БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


РУССКОЕ ЧУДО НА ПРОВОЛОКЕ


Русское чудо на проволоке   Эта история произошла в Бежице. Дочь рабочего Брянского рельсопрокатного завода Павла Алипанова Татьяна, увлеченная блеском цирковых огней и околдованная невероятными трюками на арене, решила сбежать из родительского дома с цирком Лапиадо. Случилось это весной 1911 года. Взволнованные родители нашли Татьяну и вернули домой.
  Но девушка была покорена цирком раз и на всю долгую жизнь. Она снова сбежала, на этот раз с цирком П.И. Орлова.
  Сначала Татьяна выступала в групповых пантомимах-балетах, потом освоила вольтиж на лошадях, другие гимнастические номера. Настойчивой работой над сложными упражнениями Татьяна завоевала признание.
  Татьяна Павловна в цирке встретила и свою любовь - артиста Болеслава Юзефовича Кухаража. Он тренировал Татьяну каждый день, добиваясь устойчивых результатов в задуманных номерах. Вскоре у Татьяны Павловны родилась дочь Марта. Это произошло во время гастролей цирка в Риге, потом в Петрограде в 1915 году появилась дочь Зоя, а в 1923 году в Уфе родилась Клара.
  Отец и мать, влюбленные в цирк, не мыслили другой карьеры для своих детей, кроме цирковой. Они по собственному опыту знали, что успех приходит через изнурительные постоянные тренировки, и были требовательны к дочерям.
  Марта и Зоя совместно стали выступать в 1922 году под руководством отца как гимнастки на кольцах, потом как акробатки на двойной проволоке. Известность к Марте и Зое пришла при исполнении оригинального воздушного номера "Летающие амуры". Главным лицом номера, как и прежде, был отец, но на долю дочерей приходились сложнейшие трюки. "Летающие амуры" пользовались огромным успехом у зрителей.
  Болеслав Юзефович решил усложнить акробатику на двойной проволоке. Он готовил дочерей для самостоятельного выступления на арене. Впервые номер демонстрировался в Тифлисе в 1925 году и сначала заключался в том, что Марта стояла на двух параллельных проволоках, а Зоя выполняла акробатические трюки на руках старшей сестры.
  Когда весть об этом выступлении сестер Кох дошла до Москвы, их пригласили в столицу. Подобных номеров в цирковой практике того времени не было.
  В 1929 году сестры Кох выступили в Московском цирке с большим успехом. В том же году они отправились в гастрольную поездку в Германию, Францию и Испанию. Немецкие газеты номер сестер Кох называли "русским чудом на проволоке".
  Подрастала и младшая Клара, которая уже выступала в простых цирковых номерах, умела соединять эквилибристику и музыку. С самостоятельным номером Клара впервые выступила на родине матери в Бежице.
  В 1936 году Клара стала третьей партнершей в номере на двойной проволоке.
  В период подготовки к двадцатилетию советского цирка Марта и Зоя Кох были удостоены звания заслуженных артисток республики. Несколько позже это звание получила и младшая сестра.
  В период Великой Отечественной войны отец сестер Кухараж-Кох начал готовить сложное оборудование и аппаратуру для нового номера. "Семафор-гигант". Он сконструировал оборудование аттракциона, в котором трюки исполнялись на перпендикулярных арене аппаратах, помещенных на высоте.
  Первое представление "Семафора-гиганта" состоялось в декабре 1943 года в Ивановском цирке. Аттракцион имел огромнейший успех и был главным номером представления.
  Через год неутомимый талантливый цирковой конструктор и артист Кухараж-Кох начал готовить еще один оригинальный аттракцион, подобных которому не было ни в одном цирке мира. Он назывался "Колесо". И этот аттракцион заслужил огромную популярность.
  Сестры Кох завоевали славу и почет. И хотя в тени остались их мать и отец, но именно они обеспечивали успех дочерей в цирковом искусстве.
  Интересно отметить, что на торжествах по случаю открытия цирка в Брянске среди почетных гостей была и Клара Болеславовна Кох, которая в то время являлась членом жюри конкурса новых цирковых номеров.
  Цирковая жизнь дочери рабочего Бежицы Павла Алипанова продолжается в ее внуках и правнуках. Сыновья Марты - Леонтий и Владимир Попазовы - воздушные гимнасты, дочь Клары Татьяна выступает в номерах высшей школы верховой езды.
  Москва. "Внешторгиздат", 1973 год.

"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год