразный: от скромных обелисков в местах захоронений павших защитников Родины до крупных, композиционно сложных мемориальных комплексов, символизирующих величие народного подвига в военные годы. Это творческое направление для В.Н. Городкова оставалось всегда особым. Память о погибших для архитектора, очевидца страшных разрушений городов, была священной. В разных уголках Брянского края, овеянного славой партизанской борьбы, и сегодня можно видеть скромные мемориалы, созданные им в малых городах и селах области: памятник павшим воинам в Дятькове, Гарцеве, Крутоберезке, Клетнянских лесах, Комаричах…
Одной из первых значительных работ в этом творческом направлении стал мемориальный комплекс "Круглое озеро" – место формирования партизанского отряда под командованием А.И. Виноградова. В пригородном лесу был построен обелиск на братской могиле героев-партизан, павильон-музей с реликвиями борьбы и жизни партизан, восстановлены подлинные землянки. Легендарный лес окружает эти сооружения, объединяя их в памятный ансамбль.
Недалеко от Брянска, в Белобережском лесу, В.Н. Городковым создается мемориальный комплекс на месте формирования Брянского городского и районного партизанских отрядов. По мысли архитектора огонь партизанского костра озаряет на подпорной стене холма высеченные имена павших, высокий обелиск на его вершине – композиционный центр всего комплекса. Обелиск представляет собой полуразвернутое знамя. За обелиском памятная стела с рельефным текстом и картой, рассказывающая о партизанском движении на территории Брянской области. Несколько поодаль, под купами вековых деревьев, восстановленные землянки. Композицию мемориального комплекса дополняет искусственный водоем свободной формы очертания. Торжественно открытый 17 сентября 1969 года величественный памятник на долги годы стал символом героического подвига брянских партизан.
Мемориальный комплекс "Партизанская поляна" хорошо известен не только жителям Брянской области. Общероссийскую известность это место приобрело еще в 1970-е годы, благодаря многочисленным публикациям прошлых лет, включением этого объекта во все туристические маршруты, начиная с 1970-х годов. С тех пор прошло не мало лет, произошли изменения и в планировке памятника. Комплекс дополнился "Стеной памяти", музеем боевой военной техники... Сегодня уместно, на наш взгляд, вспомнить историю создания этого уникального памятника, попытаться проследить этапы творческой работы архитектора.
Для этого вернемся в 1963 год, на торжественное открытие первого величественного памятника Брянским партизанам "Круглое озеро", авторство которого принадлежит В.Н. Городкову. Мне посчастливилось запомнить фрагменты того далекого дня. На открытие памятника приехали бывшие воины и, конечно, наши брянские партизаны. Когда уже отзвучали торжественные речи и памятник был открыт, я стал свидетелем разговора воинов-партизан из Брянского городского партизанского отряда с первым секретарем ОК КПСС М.К. Крахмалевым. Ветераны попросили главу области помочь им с сооружением памятника в местах первых боев с фашистскими захватчиками в Белобережском лесу. На что М.К. Крахмалев сразу же ответил: "Вот вам и архитектор, уверен, он справится с таким заданием..." – и подвел партизан к В.Н. Городкову. Очевидно, что партизаны восприняли ответ Крахмалева как некое полуразрешение на начало подготовительных работ. Однако прошло еще 4 года, пока были приняты необходимые постановления и разрешения.
Место для памятника выбирать не пришлось – Партизанская поляна – место достаточно известное, именно здесь прошли первые боевые операции партизан.
Природа и история – подсказали великолепное место – открытую поляну, живописного очертания, с сосновыми опушками. К поляне подходила грунтовая дорога, совсем рядом река Снежеть, туристическая база, санаторий. Еще далее – пионерские лагеря, обкомовские дачи... Место удобное во всех отношениях.
С начала 1968 года В.Н. Городков начал проектные работы. Образ памятника определился как то сразу. Главный монумент – стилизованный фрагмент полуразвернутого знамени. Размер монумента был задуман значительным. Это потребовало организации пространства вокруг него. Постепенно замысел принял окончательный вид. Композиция памятника включала главный монумент, несколько возвышающийся над уровнем поляны, систему дорожек и заднюю стелу с изображением карты партизанских боев на Брянской земле. Перед главным монументом была расположена стена с высеченными фамилиями павших в годы войны. Перед ними на площадке значительных размеров – вечный огонь в форме партизанского костра. Идея создания водоема свободного очертания с посадкой деревьев вблизи береговой линии была реализована в проекте несколько позднее, уже в 1969 году, когда работы по сооружению памятники были начаты. И надо сказать, что эта идея архитектора оказалась удачной. Живописный ландшафт стал более привлекательным и эстетически выразительным. 17 сентября 1969 года мемориальный комплекс был торжественно открыт.
Представляет определенный историко-архитектурный интерес проследить за дальнейшими планами архитектора, касающимися расширения памятника и его реконструкции. Решение о реконструкции было принято уже в начале 1980-х годов, когда было выяснено, что фамилии вновь установленных погибших воинов уже не могут разместиться на каменной стеле подножия главного монумента. В конце 1980-х годов проект строительства новой памятной стены был одобрен.
В творческом архиве архитектора хранятся эскизные решения к проведению конкурсов по реконструкции. В связи с этим в 1980-х годах создаются эскизные проекты тематически обозначенные как "Рельсовая война", "Аллея славы", еще ранее, в 1969 году появляется эскизный проект ресторана-кафе, эскиз оформления фасада музея партизанской славы. Интересен вариант решения композиции достаточно больших размеров, показывающей в решительном броске воина советской армии, защищающего огневую точку на переднем участке обороны. Фигуре бойца придано движение, решительность, бесстрашие. Композиционно представлена выразительная и тематическая комбинация "Слава героям", где в вариантном решении представлен обелиск с показом военных действий партизан на фоне гигантского огненного смерча. Рельсовой войне посвящено несколько эскизов.
Представленные решения очень различны как по масштабам и композиции, так и по содержанию.
Подход автора к проектированию малых архитектурных форм также отличался продуманностью. В этом смысле интересно представлено решение надписи-указателя в форме протяженной стелы небольшой высоты, которая планировалась к размещению на шоссе "Брянск-Орел", в начале дороги к мемориальному комплексу. Решение кафе-ресторана хорошо вписывалось в окружающий лесной ландшафт, а его форма напоминала традиционные русские избы. Необходимые скамьи – исключительно из "лесного" материала – продольные распилы широких стволов длиной до 3-х метров. Такой подход был тогда еще малоизвестен и почти не применялся.
Всего к реконструкции архитектором было разработано около двадцати эскизных решений. Разные причины помешали воплотить их в жизнь.
Не украсили мемориал более поздние непродуманные решения: въезд на мемориал и кафе – в форме обычной городской "забегаловки", неблагоустроенная автостоянка, отсутствуют до сих пор и въездные знаки, обозначающие направление движения к комплексу.
Анализируя современное состояние памятника, все же хочется с сожалением отметить, что рассмотренные предложения так и остались на бумаге. Со временем эти работы могут исчезнуть и вовсе. Вот почему необходимо обратить на них внимание, показать их оригинальность, манеру графического исполнения, свойственную выдающемуся архитектору-художнику.
А.В. Городков, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Брянского государственного инженерно-технологического университета (город Брянск).
Мемориальный комплекс "Партизанская поляна". Общий вид. Рисунок В.Н. Городкова. 1969 год.
Архитектор В.Н. Городков. Мемориальный комплекс "Круглое озеро". 1963 год.
Эскизные проекты к реконструкции мемориального комплекса. 1980-е годы.