БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Гравировка на кости и камне Хотылевской верхнепалеолитической стоянки


  В 1974 и 1978 годы автор описал объемную скульптуру малых форм Хотылевской верхнепалеолитической стоянки на реке Десне около Брянска. Наряду с ней там найдено немало костяных поделок с нарезками и изображениями. Такие же начертания встречались и на меловой корке многих кремневых изделий.
  Имеющиеся в коллекции предметы могут быть разделены на пять групп. К первой мы относим изделия с нарезками, возникшими в процессе работы, ко второй - вещи с простейшими схематическими рисунками, к третьей - с орнаментальными или декоративными узорами, к четвертой - с ритмическими нарезками и к пятой - кремневые изделия с нарезками на меловой корке.
  В первую группу входят костяные наковаленки, ретушеры, прокладки, подставки, кости со следами резания и случайные осколки, употреблявшиеся при обработке кремня и кости. Несмотря на хаотическое расположение отдельных нарезок и царапин, в целом они все же группируются на определенных участках. Эти следы трудовых ритмов, запечатленные в результате работы на костном материале, иногда воспринимаются как примитивный рисунок. Это мог замечать древний человек.
  Большинство гравировок второй группы выполнено тонкими длинными и удлиненными нарезками и царапинами. Из предметов этой группы заслуживает внимания ромбический или подквадратный предмет из обломка утонченной части лопатки мамонта, размером 17 на 17 см, найденный в раскопе 7 над ямой 26. Обе плоскости обломка имеют розоватый цвет от частиц минеральной краски. Одна плоскость пластины с вогнутой стороны хорошо выскоблена и заглажена. На расстоянии 6 и 6,5 см от сторон одного из углов - выбоина, нанесенная округлым тупым концом какого-то долотовидного орудия. Диаметр выбоины около 1 см, глубина 0,3 см. Удар был довольно сильный, так как верхний костяной слой вмят в губчатое вещество. Вся поверхность этой предварительно подготовленной стороны покрыта царапинами и нарезками, иногда собранными в параллельно штрихованные или веерообразные пучки. Часть этих тонких штрихов, возможно, возникла при выскабливании и срезании костной поверхности. Штрихи, врезанные шире и глубже, видимо, связаны с изобразительной деятельностью. Они тоже прослеживаются по всей поверхности, но значительно гуще и резче только с одной стороны. Здесь штрихи нанесены в виде длинных прочерков параллельных, крючкообразных, сходящихся, расходящихся, косых и дугообразных линий. На пересечении они образуют нечто вроде углов и ромбов. С одной боковой стороны нарезка филенчатая и напоминает как бы искаженный силуэт головы человека.
  На верхнепалеолитических памятниках имеется немало предметов с подобными начертаниями. Близкой аналогией может служить гравировка на одном из бивней, найденных на Сунгирской стоянке и на треугольной подвеске из Авдеева. На позднепалеолитических памятниках Западной Европы в линиях гравировок часто можно уловить антропоморфные и зооморфные фигуры. В связи с этим особый интерес приобретает гравировка на хотылевской пластине, напоминающая профиль человеческого лица. Подобные искаженные профили человеческой головы тоже известны по западноевропейскому палеолитическому искусству, хотя там они выражены более четко и реалистично.

