БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


УЧРЕДИТЕЛИ БРЯНСКОГО ЗАВОДА


  В уставе акционерного Общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода говорится, что учредителями его являются статский советник Петр Губонин и коллежский асессор Виктор Голубев. Основной капитал Общества определяется в четыреста тысяч рублей. Устав Общества 20 июля 1873 года подписал Министр финансов статс-секретарь Рейтерн ...
  Подписи учредителей под истовом Общества поставлены в соответствии с тогдашними правилами: сначала чин повыше, а за ним чин пониже. Строго по табели о рангах.

Инженер В.Ф. Голубев   Инженер В.Ф. Голубев
  Преимущества Губонина были в том, что завод строился на его благоприобретенной земле, а другого учредителя в том, что Голубев проектировал завод, приобретал оборудование, т.е. занимался инженерным обеспечением пуска и наладки производства. Губонин не имел инженерного образования и не смыслил в этом деле ничего. Он доверился уму и способностям Голубева. Таков был принцип партнерства этих двух учредителей завода.
  Виктор Голубев родился в Нижнем Новгороде на Волге. Когда наступил для него час выбора профессии, то он, кроме Института путей сообщения, где учился его старший брат Саша, ни о чем другом не думал.
  Учился Виктор не только прилежно, но и с упоением. Не случайно в 1862 году в актовом зале института на мраморной доске в списке отличившихся выпускников появилась фамилия Виктора Федоровича Голубева.
  Случилось так, что в том же году до родного Нижнего дошла железная дорога. И Виктор Голубев начал работать в родном городе в службе тяги. Вскоре ему предложили заняться строительством Московско-Курской железной дороги, поручив следить за исполнением проекта от Орла до Мценска. На этом участке оказалось сложным строительство виадука (мостовое сооружение над водными протоками) около Отрады через речки Лисицу и Воин. На этом участке и сошлись В.Ф. Голубев - инженер путей сообщения и П.И. Губонин - купец, подрядчик.
  Люди они были разные. Голубев - высокообразованный, культурный и весьма скромный человек. Губонин - мужиковатый, грубый, смелый и совсем лишенный скромности. Объединяло их дело, горение в работе, сметливость и расчетливость. Оба почувствовали симпатию друг к другу, а четырехпролетный виадук стал делом их ума и мастерства.
  Потом Голубев и Губонин встретились при строительстве Орловско-Витебской железной дороги. Виктор Федорович предложил Губонину построить рельсопрокатный завод, чтобы утолить рельсовый голод в России. Не сразу Губонин согласился на такое незнакомое ему дело. Когда уже Виктору Федоровичу предложили ехать на строительство Уральской горнозаводской железной дороги и он дал согласие быть главным инженером этого строительства, Губонин решил вложить в дело 200 тысяч и строить завод на своей земле у Брянска.
  В.Ф. Голубев ушел в отставку в апреле 1874 года в чине надворного советника и с отличной оценкой руководимой им железной дороги. Уже 20 июля 1874 года Голубев руководил первым выпуском рельсов. Голубев составлял план строительства завода, заказывал за границей оборудование, сам внес некоторые усовершенствования в прокатку рельсов.
  Голубев постоянно совершенствовал процесс производства, поддерживал связь с европейскими и американскими предприятиями подобного рода.
  В 1869 году В.Ф. Голубев издал книгу "Железные дороги в Соединенных Штатах Америки", в 1875 - "Собрание чертежей земской Орловско-Витебской железной дороги". Голубев был соавтором работы "Данные по ремонту подвижного состава земской Орловско-Витебской железной дороги за 1868-1873 годы".
  Виктор Федорович Голубев был женат на ближайшей родственнице известного инженера Кинга - директора Николаевской железной дороги, Анне Петровне. У него было два сына.
  Виктор Федорович Голубев скончался в Риме 24 февраля 1903 года и, согласно выраженному им пожеланию, похоронен в заповедном своем имении Пархомовке Сквирского уезда Киевской губернии.

