Дар художника-иллюстратора состоит в том, чтобы, используя словесное описание писателя, изобразить образ героя, обстановку. Как для писателя, так и для иллюстратора не существует отвлеченных понятий: они должны видеть перед собой конкретных людей. Настоящим даром воплощения в описании людей, событий, обстановки обладал Николай Иванович Пискарев.
Родился Николай Иванович 7 (19) ноября 1892 года в Бежице в семье рабочего Брянского завода. Его талант заметил учитель рисования и настоятельно рекомендовал родителям направить сына в Московское Строгановское художественно-промышленное училище. В 1904 году Николай Пискарев туда поступил. В училище Николай постигал тайны изобразительного искусства у таких именитых художников, как В.А. Серов, А.В. Васнецов, Н.К. Рерих, Л.О. Пастернак. И благодатные зерна этих учителей дали свои всходы.
Н.И. Пискарев начал самостоятельную работу в качестве графика в издательствах Сытана, Левинсона, Кушнерева. Не обошлось без курьеза. Один из первых рисунков, сделанный по заказу, известный издатель Сытан принял за типографский отпечаток. Заплатив назначенную сумму, Сытан тут же разорвал его и выбросил.
Для художника это был удар. Потребовалась огромная сила воли, чтобы продолжать работать, не расстаться со своим увлечением. Молодой художник преданно любил искусство.
В 1909 году Николай Пискарев получает звание скульптора по металлу и поступает в графическую мастерскую. Титульные листы, обложки, виньетки и другие украшения книг и журналов давали ему скудные средства для существования. Он продолжал учебу.
Высокой оценкой его мастерства было приобретение в 1915 году Музеем изящных искусств семи линогравюр архитектурной серии. В этих работах Николай Пискарев выступает как самостоятельный мастер. Николай Иванович 28 августа 1916 года, заканчивая училище, представил как дипломную работу серию архитектурных пейзажей Москвы и Петрограда, выполненных в технике цветной гравюры на линолеуме. 15 декабря 1916 года он получает диплом о завершении учебы.
Все складывалось хорошо. Предстояли трудовые будни. Однако следует сказать, что завершение учебы в Строгановском училище было настоящим испытанием. Дело в том, что в двадцать лет Николай тяжело заболел, но мужественно боролся за свое здоровье. Это был подвиг.
На лечение он отправляется в Крым, в Феодосию. В пути здоровье его ухудшилось. Шла гражданская война. Грабители собирали захваченных пассажиров и расстреливали. Попался в руки украинских националистов и Пискарев. Лишь случайность спасла ему жизнь.
В Феодосии Н.И. Пискарев принимает участие в спасении картин знаменитого художника Айвазовского, за что 8 мая 1921 года ревком Феодосии объявляет его Героем труда.
Вскоре Николая Ивановича переводят в Москву, где образовались Высшие художественно-технические мастерские. Здесь он преподает графическое искусство. Ему присваивается звание профессора. Он - непременный участник крупных выставок художников-графиков страны.
Николай Иванович отдает много времени иллюстрации классических и художественных произведений. Интересны его иллюстрации к "Повестям Белкина" А.С. Пушкина, роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина".
Больной, постоянно ощущающий недуг, Николай Иванович самозабвенно отдает себя работе. Высокую оценку получили иллюстрации к "Книге о животных" Леонардо да Винчи, "Исповеди" Ж.Ж. Руссо.
Пискарев любил жизнь и был пацифистом. Еще в 1914 году он нарисовал плакат к выставке "Художники Москвы - жертвам войны". Это большой темно-бронзовый венок, обрамляющий красный крест, окружен с обеих сторон урнами в виде дымящихся факелов, перекрещивающиеся черные ленты венка перетягивают эти урны посредине, создавая траурное настроение. За этот плакат Н.И. Пискареву присудили первую премию...
Художник скончался в 1959 году. Его творчеству посвящена монография Н.А. Горленко "Н.И. Пискарев". Для жителей Бежицы, интересующихся историей своего города, она представляет несомненный интерес.
Москва. "Внешторгиздат", 1973 год.
"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год