Когда Феде исполнилось три года, умер его отец - модельщик Брянского завода. К счастью, у осиротевшего малыша был добрый, заботливый дедушка. Ребенок остался у него.
Вместе с мальчишками Федя бегал в лес за грибами и ягодами. Часто ватага ребят уходила в самые дебри под величавые кроны огромных деревьев. Любил Федя лесные дали, голубые озера, красивые берега Болвы. Он стал замечать, что лесные места, виды берегов постоянно менялись в зависимости от времени дня, положения солнца и облаков.
Иногда он любил рассматривать цветы, удивляясь их красоте, свежести, тонкой вязи рисунков. Он восхищался творением природы и думал, что человек, видимо, не сможет передать эту божественную красоту ни словами, ни красками.
Чувствуя сильное стремление внука к познанию, дедушка определил его в училище. И не ошибся.
И вдруг война. Много людей ушло на фронт. Жить стало тяжело: все дорожало, многие товары исчезли из продажи. На станцию Болва стали прибывать вагоны с ранеными. Война принесла трудности и в семью Феди.
Окончив училище, он четырнадцатилетним подростком поступил на станцию Брянск-Орловский описчиком вагонов. С работой справлялся быстро. Но наступила зима, а у Феди не было теплой одежды. Дедушка устроил его в заводской цех. А летом он снова на станции и бегает от вагона к вагону.
После войны, когда в Бежице открылся рабфак, Федор поступил туда учиться. На рабфаке архитектор, художник В.А. Филиппов организовал изокружок. И после первых же занятий Федора сильно потянуло к рисованию. В кружке рисовали с гипсовых фигур, писали портреты с живой натуры.
Руководитель изокружка не мог не заметить усердие и способности Федора Невежина. Художник стал настойчиво советовать Невежину ехать в Москву на учебу. И в 1922 году Невежина командировали в Москву, где он был принят на подготовительное отделение Высших художественных и технических мастерских (Вхутемасс). Потом отделение преобразовали в Высший художественный технический институт.
В институте Федор Невежин учился на отделении монументальной живописи. В те годы в институте пропагандировалась живопись Сезанна, Дерена и других немецких и французских формалистов. "Все, что мы тогда делали, было очень далеко от реалистической живописи, - вспоминал Федор Иванович Невежин, - мешало нам правдиво передавать окружающую действительность".
Ф.И. Невежин один из первых в институте восстал против чистых контрольных цветов, геометрической упрощенности, застылости образов формалистов и самостоятельно приступил к углубленному изучению русской классической живописи. Он исследует живопись Федотова, Перова, Касаткина, Репина и других мастеров. Он отходит от композиционных схем и условного понимания цвета. Ф.И. Невежин переходит к правдивой передаче содержания. В это время он частый гость Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки.
Важным событием в творчестве Федора Ивановича была поездка в Донбасс. Там он с натуры пишет портреты шахтеров, глубоко проникает в существо изобразительного искусства, где схеме и условности нет места.
После окончания института Федора Ивановича оставляют при вузе в качестве ассистента по живописи. Здесь он продолжает исследовать творчество русских мастеров. В 1931 году Ф.И. Невежин становится преподавателем живописи в Московском текстильном институте, где проработал три года.
С 1938 года Ф.И. Невежин - преподаватель училища имени 1905 года. Много работает по теории композиции и живописи, создает собственные произведения.
В 1948 году Федор Иванович - доцент, а с 1953 года - профессор, руководитель кафедры живописи и композиции Московского государственного института имени Сурикова. Как и прежде, выступает против формализма, развивает и отстаивает традиции русского классического наследия.
Кисти художника принадлежит немало работ. Первым значительным произведением художника была картина "Проводы на фронт" (1928 год). К наиболее интересным полотнам художника относятся картины "Комиссар" (1935 год), "Русский солдат" (1947 год), "На торжественном заседании" (1951 год).
Федор Иванович любил писать природу. Ему принадлежат пейзажи Донбасса, Подмосковья, Киргизии. Во многих работах можно видеть голубые дали Брянщины, окрестности Бежицы, которые волновали детское воображение живописца.
В 1956 году в Брянском краеведческом музее состоялась выставка работ нашего земляка, профессора живописи Федора Ивановича Невежина. Его именем вправе гордиться рабочая Бежица.
Москва. "Внешторгиздат", 1973 год.
"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год