БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковно-приходская церковь


  Журнал заседания Орловского Епархиального Училищного Совета от 12 июня 1886 года.
  Слушали донесение благочинного Брянского уезда И. Игрицкого об открытии церковно-приходских школ: 1. в селе Городище в особом здании; законоучитель священник Горохов, учитель окончивший курс духовного училища И. Преображенский; учащихся 60 мальчиков с платою за обучение по 8 рублей в месяц; 2. в селе Бежичах; законоучитель священник Чижев, учитель окончивший городское училище Н. Иванин, учащихся 20 мальчиков с платою по 40 копеек в месяц с ученика.
  Справка. Школы сии и законоучители в оных утверждены Его Преосвященством, а Преображенский и Иванин допущены к обучению под наблюдением священников, о чем и сообщено кому следует.
  Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1886 год.


***

  Ведомость о церковно-приходских школах и школах грамотности по Орловской епархии за 1886/87 учебный год.
  Брянский уезд. Благочинный протоиерей Николай Игрицкий. Наблюдатель священник Дмитрий Преображенский. Церковно-приходская школа в селе Городище, основана в январе 1886 года. Число учащихся мужского пола – 30, женского пола 0. Законоучителем местный священник Василий Горохов, он же в 1886 году проходил и должность учителя; ныне учителем школы - имеющий звание сельского учителя Николай Игрицкий, поступивший 28-го октября 1887 года. Помещение - в особом здании. Местные средства содержания школы – от крестьян по 5 рублей в месяц на жалованье учителю.
  Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1888 год.


***

  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.


***

  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.