Вячеслав Николаевич Тенишев родился в 1843 году в Варшаве, где его отец, инженер, генерал-майор Н.И. Тенишев, управлял сетью железных дорог. Вячеслав по настоянию отца начал учиться в институте инженеров путей сообщения, но вскоре поступил в Петербургский университет, а закончил обучение в Германии в университете Карлсруэ. Хорошо обеспеченный молодой князь больше интересовался гуманитарными науками, вел праздную жизнь.
Доставшееся ему наследство - Петербургский завод электротехнических машин и завод по изготовлению железнодорожных мостов вблизи Ростова-на-Дону - молодой князь вскоре проиграл. Его жена Анна Дмитриевна не смогла противостоять безрассудному разгулу мужа.
Чтобы понять личность князя В.Н. Тенишева, следует сослаться на характеристику его второй жены Марии Клавдиевны, которая оставила ее в опубликованных воспоминаниях "Впечатления моей жизни": "… Это был человек с железной волей, сильный духом. Он мягко, без малейших усилий умел заставить говорить и делать, что хотел... Для него не существовало ни предрассудков, ни препятствий в достижении раз поставленной цели... Волю князя, его решение, когда он что-нибудь в голову заберет, никогда и никому еще в жизни побороть не удавалось - это был кремень".
Князь В.Н. Тенишев имел и недостатки, о которых также вспоминала Мария Клавдиевна. Это страстное увлечение карточной игрой и чрезмерное пристрастие к великосветским вечерам с алкоголем. Ему нравилось слыть знатоком искусства, музыки, театра. При этом он не учитывал и не слушал оценки других.
К семидесятым годам князь промотался и практически оказался на нуле материального благополучия. И тут жизнь поставила перед ним вопрос: как жить дальше? Его первая жена Анна Дмитриевна имела некоторое состояние, но князь не мог просить денег на свои утехи: она не поощряла его образ жизни. Княгиня подсказала, что в Брянском уезде недалеко от села Бежичи успешно стал работать рельсопрокатный завод и дает очень высокие доходы своим акционерам. Почему бы не попробовать взяться за дело на этом заводе?
Князю шел тридцать второй год. Пора бы браться за ум. Анна Дмитриевна предложила нужную сумму, чтобы стать акционером. В.Н. Тенишев узнал, что директор завода Крахт - немец, а акционеры Голубев и Губенин - люди покладистые.
Жена Тенишева Анна Дмитриевна, зная порядочность акционеров, продала одно из своих имений и внесла полный взнос - 200 тысяч рублей в акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода на имя князя.
В.Н. Тенишев, окрыленный возможностью поправить свои дела, взял в свои руки акционерное общество. Он образовал правление общества и стал его председателем. Надо отдать должное Тенишеву; он сразу проявил настойчивость, используя свои прежние знакомства, свое имя, загорелся работой весьма доходного предприятия. Когда на заводе встал вопрос о выпуске стальных рельсов, в 1876 году было построено шесть литейных печей. Начато вместо чугунных производство стальных рельсов. В этом деле проявилась настойчивость В.Н. Тенишева. Он использовал все возможности для расширения производства. Цех строился быстро, опережая намеченные сроки.
Особенно настойчивость В.Н. Тенишева проявилась при организации литья стали по Бессемеру с помощью конвертеров. На установке конвертеров настаивал В.Ф. Голубев. В 1878 году на заводе закончено было строительство бессемеровского цеха с двумя конвертерами. Этот цех также строился по-ударному, с выдачей премий за опережение намеченных сроков.
Брянский рельсопрокатный завод в течение года отлил одну треть бессемеровской стали от общего выпуска такой стали в России. Завод по производству стали поднялся на второе место после Путиловского (Петербург) в стране. Бессемеровский процесс передела жидкого чугуна в сталь без затраты топлива путем продувки воздуха в конвертере был в то время самым прогрессивным в металлургии.
В Петербурге некоторые журналисты приписывали князю В.Н. Тенишеву введение бессемеровского процесса в России. Хотя известно, что впервые в промышленном производстве организация бессемеровского процесса принадлежит русскому металлургу Д.К. Чернову с Обуховского завода в Петербурге.
В восьмидесятые годы, когда В.Н. Тенишев был председателем правления акционерного Общества Брянского рельсопрокатного завода, начат выпуск первых двуосных грузовых вагонов и платформ, освоен выпуск стальных и железных листов, железнодорожных цистерн, броневых листов для боевых кораблей, пароходов, элеваторов, начато изготовление литых колес для паровозов и вагонов. Заводу было разрешено изображать на выпускаемых изделиях государственный герб.
В.Н. Тенишев к своему княжескому званию заслуженно приписал имя промышленника, организатора производства. К сожалению, имена многих людей, чей ум и талант были вложены в новые технические решения, остались малоизвестны и в архивных делах не отложились. А жаль.
Следует заметить, что князь часто путал заводской карман со своим собственным. Особенно когда он построил к своим лесным дачам заводскую железную дорогу и продолжил ее до Акулич. Он лучший лесоматериал отправлял за границу вагонами с казенных лесных дач как личный. То, что можно было делать князю, нельзя было делать В.Ф. Крахту, директору завода. Тенишев вышел сухим из воды, а Крахт был уволен и лишился приобретенного.
"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год