Дом князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Бежице построен в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов. В то время Тенишев почти безраздельно руководил акционерным обществом Брянского рельсопрокатного, сталелитейного, железноделательного и механического завода.
Дом этот был необычен. Выделялся в то время и размером и оригинальностью. Проект дома В.Н. Тенишев нашел на одной из выставок. И он понравился князю. Тенишев разыскал архитектора и предложил ему построить такой дом в Бежице. Архитектор Иван Иванович Кристославич имел институтское образование и опыт работы. Ему было 39 лет.
В конце 1879 года он появился в Бежице и приступил, прежде всего, к заготовке материалов для дворца. Одновременно он был зачислен в штат завода для получения служебного жалования.
Чем же заинтересовал Тенишева проект дома? Общий план дома - двухэтажный. Часть дома, обращенная к заводу, имела четыре этажа. Башня четвертого этажа вращалась по принципу железнодорожных поворотных кругов. С нее можно было наблюдать железнодорожную станцию и почти полную панораму заводских строений, а пользуясь биноклем - наиболее важные объекты заводских построек и даже узнавать людей.
Высокие деревья, заслонявшие западную часть заводской панорамы, были вырублены.
Другой примечательностью было то, что он строился, как и все в то время заводские строения, из бревен, хорошо подтесанных внутри, а снаружи обшит вагонкой. Крыт он был, конечно, железом.
Первой жене князя Анне Дмитриевне дом этот показался излишне обширным и не совсем уютным. Но князю возражать было бесполезно. И только детская комната на втором этаже Анной Дмитриевной была обустроена по своему замыслу.
К концу восьмидесятых годов в семье князя обнаружились неурядицы. Анна Дмитриевна не могла справиться со своеволием мужа, нарушением им своих обещаний. Она упрекала В.Н. Тенишева, что он много пьет, появляется на глазах рабочих в весьма нетрезвом виде. Корила его за нарушение данного им слова - не играть в карты.
Анна Дмитриевна, выходя замуж за Тенишева, который проигрался и практически разорился, каждый раз его просила прекратить пьянки и карточные игры, но муж пропускал мимо ушей эти просьбы жены. Она напоминала, что 200 тысяч рублей, которые он вложил в акции завода, субсидировала она, Анна Дмитриевна. Муж ей зло отвечал: "Будь довольна княжеским титулом и фамильным гербом".
Жена, не обладая твердой настойчивостью, все прощала титулованному мужу. Но когда она узнала о связях В.Н. Тенишева с Марией Клавдиевной Николаевой, терпение ее кончилось. Уже больше не было ни сил, ни желания жить с человеком, который так неблагодарно относился к ней и сыну Вячеславу. Произошел разрыв.
Когда новая жена князя Мария Клавдиевна приехала в Бежицу, ей все здесь не понравилось. И даже двухэтажный особняк в Бежице ей запомнился как одноэтажный, безобразный, необставленный и необорудованный.
В.Н. Тенишев понимал, что новая жена - великосветская особа с большими запросами. И через некоторое время он купил в Хотылево имение, чтобы для Марии Клавдиевны построить настоящий дворец. И желаемый дворец в Хотылево вскоре появился. Он был построен по проекту архитектора Н.Н. Прокофьева (1866-1913) с учетом пожеланий княгини по оформлению.
Из дворца, построенного в классическом стиле, к Десне вела мраморная лестница, украшенная вазами и цветами. Мария Клавдиевна стала приглашать знаменитых художников, композиторов, писателей. Ей хотелось прославить этот дворец, себя и князя. Княгиня старалась! И ей это удавалось. Пожалуй, трудно найти на Брянщине место, кроме знаменитых Ляличей, где бы за короткие два-три года побывало так много знаменитостей.
В Хотылево гостили великий Илья Репин, знаменитый Врубель. Они и другие гости Марии Клавдиевны оставляли следы своего пребывания в Хотылево. Илья Репин оставил несколько рисунков Хотылевского парка, заводские наброски, Врубель для фона своего "Пана" использовал хотылевский пейзаж.
К сожалению, не сохранились ни бежицкий особняк, ни хотылевский дворец Тенишевых. Последний наследник владельца хотылевского дворца Граббе в 1943 году, отступая с немецкими войсками, поджег это великолепное сооружение, а особняк в Бежице уничтожен еще раньше.
"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год