Это бывает часто - человеческие способности остаются нереализованными в полном объеме. Я знал одного токаря высшей квалификации с пленительным, чарующим голосом, который активно выступая на самодеятельной сцене, никак не желал связывать свою судьбу с театром. Артист по природному дарованию, он не хотел порывать со своей рабочей специальностью.
Таким был и Митрофан Александрович Губин, инженер Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Он окончил Московское инженерно-техническое училище в 1910 году. Еще в училище в первые годы работы Митрофан Александрович много участвовал в самодеятельности.
В 1911 году он появился в Бежице и сделал прорыв в развитии драматического искусства, работая инженером на заводе. Как инженер он, видимо, не оставил заметного следа, но как талантливый самодеятельный артист и режиссер драматического коллектива был звездой в Бежице. Судите сами. За семь предреволюционных лет он поставил одиннадцать спектаклей, которые пользовались У зрителей неизменным успехом.
Секрет Митрофана Александровича был не только в артистическом даровании, но и в умении подобрать способных людей на определенную роль в спектакле. Дело это очень сложное, но Губин действовал с пониманием и всегда ценил дар каждого желающего участвовать в постановках. Он тщательно выверял интонации, выразительность и пластичность речи, а также мимику, стараясь передавать авторское видение ролей, поведение персонажей согласно трактовке автора драматического произведения. В этом сказывались незаурядные режиссерские способности Митрофана Александровича. Участники постановок это понимали и беспрекословно выполняли его требования.
Публика высоко оценила одну из первых постановок Губина "Пожар Москвы". Спектакль был посвящен столетию Отечественной войны 1812 года и состоялся на сцене зала Каменного училища.
Кроме спектаклей по драматическим произведениям классиков А.Н. Островского, М. Горького, М.А. Губин любил ставить одноактные пьесы, которые занимали меньше времени при подготовке, не требовали громоздких и дорогих декораций. Одним из популярных авторов был Антон Павлович Чехов. Первый спектакль по Чехову состоял из двух постановок: "Ведьма" и "Свадьба". В другом спектакле разыгрывались произведения Чехова "Враги", "Юбилей", "Предложение".
Такие спектакли хорошо принимались зрителями (некоторые ставились по два-три раза и всегда с переполненным залом) и приносили удовлетворение самодеятельным артистам.
Среди них были рабочие, инженеры завода, учителя и другие жители Бежицы. Это А.Н. Прусов, П.В. Булимова, Н.И. Клочкова, Ф.В. Иванов, К.Д. Орлов, А.С. Оглоблина.
После гражданской войны, когда было некоторое затишье в деятельности драматического кружка Губина, в Бежице появилось два новых. Митрофан Александрович предложил создать драматическую студию. И в январе 1921 годав она была создана. В ней участвовало более шестидесяти человек.
Студия располагалась в клубе (ныне Центр внешкольной работы), зрительный зал которого имел около 400 мест. И при спектаклях он был полон. Студийцы много занимались по системе Станиславского: изучали основы художественного чтения, дикцию, мимику, выполняли сценические упражнения. Многим такие занятия нравились, потому что способствовали работе над ролью, но некоторым академизм занятий был не по душе – они считали, что это мешает пролетаризации искусства.
Наступление на классические основы подготовки студийцев по системе Станиславского усиливалось с каждым днем. Ревнители пролетаризации искусства, завистники, бесталанные карьеристы повели яростные атаки на драматическую студию и ее руководителя М.А. Губина. Дело дошло до уездного руководства, которое поддержало злопыхателей и ликвидировало студию.
Митрофан Александрович Губин и студийцы остались без поддержки местных властей в плену бесталанных карьеристов, прикрывающихся пролетаризацией искусства. М.А. Губин решил, что бороться с завистниками и крикунами невозможно. Он рассчитался с работы на заводе и 24 февраля 1924 года уехал в Москву, где нашел себе инженерную работу и приложение своим режиссерским способностям.
А бежицкая драматическая студия прекратила свое существование, спектакли потеряли былую славу: завистники не имели способностей сделать что-нибудь толковое. Самодеятельность стала гаснуть.
Год спустя Митрофан Александрович приезжал из Москвы в Бежицу и отобрал самых талантливых студийцев, которых устроил в Москве на работу и в артистические кружки.
Москва. "Внешторгиздат", 1973 год.
"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год