Гравировка на кости и камне Хотылевской верхнепалеолитической стоянки

  Другой предмет второй группы найден в раскопе 6 на квадрате 1. Это фрагмент бивня мамонта, расчлененный пополам по своей длинной оси. Наибольшая длина обломка около 11, ширина 6, толщина 3,5 см. На расчлененной и слегка подправленной поверхности в центральной части имеется ряд тонких удлиненных нарезок. Они образуют перекрестия, пучки и нечто вроде углов. Некоторые нарезки имеют направление, близкое к параллельному.
  Близкие начертания встречаются и на других предметах, например: на осколке бивня (рис. 1, 1, р-5, кв. 17), на лопаточке (рис. 1, 3, р-7, кв. 5); на фрагменте лощила из ребра (рис. 1, 5, р-8, кв. 4); на лощиле из ребра (рис. 1, 8, р-4, кв. 26 в яме) и на удлиненно-треугольной пластине с головкой (р-4, кв. 5).
  Близкие по технике и манере исполнения гравировки на кости известны на многих верхнепалеолитических памятниках. Поэтому, несмотря на всю трудность отнесения подобных предметов к подлинному осмысленному искусству, мы все же не можем отрицать этого. Обращает внимание общая закономерность нанесения и распространения, определенная группировка нарезок, намечающаяся геометризация элементов и постепенное выделение их из хаотического пересечения линий. На это указываю т такие же простые, но четче выгравированные геометрические контуры углов и ромбов, прослеженных на других, лучше выраженных поделках этой группы, например: на обрезке ребра (р-6, кв. 15, в яме), на осколке бивня (рис. 1, 4, р-2, кв. 17), на пластинчатой заготовке из бивня мамонта (рис. 1, 7, р-2, кв. 7) и на заготовке из бивня мамонта (рис. 3, 8, р-6, кв. 3). Не вызывает сомнения изобразительная сущность последних четырех простейших гравировок. Изображение ромба и как самостоятельного элемента, и в композициях из косой клетки хорошо известно на материалах Тимоновской и Юдиновской стоянок (7, рис. 1, 6, 9).
  Более оригинальная композиция геометризованного орнамента представлена на обломке ребра, возможно, использовавшемся в качестве ко- пательного орудия (рис. 1, 2, р-7, кв. 9). Длина орудия 18 см, наибольшая ширина в верхней части 3,3 см, в нижней - 3 см, толщина вверху 1,8 см, внизу 1,6 см. Гравировка находится на уплощенной и слегка заполированной стороне ребра. Она занимает больше половины всей плоскости, преимущественно в тыльной части орудия. Для композиции характерна ритмичность и зональность. Так, в верхней центральной части расположен пучок вертикальных нарезок длиной около 5,6 см. С левой стороны под острым углом нанесены более короткие и более или менее ритмично расположенные нарезки, книзу изломанные и дугообразные» как бы небрежно прочерченные. С противоположной стороны тоже под острым, но менее крутым углом расположен еще ряд коротких нарезок, образующих пять отдельных заштрихованных звеньев. Нарезки, расположенные с боков вертикально поставленного пучка, образуют острый угол и создают впечатление асимметрической елочки.
  Аналогичные комбинации нарезов прослеживаются в материалах Авдеевской стоянки.
  Еще более усложненные композиции из геометрических фигур и ритмично расположенных нарезок имеются на нескольких отчлененных концах бивней мамонтов.
  Один из них найден в раскопе 4 на кв. 10 (рис. 1, 6) . Длина обломка 18 см, диаметр в основании 4 см. Поверхность сильно заполирована, розоватого цвета, обильно покрыта нарезками и царапинами, которые образуют узор, состоящий примерно из пяти поперечных и трех продольных рядов. Особенный интерес представляют средние ряды (рис. 1, 6 - слева). Между вторым и третьим рядами имеется зона продольных удлиненных штрихов, расположенных под косым углом. Совместно с третьим рядом ритмично расположенных насечек они образуют нечто вроде условного изображения животного (возможно, оленя). Подобные геометризованные изображения животных встречены в Костенках и на Тимоновке I.
  Но, пожалуй, самым уникальным предметом, относящимся к этой группе гравировок, является обломок ребра с нарезкой, найденный в раскопе 7 на кв. 9 среди костей, заполнявших яму с зольной массой и краской (рис. 2, 1; 3, 5). Общая длина фрагмента ребра составляет 16 см, ширина 3, толщина 1,5, глубина кривизны 0,9 см. Цвет слегка розоватый от частиц минеральной краски. Поверхность ребра довольно гладкая, как бы отполированная. С вогнутой стороны плоскость подрезана, выровнена и отполирована. Нарезки, за исключением нескольких, сделаны четко, поперек удлиненной оси ребра. Всего в композиции 49 основных нарезок и две парных, едва заметных. Можно выделить три самостоятельных группы нарезок. В первой 20 нарезок, во второй (центральной) 14, в третьей 15. Центральная группа в свою очередь, может быть, делится на две подгруппы, между которыми помещен какой-то условный знак. Каждая из этих групп и подгрупп имеет определенное положение и форму нарезок.
  Несмотря на то, что в системе нарезок явственно проступает ритмичность, мы не думаем, что это только выражение количественных представлений и операций хотылевского палеолитического человека. Быть может, мы имеем дело с геометризованным рисунком, подчиненным определенным количественным соотношениям, образующим как бы подвижную композицию из различных групп, подгрупп, звеньев, частностей. Каждая насечка - это образ, имеющий свою форму, положение, размер и степень зависимости. Как в отдельных звеньях, так и в общем пост роении чувствуется какая-то динамика жизни, движения, одухотворенности.
  Мы видим, как плавно и закономерно одни типы и положения нарезок переходят в другие и в то же время объединяются их разнородные звенья. Чувствуется тесная взаимосвязанность и тонкая пластичность всей композиции в целом.

