БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ПАРОВОЗОСБОРНАЯ МАСТЕРСКАЯ


Паровозосборная мастерская

  К 1884 году спрос на рельсы заметно упал. Завод с металлургического производства стал переходить на механическое: началось строительство пароходов, землечерпалок, элеваторов, интендантского обоза, лафетов, артиллерийских снарядов, стрелок - металлоемкого, но несложного оборудования.
  В.Ф. Голубев настаивал на увеличении выпуска более трудоемкого производства - вагонов и начале производства паровозов как более перспективных изделий.
  Однако Тенишев считал, что трудоемкое производство имеет низкую коммерческую эффективность. Его поддерживал Губонин: этим акционерам нужно больше и сразу прибыли. Изготовление вагонов и паровозов не будет давать столько прибыли, сколько рельсы.
  Мнения разделились. Особенно опасался снижения доходов Губонин. Он еще был под впечатлением от понесенных убытков на строительстве Уральской железной дороги. Поэтому он поддерживал Тенишева.
  В.Ф. Голубев считал, что небольшие заказы на элеваторы, землечерпалки и другое несложное оборудование дают лишь временные доходы. Выход - в организации производства вагонов и паровозов. И Голубев поехал по Европе. Он интересовался чертежами, расчетами, результатами испытаний в Германии, Франции, Италии. Делал записи, замечания и скрупулезные анализы производства. А В.Ф. Голубев мог делать очень глубокие исследования. Автору этих строк довелось ознакомиться с "Собранием чертежей земской Орловско-Витебской железной дороги за 1868-1873 годы", а также с исследованием "Данные по ремонту подвижного состава земской Орловско-Витебской железной дороги за 1868-1873 годы". Эти колоссальные и глубокие исследования В.Ф. Голубева в содружестве с Мяковским и Лебединским - свидетельство принципиальных наблюдений, серьезных выводов. Они также говорили о глубоких научных знаниях инженера Голубева в этих вопросах. Это и помогло понять практику европейских стран в производстве вагонов и паровозов.
  Ознакомившись с паровозо- и вагоностроением в Европе, Голубев пришел к окончательному выводу о необходимости перехода на Брянском заводе к выпуску основной продукции - вагонов и паровозов.
  С 1870 по 1900 годы Виктор Федорович Голубев занимался исключительно делами завода в Бежице. Он был главным инженером, директором, председателем акционерного общества. Однако он не мог убедить акционеров в перспективности паровозостроения, которое, конечно, не сразу могло дать высокие прибыли.
  В середине восьмидесятых годов князь Тенишев, добившись славы как организатор Брянского завода, стал терять свой авторитет у акционеров. Многим не нравилось его выпячивание себя как главного и чуть ли не исключительного на заводе специалиста и организатора. А развал в семье ему еще больше "подсыпал" неприятностей.
  Постепенно стал брать верх авторитет В.Ф. Голубева как человека сведущего и расчетливого во всех отношениях. По его настоянию у Тенишева выкупили железную дорогу от Жуковки до Акулич для проведения испытаний вагонов, а затем и паровозов. Ранее эта дорога строилась для доставки дров, древесного угля из тенишевских лесов.
  Пока князь В.Н. Тенишев занимался свадебными делами и путешествием, на заводе выпустили первый паровоз. Однако вторая жена В.Тенишева Мария Клавдиевна, описывая выпуск первого паровоза, приписала победу инженерного коллектива, прежде всего В. Голубева, князю. Она не назвала ни одного инженера, который участвовал в строительстве этого первенца.
  Однако в ее живописании нашлись такие картинки: "Подъезжая к каждому цеху, я оставалась в коляске, а муж подходил к рабочим и после нескольких приветственных слов зачерпывал кружечкой водку в стоявших тут же огромных бочках, поднимал кружку и произносил тост, на что рабочие отвечали дружным "ура", после чего окружали его, хватали на руки и начинали качать".
  Впечатляет одно замечание Марии Клавдиевны: "Холодно мне было среди этих некультурных людей". Видимо, для княгини общее спаивание рабочих из "огромных бочек" было признаком княжеской культуры. Скорее, это завоевание "авторитета" у алкоголиков и выпивох.
  К 1890 году В.Н. Тенишев отошел от коммерческих дел завода. Он уже завоевал прочный авторитет в столичных кругах, стал участником многих акционерных обществ. Его увлекли другие дела.
  В 1886 году он написал работу "Математическое образование и его значение". Через три года написал книгу "Деятельность животных", а еще через восемь лет, в 1897 году, "Деятельность человека". Стал интересоваться этнографией, организовав этнографическое бюро, а в 1898 году построил среднюю школу на новых началах в Петербурге.
  Надо отдать должное второй жене В.Н. Тенишева Марии Клавдиевне: она, имея железную волю, сумела обуздать в князе страсть к карточной игре и чрезмерному пьянству.
  Несмотря на великолепный дворец в Хотылеве, Марии Клавдиевне хотелось быть подальше от Бежицы, где многие помнили Анну Дмитриевну - первую жену князя, ее сына Вячеслава. И Тенишевы сменили свое хотылевское имение на Талашкино (недалеко от Смоленска) и больше в Бежицу не возвращались.
  А дело Виктора Федоровича Голубева - производство вагонов и паровозов в Бежице - принесло заводу, его коллективу славу. Даже один из типов бежицкого паровоза стали изготавливать в Америке как наиболее скоростного и экономичного еще в начале этого века.

"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год