Купец  П.И. Губонин   Купец П.И. Губонин
  Вторым учредителем акционерного Общества был купец Петр Ионыч Губонин.
  Он родился в деревне Борисовке Коломенского уезда Московской губернии в семье крепостного. В детстве Петр помогал деду, известному каменных дел мастеру. Потом стал подрядчиком у Яковлева, который "одевал" берега Москвы-реки, мостил улицы.
  После смерти Яковлева Петр Губонин получил по завещанию весь инструмент и приспособления каменотесов и стал самостоятельным подрядчиком. В 1848 году Петр Губонин заполучил в Министерстве путей сообщения подряд на строительство шоссейной дороги Москва-Брест. На этом подряде он хорошо разбогател.
  В 1864 году на строительстве железной дороги Москва-Курск Губонин получил подряд строительства каменных, сооружений. Работы по осуществлению этого подряда заметили и высоко оценили специалисты. В пору прокладки железнодорожного пути Орел-Витебск П. Губонин стал скупать лес и земли, строил лесопильные заводы и вел заготовку шпал и лесоматериалов для строительства станционных зданий. Банкротство английской фирмы "Мюртон Пито" не смутило Губонина.
  Он нашел московского состоятельного генерал-майора Александра Борисовича Козакова и стал его уговаривать взять подряд у Орловского земства на строительство пути железной дороги Орел-Витебск. Когда генерал-майор Козаков дал согласие, П.И. Губонин приехал в Орел и предложил губернскому земству взять у него концессию на строительство.
  К этой стройке Губонин подключил барона Френкеля, который обязался вести поставку рельсов, поворотных кругов, стрелок, железных ферм для мостов и подвижного состава с предприятий Англии, Германии и Швеции к балтийским портам России. Кроме того, в дело Губонин включил и столичного инженера Г. Садовского, который устроил чертежную мастерскую, и стал готовить проекты станций, мастерских, казарм и станционных помещений. На этой стройке снова встретились Губонин и Голубев. Последний и предложил построить в России рельсопрокатный завод.
  Учредители Брянского рельсопрокатного завода были по характеру противоположны, но деловитость, желание сделать для страны больше полезного объединяли эти два "полюса". Вот как характеризовал Губонина известный деятель России граф С.Ю. Витте:
  "...Я встречался в Петербурге с Губониным, который представлял собой толстопуза, русского простого мужика с большим здравым смыслом. Губонин начал свою карьеру с мелкого откупщика, затем сделался подрядчиком, затем строителем железных дорог и стал железнодорожной звездой".
  Петр Ионыч страсть как любил звания и награды. Он часто на приемы и встречи, которые обожал до самозабвения, появлялся при орденах и по-детски воспринимал похвалы и лесть окружающих. А больше всего, когда его называли железнодорожной звездой.
  И действительно, авторитет Губонина постоянно рос в правительственных и коммерческих кругах. Он вкладывал свои капиталы в строительство Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской, Балтийской железных дорог. Его капитал возрос до двадцати миллионов рублей.
  При участии Губонина основано бакинское нефтяное общество. Он был связан с промыслом соли на озере Баскунчак, с добычей золота на Урале. Он вкладывал свои средства в строительство конок в Петербурге и Москве.
  Губонин также имел авторитет среди рабочих тех строек, в которых он участвовал. Проявлял заботу об их питании, а по праздникам часто к артели рабочих подвозил бочку водки и напаивал строителей до крайности.
  Он купил у князя Воронцова место в Гурзуфе, где гостил Пушкин, и превратил его в курорт, благоустроил парк, оборудовал семь домов на двести комнат и ресторан. Дома эти сохранились до сих пор.
  Умер Губонин после тяжелой операции, похоронен 30 сентября 1894 года в Гурзуфе.

"С фотокамерой по старой Бежице",
Ф.С. Исайчиков, 1999 год