Гравировка на кости и камне Хотылевской верхнепалеолитической стоянки

  Близкие аналогии по композиции и условности антропоморфных фигур мы имеем на некоторых изделиях из западноевропейских памятников, в частности в антропоморфных изображениях на ребре животного длиной в 16 см из стоянки Шато дез Эйзи, на кости длиной 9 см из стоянки Раймонден (Шансельяд) и на костяной пластинке длиной в 6,5 см из стоянки Гурдан.
  К третьей группе гравировок Хотылева относятся орнаментальные или декоративные гравировки. Наиболее ярко и полно такой орнамент представлен на остриях. В коллекции представлено шесть острий и их фрагментов, имеющих на поверхности геометрический декор (рис. 4). Все они изготовлены из бивней мамонтов и в сечении почти правильно округлые.
  Одно из них (рис. 4, 1) найдено в раскопе 4 на квадрате 38. Оно веретенообразное по форме. Кончик основания обломан. Стержень слабо изогнут, длина стержня 15,5 см, наибольший диаметр сечения 1,5 см. Хорошо выделен черешок высотой 5,7 см. Кончик острия тупой. На асимметричных боках лезвия два желобка. Желобок, вырезанный с вогнутой стороны, выбран четко, длина его 8,8, наибольшая ширина 0,5, глубина 0,2 см. Одна сторона желобка покрыта косой нарезкой. Другой желобок более четко вырезан только в верхней половине и тянется по всей длине лезвия. Его наибольшая ширина 0,5 см, глубина 0,2 см. Желобки делят всю поверхность лезвия на две части.
  Каждая покрыта гравировкой из различных орнаментальных поясков. Общая длина всей суммы поясков 7,2 см, ширина в основании с одной стороны 2 см, с другой - 1,7 см. На более широкой полосе насчитывается 43 орнаментальных пояска, на узкой - 51.
  На широкой полосе орнаментальные пояски и орнаментальные элементы распределяются следующим образом: девять рядов нижних поясков имеют орнамент в виде рельефного зигзага, образованного выбранными микротреугольниками, обращенными вершинами к центру, так что вершины треугольников одного ряда заходят за вершины другого. Основанием для треугольников являются полуконцентрические нарезки, ограничивающие орнаментальные пояски, чередующиеся с неорнаментированными. В данной группе их восемь. В основании орнаментальной полосы поясок орнаментированный. 10-й орнаментированный поясок соприкасается непосредственно с девятым орнаментированным, замыкающим в первой группе. Но покрыт он треугольниками только вдоль верхней ограничительной нарезки, образуя нечто в виде зубчатого карниза. Следующие четыре орнаментированных пояска тоже чередуются через один с неорнаментированными. Рисунок у них тот же рельефный зигзаг, образованный врезными треугольниками. Последний из них (26-й поясок снизу) покрыт орнаментом только на 2/3 длины, причем на неорнаментированной стороне верхняя ограничительная нарезка опущена несколько ниже. Затем следует неорнаментированный поясок и шесть орнаментированных поясков в чередовании с неорнаментированными через один. Все шесть орнаментированных поясков этой группы покрыты врезанными треугольниками, опущенными вершинами вниз только вдоль верхней ограничительной нарезки. Интересно, что нижний орнаментальный поясок этой группы, как и верхний в предшествующей группе, орнаментирован не полностью. Затем следует два пояска без орнамента и два с орнаментом, но через один неорнаментированный, тоже покрытые треугольниками только вдоль верхней ограничительной нарезки. Количество треугольников в каждом пояске подсчитать из-за плохой сохранности поверхности острия невозможно. Нижний поясок, помещенный в основании этой изобразительной композиции, дает вверху 14, а внизу 13 микротреугольников, а верхний заключительный поясок - всего 6.
  На другой орнаментальной полосе ряды поясков хотя и прослеживаются четко, но количественное соотношение орнаментальных элементов из-за плохой сохранности поверхности неясно. Судя до тем местам, где орнаментированные части сохранились лучше, это тот же рельефный зигзаг и зубчатый карниз, образованные врезанными треугольниками, примерно с таким же количественным соотношением элементов.
  Нижний поясок, которым открывается орнаментальная композиция, не орнаментирован. Верхние два пояска, завершающие ее, тоже без орнамента, причем верхний намечен частично. Чередование орнаментированных и неорнаментированных поясков через один. Кончик острия покрыт тончайшими царапинами.
