Вскоре после начала работы Брянского рельсопрокатного завода остатки и запасы губонинских дров и лесоматериалов подошли к концу. Вырублены были и частные леса недалеко от Бежицы. Завод встал перед проблемой снабжения производства дровами и древесиной. Начались поиски дешевых дров и лесоматериалов.
Еще в 1874 году акционеры завода послали своего уполномоченного специалиста в Акуличские лесные дачи (ныне Клетнянский район) А.А. Станевича для изучения возможностей их использования. Инженер завода остановился в Людинке. Он изучил все лесные дачи, которые ранее принадлежали Брянскому Спасо-Поликарповому монастырю, а еще ранее князьям Барятинским.
В это время председателем акционерного общества Брянского завода стал князь В.Н. Тенишев - человек предприимчивый, имеющий большие связи в высших слоях. Оценив обстановку, он купил в Черностуденецкой даче (район деревни Лелятино и села Быкович) более 10 тысяч десятин леса. Князь построил здесь лесопильный завод на лесном Лелятинском хуторе (ныне деревня Тенешево), контору, шпальный завод, две казармы для рабочих.
Используя связи, князь договорился с лесным департаментом правительства об эксплуатации Акуличских дач и о строительстве железной дороги от станции Жуковка до Акулич (36 верст) и тем самым обеспечивал Брянский завод на десятки лет топливом и лесоматериалами.
13 марта 1879 года лесной департамент заключил контракт с акционерным обществом об эксплуатации Акуличской лесной дачи.
Контракт, который подписали доверенное лицо акционерного общества Брянского рельсопрокатного завода директор В. Чацкин и директор лесного департамента граф Э. Чапский, говорил о том, что завод получает право на сплошную рубку леса в течение сорока лет, начиная с 1879 года. По этому контракту завод ежегодно получал право на рубку от трехсот пятидесяти до четырехсот десятин сырорастущего леса.
Условия рубок были следующими: на лесосеках заводу разрешалась разделка материалов во все сортаменты, строительство изб и шалашей для рабочих, жжение угля. За каждую десятину леса завод должен был заплатить по 25 рублей.
Завод обязался строить железнодорожную ветку, которая соединит Акуличскую дачу с Орловско-Витебской железной дорогой. Эта ветка построена в течение двух лет со дня заключения договора.
Правление акционерного общества 21 января 1879 года по предложению В.Н. Тенишева приняло решение: построить заводскую железную дорогу от станции Жуковка до Акуличских дач, избрать инженера И.В. Ржевского для надзора за проведением всех работ по сооружению железнодорожной ветки. В помощь Ржевскому как при постройке моста через Десну, так и производстве прочих работ, правление выделило сведующих десятников и одного техника (С.Д. Попова). Заводскую железную дорогу Жуковка - Акуличи разрешено было эксплуатировать в течение сорока лет.
Департамент железных дорог был уведомлен заводом, что И.В. Ржевский поступил на службу акционерного общества в качестве инженера по строительству заводской железной дороги станции Жуковка - Акуличи. Акционеры также договорились с Губониным об аренде его земли в полосе железнодорожного полотна в Летошницкой лесной даче шириной 30 саженей.
Когда был построен мост через Десну и железнодорожная ветка дошла до станции Белоглавой, князь В.Н. Тенишев стал быстро вырубать приобретенный им лес в Черностуденецкой даче. Заготовленный на лесозаводе материал - доски, тес, пиловочник лучшего качества - он отправлял прежде всего к рижскому порту на экспорт, а дрова продавал заводу. И пошли к Тенишеву сказочные доходы!
В 1880 году В.Н. Тенишев доставил в Людинку паровой двигатель и другое оборудование лесозавода. Сохранилось описание лесопильного завода в Людинке. "Кроме парового двигателя здесь имелись паровые котлы, паровой насос системы Вортингтон для питания котлов и для противопожарных целей, подающий 2000 ведер воды в час. Паровая горизонтальная машина производства Брянского завода в 60 лошадиных сил. Лесопильная рама системы Рихордент Поле с приводом на высоте пола для кряжей толщиной до 10 вершков, с вагонетками. Круглая американская пила, дроворезка, изготовленная на Брянском заводе, с круглой пилой, лебедка с краном, водопровод от водокачки железнодорожной ветки, мельница об одном поставе, работающая от лесопильного завода и еще две запасные лесопильные рамы.
Над лесозаводом возвышалась дымовая труба высотою 30 аршин, выложенная изнутри кирпичом на высоту 8 аршин, а под заводом - подземный каменный тоннель для отвозки опилок из-под рам, длиною 30 погонных сажен".
У лесозавода частным лицам не разрешалось строить жилые дома. Здесь появился заводской поселок. От Людинки (Клетня) во многие стороны начали прокладывать узкоколейные железные лесовозные дороги. Их путь определял инженер А.А. Станевич, который хорошо изучил казенные лесные дачи.
Первое направление лесовозной дороги пролегло к Дядне, потом к Надве, от Дядни узкоколейка пролегла к Мамаевке. Например, от лесозавода до Мамаевки акционеры построили 14 домов, в которых жили десятники, руководившие лесоразработками. На дороге к Алексеевке таких домов было 10. Лесовозные дороги были построены к Прыще, Каталино, Харитоновке, Мужиново и в других направлениях.
Когда лес вырубали, узкоколейки переносили на другие направления, ближе к центру лесоразработок. Кроме казенных лесов, Брянский завод покупал леса частновладельческие, прилегающие к лесовозной дороге. Таким образом, узкоколейные дороги Брянского завода пролегли почти во все уголки Акуличского (Клетнянского) лесного массива.
К 1907 году в Людинке у лесозавода акционеры построили 64 жилых дома, два тесовых летних барака (казармы) для рабочих, кузницу, магазин, две бани (для рабочих и служащих), прачечную, скотный двор, казарму для стражников. На станции Акуличи был лишь один дом и сарай для скота.
За десять лет князь В.Н. Тенишев почти полностью истребил Лелятинскую лесную дачу. Лучший лесоматериал он отправил за границу, а дрова продал Брянскому заводу. В Лелятинской даче оставалось лишь 40,5 десятины, которые не разрешили истребить первая жена Тенишева - Анна Дмитриевна и ее сын Вячеслав, претендуя на их владение.
В январе 1889 года акционерное общество Брянского завода назначило управляющего Жуковско-Акуличской заводской дорогой инженера Виц-Римера, а с 1 июля этого же года ввела заводскую отчетность этой дороги. Таким образом, акционеры положили конец бесконтрольной эксплуатации заводской дороги в интересах князя Тенишева.
Акционеры были недовольны безраздельным командованием князя. Они ограничили его аппетиты на заводские доходы, чтобы не путал заводской карман со своим личным.
А в марте 1889 года правление акционеров (председатель В. Чацкин) также освободило и главного сообщника разбазаривания лесоматериалов Акуличской казенной дачи А.А. Станевича и назначило бывшего агента своего правления Г.И. Ганцкевича заведующим лесным хозяйством при Жуковско-Акуличской железнодорожной ветке Брянского завода. Жуковско-Акуличская заводская железная дорога по предложению инженера В.Ф. Голубева стала служить заводу полигоном для обкатки и испытания паровозов и вагонов, которые изготавливал завод. Часто эти испытания проходили под наблюдением В.Ф. Голубева и конструкторов завода. Это служило повышению надежности и качества брянских паровозов и вагонов.
"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год