"Для устройства в Брянском уезде на реке Десне для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения всяческого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения, выделки и прокатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов учреждается акционерное общество".
Из Устава общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. 20 июля 1873 года.
У Бежицы рабочий корень, трудовая стать. Она поднимается по гудку. Послушная его зову, идет туда, где дымятся трубы, тяжело вздыхают машины, звенит металл, где ждут корпуса рельсопрокатного завода. Обедает тоже по гудку. Говорят, тут были дремучие леса в дремучее время. Сейчас здесь негасимый огонь печей.
Бежица - это Брянский завод. Огромный, живой организм, мир послушного горячего и холодного металла. Много поколений людей жило, кормилось этим чудом своих умных рук, мудрых решений. И радость труда, и горе, и счастье жизни, и горькая доля - все идет от завода.
Невозможно счесть, сколько людских судеб вместила память завода. Земля, по которой мы ходим, - есть путь этих поколений. По ней следует не только ходить, но надо летать с благодарной душой, сердцем и памятью.
Сколько металла и материалов, из каких только стран завод ни принял в себя! Сколько изделий он рассеял по земному шару, морям и континентам! До каких только мест ни дошли плоды его сноровистых рук, его творческого ума! Невозможно окинуть оком места, где не было бы его следов! Он действительно повязан глобальными нитями со всем миром!
Зоркий глаз фотокамеры запечатлел лишь один миг его истории.
Всмотритесь внимательно - и вы познаете прошлое, которое, увы, ушло. Беспристрастный глаз фотокамеры вернет нас в то прошлое.
Перед вами Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод в Бежице. Его запечатлел в 1914 году бежицкий фотограф Михаил Константинович Знаменский.
Завод - это не только громады корпусов. Это люди, интеллект которых создает здесь чудо-машины. Невозможно здесь перечислить героев труда. Назовем сейчас лишь тех, кто стоял у истоков этого гиганта.
Виктор Федорович Голубев, инженер путей сообщения, изобретатель, строитель Уральской горной железной дороги, ставшей эталоном для строителей горных железных дорог, мозговой центр технического совершенствования производства в первые десятилетия завода.
Вячеслав Николаевич Тенишев, соратник В.Ф. Голубева в техническом совершенствовании в первые годы заводской деятельности, князь, у которого был облик рабочего, самозабвенно отдающегося производству.
Петр Ионыч Губонин, промышленник с руками каменотеса, «денежный мешок» первоначального накопления заводского капитала Общества.
***
От изготовления рельсов, мостовых кранов, речных пароходов, первых вагонов и пароходов до пуска первоклассных рефрижераторных секций, маневровых тепловозов, имеющих высокие эксплуатационные данные, судовых дизелей высокого качества - таков путь, пройденный Брянским машиностроительным заводом за столетие.
Генеральный проспект Брянского машиностроительного завода.
Москва. "Внешторгиздат", 1973 год.
"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год