  Другое острие (рис. 4, 2) найдено в раскопе 7 на кв. 12 (рис. 2, 3) . Оно представляет собой прямой округлый стержень с симметрично расположенными боковыми сторонами и хорошо заостренным кончиком. Длина острия 11,5 см, диаметр сечения в основании 1,4 см. Поверхность темно-коричневатого цвета покрыта рельефным и нарезным геометрическим орнаментом. На одной из боковых сторон двумя желобками выделен выступ шириной 0,5 см в основании и 0,3 см на конце, наибольшая высота над плоскостями плечей 0,3 см. Поверхность выступа покрыта косой нарезкой, на большей части образующей крестики. На плечах выступа также нанесен орнамент из косопоставленных нарезок в виде удлиненных треугольников, обращенных основаниями к бокам выступа. С одной стороны они обращены вершинами кверху, а с другой - книзу, чем достигается эффект косой заштрихованности фона, на котором особенно четко выделяется рельефность выступа с крестообразным орнаментом. Остальная поверхность острия на высоту 7 см от основания покрыта орнаментом в виде незамкнутых концентрических поясков. Всего насчитывается 26 поясков, из них 7 в основании рельефных и 8 неорнаментированных. Высота рельефной группы 4,5 см, нарезной 2,5 см. Легкий наклон орнаментированных поясков в одну сторону создает впечатление спиральности.
  Нижний рельефный поясок этой композиции сохранился частично. Его ширина 0,4 см. Верхняя половина покрыта косой насечкой, образующей углы и ромбики. Второй поясок утопленный, шириной 0,5 см, покрыт вертикально поставленными врезанными прямоугольниками в виде каннелюр. У второго рельефного пояска (шириной 0,3 см) поверхность покрыта косой насечкой, обращенной своим верхним концом вправо. Ширина второго утопленного пояска 0,5 см, поверхность покрыта каннелюрами. Третий рельефный поясок шириной 0,3 см покрыт косой перекрещивающейся нарезкой, образующей ромбики. Третий утопленный поясок шириной около 0,4 см покрыт каннелюрами. Четвертый рельефный поясок шириной 0,3 см покрыт косой сеткой, образующей ромбики. Две нарезки с левой стороны перекрестий не имеют и стоят обособленно от ромбов. Четвертый утопленный поясок шириной 0,3 см покрыт каннелюрами. Пятый рельефный поясок шириной около 0,2 см с боков покрыт вертикальными нарезками, по три справа и слева, а остальная центральная часть - косыми нарезками, смыкающимися на концах и образующими зигзаг. Пятый утопленный поясок шириной 0,3 см покрыт каннелюрами. Шестой рельефный поясок шириной 0,2 см орнамента не имеет. Шестой утопленный поясок шириной 0,4 см покрыт каннелюрами. Седьмой рельефный поясок шириной 0,2 см орнамента не имеет. Следующий за ним также орнамента не имеет, с половины косо подрезан в сторону рельефного пояска, из-за чего четко выделяется вся верхняя часть острия. Ширина этого разъединительного пояска 0,3 см. Первый (от основания - 15-й) поясок второй группы шириной 0,2 см покрыт двумя рядами микротреугольников, образующих рельефный зигзаг. Второй поясок шириной 0,2 см орнамента не имеет. Третий поясок шириной 0,2 см покрыт двумя рядами микротреугольников, образующих рельефный зигзаг. Четвертый поясок шириной 0,3 см орнамента не имеет, за исключением двух вертикально поставленных насечек, по одной с каждой стороны. Пятый поясок шириной 0,12 см покрыт одним рядом врезных треугольников, основанием кверху и опущенных вершинами чуть ли не до самой нижней ограничительной нарезки. Шестой поясок шириной 0,18 см орнамента не имеет. Седьмой шириной 0,2 см покрыт двумя рядами треугольников, образующих рельефный зигзаг. Верхние треугольники наполовину крупнее нижних. Восьмой поясок шириной 0,12 см покрыт врезными треугольниками только сверху и образует зубчатый карниз, посредине разъединенный вертикально поставленной нарезкой, захватывающей и очередной верхний поясок. Девятый поясок шириной 0,15 см покрыт двумя рядами треугольников, образующих рельефный зигзаг. Последние три пояска (7-9) все орнаментированные и образуют как бы самостоятельную подгруппу. Десятый поясок (24-й) шириной 0,18 см орнамента не имеет. Одиннадцатый поясок шириной 0,15 см орнаментирован врезными треугольниками, опущенными чуть ли не до самой нижней ограничительной линии. Двенадцатый поясок шириной 0,15 см орнамента не имеет. Тринадцатый поясок шириной 0,12 см орнаментирован врезными треугольниками вдоль верхней ограничительной линии. В основании конусообразно заостренного кончика острия косые нарезки с перекрестиями.

