БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ПРОЛОЖИВШЕМУ ПЕРВУЮ БОРОЗДУ


Проложившему первую борозду   Разрабатывая план кооперирования сельского хозяйства, Владимир Ильич Ленин огромное значение придавал механизации крестьянского труда. Великий вождь видел в высокопроизводительных машинах прочную основу движения к коммунизму. Ильич мечтал о том времени, когда на полях России будет работать сто тысяч тракторов. Сейчас только в колхозах и совхозах Брянской области насчитывается более 20 тысяч тракторов, около семи тысяч автомашин, пять тысяч зерновых комбайнов, множество другой современной техники. Она, конечно же, не идет ни в какое сравнение с машинами, которые в тридцатых годах прокладывали первые борозды на колхозных полях. Техника стала более мощной, надежной, легче ею управлять. А сколько сделано для того, чтобы механизатору было работать и удобно и приятно. Закрытая кабина с отличным обзором на тракторах, отопление, вентиляция, управление на гидравлике.
  И все-таки для советских людей особенно дороги именно те первые машины, чихающие, чадящие, тихоходные, на которых тракторист был открыт всем ветрам, глотал пыль, изнывал под палящими лучами солнца. Но это были первые тракторы, собранные своими руками. Рабочие приходили проводить эти маломощные колесные машины как на большой праздник. А с какой надеждой и интересом встречали их в деревне!
  Один из первых тракторов отечественного производства (ХТЗ) как символ революционного преобразования сельского хозяйства на базе колхозного производства установлен в 1967 году высоко на постаменте у районного объединения «Сельхозтехника» в селе Глинищево Брянского района. Этот трактор в 1930 году прокладывал первую борозду на колхозном поле. Таких машин на полях нашей губернии тогда было очень мало.
  Но промышленность наращивала выпуск сельскохозяйственной техники. И в канун 1931 года Советское правительство приняло решение о разрешении сбора средств среди населения в целях быстрейшего строительства машинно-тракторных станций. Пленум Брянского райисполкома, обсуждавший вопрос о ходе коллективизации и подготовке к весеннему севу, 13 января принял обращение: "Построить МТС!" В нем говорилось: "Мы, нижеподписавшиеся, приветствуем постановление правительства о строительстве МТС в первую очередь в тех районах, которые мобилизуют средства населения в размере не менее 25 процентов. Мы предлагаем районным организациям немедленно развернуть кампанию по мобилизации средств на МТС. Мы одобряем инициативу газеты "Брянский рабочий" собрать среди своих читателей не менее 25000 рублей и просим возглавить массовую кампанию по мобилизации средств на строительство МТС".
  Обращение подписали 38 человек. Вся стоимость строительства машинно-тракторной станции оценивалась в полтора миллиона рублей. Из номера в номер «"Брянский рабочий" публиковал списки тех, кто вносил деньги на строительство МТС. Вот некоторые из сообщений: партийно-комсомольское собрание деревни Меркульево - 68 рублей, ученики Журиничской школы первой ступени - 15 рублей, рабочие буфета станции Брянск- 1 - 44 рубля, рабочие Любохонского завода - 30 рублей. Однодневный заработок решили внести рабочие и служащие совхозов, столовой № 1, члены колхоза имени Фрунзе внесли 1000 рублей. На 20 марта на текущий счет поступило от населения 23 тысячи рублей.
  При активном участии трудящихся машинно-тракторные станции были построены в Брянском и в других районах. Сельское хозяйство получило прочную материальную базу. Ныне многие работы на полях полностью механизированы. А в память о тех незабываемых днях, когда наши отечественные тракторы прокладывали на колхозных полях первые борозды, труженики-"колесники" устанавливают памятники машинам, проложившим эту первую борозду.

Памятники земли Брянской,
Р. Русанов, Я. Соколов, 1985 г.


Проложившему первую борозду

Проложившему первую борозду

Проложившему первую борозду