Дорожово.
Лес и сейчас почти со всех сторон подступает к селу. А в старину здесь были труднопроходимые чащобы. Эти места приютили немало беглого люда. Скрывались тут от царского указа бродячие певцы и музыканты-скоморохи. Приходил вольный люд, находя здесь убежище от татарского ига либо от кабалы польско-литовских па нов. Когда поселенцев лесной деревушки спрашивали, где они живут, те отвечали: "В дорогом месте". Это означало: в тайном, независимом. От этих слов - "В дорогом месте живем", - по-видимому и пошло название населенного пункта - Дорожово, утверждают некоторые.
В 1939 году московский режиссер М. Марциновский, присутствовавший на смотре художественной самодеятельности на Брянщине, обратил внимание на коллектив, исполнявший хоровую игру с припевом. Отдельные номера женщины сопровождали свистом на небольших дудочках-кувиклах. Состоит этот нехитрый инструмент из двух закрытых с одной стороны трубок. А сделаны они из лугового зонтичного растения. Длина дудочек различная. Поэтому, если дуть в них, то каждая издает не одинаковые по высоте звуки. Дорожовские женщины с большим мастерством делали кувиклы, при этом добивались изумительной частоты звучания.
О необычном хоре из Дорожово М. Марциновский рассказал знатоку русского фольклора Л. Кулаковскому. Тот сразу же выехал на место. Прибыв в село, искусствовед горячо взялся за дело. Он собрал около сорока старинных русских песен.
В 1940 году дорожовцев впервые пригласили в Москву. Их выступления на эстраде Театрального общества, в Доме актера, по Всесоюзному радио прошли с успехом. Пришла всесоюзная слава.
В книге "Искусство села Дорожово" Л. Кулаковский пишет, что в Дорожово он нашел "...чуть ли не единственный образец возникновения на почве деревни обрядности вполне самобытной народной русской хоровой комедии". Было установлено, в частности, что хоровая игра "Кострома" является переосмысленным вариантом сельскохозяйственной обрядности, много веков существовавшей на берегах Десны.
Ах, как бабы из Дорожова,
Ах, как бабоньки пляшут страсть!
Дорогова, снова дорогова
Не узреть, не сыскать ...,
- писала поэтесса Марина Юницкая.
Не раз приходилось и мне восхищаться этим хором, бывать в селе Дорожово. В середине шестидесятых годов двадцатого столетия оно объединило несколько смежных "концов" и выселков. Основное ядро села составляли Сурнаевка и Катовщина.
Еще в старые времена здесь действовала школа. В 1906 году ее попечителем был крестьянин П.Х. Васюков. В 1913 году в школе занималось до сотни учащихся.
Когда образовалась в 1920 году Брянская губерния, то Дорожово стало волостным центром и центром сельского Совета.
До Отечественной войны число жителей села было до двух с половиной тысяч человек. Работала школа-семилетка, клуб. В экономике села большую роль играл лес, лесное хозяйство, так как почва здесь малоплодородная. Широко было распространено домотканное производство холстов из конопли. И, конечно, были песни, хороводы.
Трагична судьба села в годы войны. Оно было сожжено фашистами.
Когда оккупантов прогнали с брянской земли, село ожило и снова возродился хор. Старожилы сумели передать любовь к старинной русской песне молодому поколению. Хор успешно выступал во многих местах. Его высоко снова оценили в Москве, Париже, Бельгии, Голландии, США. Поэт Евгений Евтушенко, будучи в Нью-Йорке, присутствовал на выступлении дороженцев и был покорен. Он посвятил им стихотворение "Россия-бабушка". Находясь в Брянске, с удовольствием читал его. И призывал ценить и беречь русское народное творчество.
Дорожово. Откуда все же такое название села. Пытаюсь еще раз разгадать загадку, проследить рассказанную легенду.
В "Истории государства Российского" Н.М. Карамзин называет имя Дорож. Его в начале XIII века носил военачальник Дорож Дорофей Семенович.
Упоминается воевода Дорож и в книге В. Каргалова "Полководцы X-XIII веков".
В XV веке в Рязанском княжестве существовал город Дорожень. В Тверской губернии было село Дорожово. Есть ныне здесь Дорожаево. Подобные названия есть в Ярославской и Ивановской областях ...