Гравировка на кости и камне Хотылевской верхнепалеолитической стоянки

  Не меньший интерес представляют фрагменты четырех других орнаментированных острий.
  Один из них (рис. 4, 4) найден в раскопе 4 на кв. 13, имеет старые обломы, следы распадения и смещения по слоям. Поверхность темно-коричневого цвета. Судя по всему, острие разломано преднамеренно еще в древности, несет следы пребывания на слабом огне. Поверхность фрагмента покрыта концентрическими поясками, разорванными желобком с ритмичным расположением орнаментальных зон. На фрагменте их насчитывается три. В каждой группе или зоне орнаментированные и неорнаментированные пояски чередуются через один. Орнаментированные пояски украшены врезными треугольниками, опущенными вершинами вниз через всю ширину пояска. В основании фрагмента прослеживается 13 поясков, в среднем звене - пять и в верхнем до облома тоже пять.
  Второй фрагмент (рис. 4, 5) найден в раскопе 6 на квадрате 5 в ямке. Обломы древние, поверхность темно-коричневатая. Возможно, разломан преднамеренно. Поверхность фрагмента украшена вертикальными и косо-поставленными нарезками, образующими в композиции спирально расположенные пояски, не замкнутые на тыльной стороне. В основании фрагмента местами они в виде елочки. Сохранилось четыре таких декоративных пояска. На тыльном, не захваченном орнаментом участке штриховка в виде вертикально опущенной сверху ленты. Гравировка произведена очень тонкими, слабозаметными нарезками.
  Третий фрагмент - верхняя заостренная половина острия веретенообразной формы (рис. 4, 6) - найден в раскопе 4 на кв. 12. Он имеет довольно гладкую светло-розовую поверхность. Облом древний. Видимо, острие разломано преднамеренно. Длина сохранившейся части около 8 см, диаметр в основании 1,2 см. Поверхность покрыта нарезным зигзагообразным орнаментом из 16 концентрически расположенных рядов. Насколько можно рассмотреть, расположение углов по отношению друг к другу не везде параллельное. Иногда они как стрелы направлены друг к другу, а затем незаметно переходят в параллельный зигзаг. Четвертый ряд от облома кончика острия неполный, образует всего четыре угла излома. Имеются углы более острые и удлиненные и несколько скругленные на вершинах. Но это впечатление создается, видимо, за счет выщербинок. В целом углы острые, как и положено у зигзага.
  Четвертый фрагмент (рис. 4, 3) происходит из раскопа 5 на квадрате 42. Длина фрагмента 9,6 см, наибольший диаметр сечения 1,3 см. Судя по сохранившейся части, острие было веретенообразным. Облом древний. Основание имеет ступенчатый конусовидный срез. Вся поверхность покрыта расплывчатой точечной ретушью. По орнаменту он резко отличается от описанных выше острий.
  Веретенообразные острия, изготовленные из бивней мамонтов, широко известны на позднепалеолитических памятниках, однако они или вовсе не имеют орнамента, или он более скромный и отличается по рисунку. В бассейне реки Десны аналогичные острия найдены на Мезинской и Юдиновской стоянках. Юдиновские острия также сплошь покрыты орнаментом. Прав да, он менее сложен и более однообразен. Основным сочетанием элементов юдиновского геометрического орнамента являются косые клетки, образующие удлиненные треугольники и ромбы, а также параллельные прорези, создающие впечатление рифленой поверхности.
  Орнаментальные композиции на хотылевских остриях более сложные и выразительные. Д ля образования орнамента здесь служили простейшие геометрические элементы и знаки: вертикальные, горизонтальные и косые нарезки, врезанные прямоугольники, микротреугольники и точечные углубления. Различные простейшие элементы соединялись в крестики, углы, треугольники, ромбы, а собранные в орнаментальные пояски и ряды комбинировались в геометрические узоры. Особенно показательны в этом отношении два острия: одно из раскопа 4 (рис. 4, 1), другое из раскопа 7 (рис. 4, 2) . Это подлинные шедевры геометрического орнамента как по содержанию и сложности своих композиций, так и по полноте изобразительных элементов и орнаментальных звеньев. Сложность компоновки таких узоров указывает не только на кропотливый труд и художественные способности человека, но и на глубину человеческого мышления, выраженного в данном случае в манипуляции различными орнаментальными элементами и звеньями.
  Аналогичные геометрические элементы и образованные ими звенья графических изображений известны на костяных изделиях и других позднепалеолитических стоянок. Но такие элементы, как врезанные прямоугольники-каннелюры, врезанные микротреугольники и крестики, типичны для костенковско-авдеевской культуры. Наиболее полное сочетание почти всех простейших элементов и звеньев в одной композиции дает нам хотылевское острие из раскопа 7 (рис. 4, 2).
  К четвертой группе изделия с гравировкой относятся кости и костяные поделки с ритмичным расположением нарезок (рис. 3, 1, 4, 6, 7; рис. 5). В этой группе можно выделить две подгруппы: изделия с нарезками на боковых ребрах (рис. 3, 4, 6, 7; рис. 5, 2, 4, 8) и гравированные поделки из кости с сечением округлых форм (рис. 3, 2; рис. 5, 1-3, 5-7) .

