БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


...И ВСЕ ЖЕ МЫ ЗНАЕМ УМЕЛЬЦЕВ ИМЕНА


  На Брянском рельсопрокатном, железоделательном и механическом заводе в Бежице цеха называли мастерскими. Но они и их люди постоянно менялись: совершенствовалось производство, возрастала квалификация работников. Однако в мастерских изо дня в день люди творили чудеса. Опыт старших, самых лучших, которыми гордился коллектив, передавался вновь пришедшим на смену поколениям рабочих.
  В прошлом веке на заводе чем сложнее было производство, тем выше ценились золотые руки мастеров, однако ценились они лишь руководителями невысокого ранга, которые сами были зависимы от верхов заводской администрации. А на верху заводской пирамиды цену имели акционеры с тугим кошельком, а еще выше - титулы и звания.
  На Брянском заводе высшим был князь Тенишев - известный картежник и выпивоха. Он имел связь в правительственных и царских кругах, которые покрывали его негативные поступки.
  Несмотря на то, что он не имел инженерного образования, его часто называли инженером. Князь учился в трех университетах, но в технике разбирался слабо.
  Было бы, конечно, неверно отрицать умение князя использовать нужных людей, роль его связей для процветания завода. Даже деловой и опытный купец Губонин и тот, почувствовав властное княжеское руководство акционерами, стал продавать свою землю, на которой был построен завод: двум медведям в одной берлоге уживаться невозможно.
  Настоящий инженер, по проекту которого был построен завод, Виктор Голубев, не стал перечить князю и молчаливо согласился с его диктатом.
  Производство бессемеровской стали в Бежице приписывают Тенишеву, хотя эта технология принадлежала Голубеву, который позаимствовал ее у известного металлурга Д.К. Чернова с Обуховского завода, впервые в России наладившего это производство.
  Приписывают Тенишеву и строительство завода, хотя известно, что строил его В.Ф. Крахт, который еще до рождения рельсопрокатного завода имел на станции Бежица доменные печи, химический завод.
  В архивах завода я не нашел материалов о рационализаторах и изобретателях прошлого века. Вообще о развитии техники и технологии материалов не сохранилось. Что и говорить, не ценили тогда чародеев производства! Даже инженеров-творцов машин высокомерная княгиня Мария Тенишева пренебрежительно называла "инженеришками".
  Жаль, конечно, что золотые россыпи заводских умельцев потерялись для истории. А ведь главное богатство человечества - это людской ум и талант.
  И все-таки некоторые имена заводских умельцев, изобретателей и рационализаторов история сохранила. Они относятся к началу нынешнего века: конструктор паровозов серии "Б" Н.Ф. Денисов, конструкторы Т. Печенков, Н. Досчатов, А. Ульянов, автор многослойной стали инженер А.З. Рожков.
  Москва. "Внешторгиздат", 1973 год.

"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год