Гравировка на кости и камне Хотылевской верхнепалеолитической стоянки

  Один из предметов первой подгруппы (рис. 3, 4, р-4, кв. 40) представляет собой обработанный рог дугообразной формы. Длина поделки 22,5 см, наибольший размер сечения 1,7 на 1,4 см. На верхнем утонченном конце следы каких-то преднамеренно расположенных по отношению друг к другу круглых углублений. Одно из них сквозное. Назначение предмета неясно, аналогии нам неизвестны. С вогнутой стороны, начиная от основания до угла изгиба, вырезан гребень длиной 11,5 см при ширине и высоте 0,3 см. Он разделен выщербиной на две неравных части. Одна из них длиной в 7,5 см сплошь покрыта поперечными нарезками-желобками. Насчитывается 30 нарезок без следов заметной ритмичности. В основании изделия — чашеобразное углубление со следами заполированности. На ребрах 15 нарезок. На одной из боковых сторон у основания, ближе к лобной стороне, три нарезки, образующих какую-то метку или знак. С той же боковой стороны вдоль вершины изгиба идет поясок из косых нарезок. Их насчитывается 30, но более четко выражено только 27. Наименьшим кратным для всех числовых выражений этой композиции является число 3. Общее количество нарезок на этом предмете может быть выражено следующим соотношением: 3 0 + 15 + 30 = 75.
  Наименьшим кратным здесь будет тоже нечетное число - 5.
  Три других предмета этой подгруппы представлены лопаточками, орнаментированными по краям зубчатыми нарезками.
  На одной из них (рис. 3, 6, р-5 на днище предочажной ямы) насчитывается 54 нарезки, из них три крупных, две по углам лобной части и одна у основания головки. Первая крупная насечка сделана после 48 рядовых, вторая после 9 и третья после 13. Интересно, что число 9 здесь падает на центральную, лобную часть головки. На передней утолщенной стороне рукоятки шесть удлиненных, вертикально поставленных нарезок, из которых одна в виде желобка и одна в виде стрелки. Что это просто орнамент или числовые обозначения, сказать трудно.
  Фрагмент другой лопаточки (рис. 3, 7, р-7, кв. 5) также на боковых гранях или ребрах имеет 54 нарезки. Здесь нарезки по углам головки разделены крупными широкими зубцами. Число нарезок на лобной части между ними - 10.
  Третья лопаточка (рис. 3, 3, р-6, кв. 53, в ямке с костями и краской) имеет нарезки только на головке: три на лобной части и две парных у ее основания. Их сумму можно выразить следующим количественным отношением: 3 + 2 + 2 = 7.
  Четвертый предмет этой подгруппы представляет собой уплощенное острие (рис. 5, 4), изготовленное из осколка трубчатой кости (р-5, кв. 6). Длина острия 16,5 см, наибольшая ширина у основания 3,1 см, наименьшая толщина 1,4 см. Кончик острия отломлен в древности. На заостренных боковых ребрах два ряда ритмично расположенных нарезок: с одной стороны 9 рядов, с другой 8. Первый из них может быть выражен следующим количественным соотношением: 3 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 19.
  Второй: 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16. Общая сумма нарезок здесь составляет: 19 + 16 = 35. Наименьшее кратное здесь нечетное число - 5.
  Аналогичное острие с треугольными зубчатыми нарезками на ребрах известно среди костяных поделок стоянки Долни Вестонице в Чехословакии. Но в системе его сплошных зубчатых нарезок нет такой четкой ритмичности, как у хотылевского острия.

Гравировка на кости и камне Хотылевской верхнепалеолитической стоянки

  Вторая подгруппа представлена рядом предметов с нарезками: у фрагмента кости какого-то мелкого животного (рис. 3, 2, р-2, кв. 16) на сочленительной части нанесено пять нарезок разной длины. Если принять разность длин этих нарезок за особый вид ритмичности, можно получить следующие количественные соотношения: 2 + 1 + 1 + 1 = 5 или 3 + 2 = 5. Выделяется число 3. У фрагмента ребра (рис. 5, 2, р-5, кв. 36) длиной 14, шириной 1,7 см почти вся выпуклая часть покрыта ритмично расположенными нарезками. Насчитывается 9 самостоятельных групп, внутри которых в свою очередь тоже прослеживается некоторая ритмичность. Это указывает на какую-то особую значимость отдельных элементов, в то же время зависимых друг от друга. Количественное выражение этой группы нарезок можно представить соотношением: (1 + 3) + (3 + 1 + 2 + 2) + (3 + 1) + 2 + 1 + 2 + (2 + 2 + 1) + 2 + 2 = 30 или 18 + 1 + 11 = 30. Наименьшее кратное здесь число 3.
  На фрагменте птичьей косточки (рис. 5, 3, р-5, кв. 18) длиной 4 см прослеживается четыре ряда вертикально поставленных и ритмично расположенных нарезок. Первый ряд имеет 4 нарезки, второй - 12 (из них одна неполная), третий - 6 и четвертый - 6. Внутри каждого звена тоже хорошо прослеживается различная ритмичность. Количественное выражение данной группы нарезок может быть представлено соотношением: (2 + 2) + (1 + 4 + 2 + 1 + 2 + 2 + (1 + 3 + 1 + 1) + (3 + 1 + 2) = 28. Если исключить из второго ряда одну неполно выраженную нарезку (звено 4), общая сумма составит число 27 с наименьшим кратным 3. Д ля числа 28 наименьшим кратным будет 4.
  На фрагменте птичьей косточки (рис. 5, 6, р-7, кв. 6) длиной 3,4 см имеется три группы ритмично расположенных нарезок. Их количественное соотношение может быть выражено следующим образом: 2 + 2 + 3 = 7. На фрагменте птичьей косточки (рис. 5, 7, р-5, кв. 34) длиной 4,4 см находится три группы нарезок. Их количественное соотношение может быть выражено как 2 + 2 + 1 = 5.
  Фрагмент бивня (р-6, в заполнении предочажной ямы) длиной 66 см, с диаметром сечения в основании 9 см имеет следы пребывания на огне, из-за чего значительная часть его превратилась в костную труху. Сохранившаяся поверхность темного, слегка коричневого цвета. Судя по уцелевшей гравировке, на поверхности бивня имелась сложная система нарезок, на фоне которой на вогнутой стороне хорошо выделялись крупные парные ритмично расположенные нарезки. Сохранилось только шесть пар таких нарезок. Трудно представить, что столь сложно орнаментированный бивень просто был брошен в огонь. На стоянке это не единственный случай, когда интересный предмет сожжен или преднамеренно изломан. По-видимому, мы имеем дело с какими-то магическими или ритуальными действиями.
  Шиловидная фибула с антропоморфной головкой костенковско-авдеевского типа (рис. 5, 5, р-5, кв. 6) длиной 7 см передней стороны имеет по венчику головки 9 нарезок, по изгибу шейки с тыльной стороны головки тоже 9 нарезок, опускающихся вертикальной полоской. Совпадение чисел не случайно. Их количественное соотношение может быть выражено следующим образом: 9 + 9 = 18. Наименьшее кратное для всех чисел составляет число 3.
  Птичья трубчатая кость в виде полой трубочки с отпиленными сочленительными концами (рис. 5, 1; рис. 2, 2, р-7, кв. 15, в ямке 16, вместе с женской статуэткой), пожалуй, самая уникальная находка, относящаяся к четвертой группе. Длина поделки 18,3 см; на одном конце древний облом, на другом конце концентрический орнаментальный поясок, насчитывающий три ритмично расположенных звена. Графические элементы этих орнаментальных звеньев представляют собой косые и горизонтальные нарезки, образующие ромбики, треугольники и крестики. К сожалению, этот графический декор исполнен настолько тонкими нарезками, что едва просматривается невооруженным глазом. Выражают ли ритмично расположенные звенья этой композиции количественные величины или просто разорванные части общего узора, сказать трудно. Во всяком случае, в распределении самих образующих элементов, в манере их нанесения, в размещении и построении зональности чувствуется какая-то продуманная система. Остальная поверхность трубочки покрыта шестью рядами нарезок. Один из них, основной нанесен вдоль всей вертикальной оси поделки, три ряда захватывают верхнюю часть трубочки и два - нижнюю, а центральная ее часть остается свободной.
  Первый или основной ряд со строго поперечным расположением нарезок имеет следующую ритмическую структуру: в первом звене (счет ведется снизу вверх) две параллельно расположенные нарезки одинаковой длины. Во втором звене три насечки (одна из них укороченная), с третьего по седьмое - по 2, причем в седьмом одна укороченная; в восьмом - 1, в девятом - 3 (одна укороченная), с десятого по тринадцатое - по 2; в четырнадцатом - 1; в пятнадцатом - 2. Между пятым и шестым звеньями, несколько выше основного ряда, нанесена одиночная нарезка. Относится ли она к основному ряду или является случайной, сказать трудно. Общее количественное выражение основного ряда можно записать следующим соотношением: 2 + 3 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 1 + 3 + 3 + 2 + 2 + 2 + 1 + 2 = 31. Что здесь представляют собой укороченные нарезки: часть целых чисел или объектов или какие-то зависимые числа, неясно. Во всяком случае, они не случайны и древний человек ими оперировал часто. Во втором верхнем ряду по отношению к основному нарезки поставлены несколько скошенно и менее выражена ритмичность. Она может быть обозначена следующим количественным соотношением: 3 + 2 + 3 + 2 + 2 + 3 + 4 + 4 + 1 + 3 + 2 + 2 = 29.
  В третьем ряду нарезки также расположены несколько скошенно, направлены в такт предыдущему ряду и еще менее выражена ритмичность. Все же она прослеживается и может быть обозначена следующим количественным соотношением: 3 + 6 + 3 + 3 + 3 + 2 + 3 + 3 + 2 + 1 = 29.

Гравировка на кости и камне Хотылевской верхнепалеолитической стоянки

  Четвертый ряд скошен и обращен в сторону, противоположную предыдущим.
  В нем лучше выражена ритмичность, которая может быть записана следующим образом: 2 + 3 + 3 + 3 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 21.
  Пятый (нижний) ряд, расположенный на рисунке с правой стороны, имеет почти правильное поперечное расположение насечек с довольно заметной ритмичностью, которая может быть выражена следующим количественным соотношением: 1 + 3 + 1 + 2 + 2 + 2 + 3 + 4 + 3 + 3 + 2 = 26. Между пятой и шестой нарезками этого ряда, если считать сверху, поставлена очень мелкая насечка. Если ввести ее в общий счет, количество насечек составит 27.
  Шестой ряд нарезок находится с противоположной стороны основного ряда. Его ритмичность может быть выражена следующим количественным соотношением: 2 + 2 + 2 + 4 + 2 + 2 + 4 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 28. Если учесть еще одну мелкую, но четко выраженную нарезку в четвертом звене, стоящую возле его последней замыкающей, то общее число нарезок составит 29. Первые две нарезки (со стороны верхнего конца) соединяет очень тонкая нарезка, образуя между ними острые углы. Следующие три косые нарезки с основными образуют три крестика. Если к общему числу насечек прибавить четыре косых секущих, общее число ряда составит 32.
  На нижнем конце трубочки у того же ряда находится знак в виде крестика и двух косых нарезок. Он напоминает знак на изделии из рога (рис. 3, 4) , но выражен хуже.
  Изделие из крупной трубчатой птичьей кости в виде флейты из Хотылева имеет аналогии среди находок в пещере Вильдшейр у Штетина на Лане. Эта трубка украшена четырьмя рядами вертикально расположенных зигзагов. Есть подобная трубка и в пещерной стоянке Пекарна у Брно в Чехословакии. На ней нанесены ритмично расположенные нарезки. Полая трубочка-манок известна и по материалам стоянки Костенки I на Дону, но без следов орнамента. Однако ближайшей аналогией хотылевской "флейте" является полая трубочка из стоянки Авдеево на Сейме. Она тоже украшена комбинированным геометрическим орнаментом с ритмичным расположением рядов и заштрихованных зон.
  Как мы уже отмечали в работе об антропоморфной скульптуре, на Хотылевской стоянке наблюдалась ритмичность не только в графических изображениях, но и в расположении ям и костей, которые составляли прямые ряды и дуги от оснований каких-то сооружений или построек. Ямки имели ритмическое размещение, и в них было положено или поставлено определенное число костей. Остатки подобных сооружений и по количеству ям в рядах, и по количеству костей, положенных в них, иногда вызывают в памяти гравировки из ритмически расположенных нарезок.
  Большое число кремневых изделий из Хотылева, на меловой корке которых нанесены графические рисунки, позволяет выделить их в особую, пятую группу. Аналогий им в других памятниках мы не знаем.
  Как бы ни были просты и скупы изображения на меловой корке, усомниться в их преднамеренном нанесении невозможно.

Гравировка на кости и камне Хотылевской верхнепалеолитической стоянки

  Среди нарезок на меловой корке кремневых поделок мы видим те же самые несложные композиции из простых геометрических элементов, образующих углы, треугольники, ромбы, кресты, штриховки. В других случаях нарезки служат как бы для фиксации каких-то количественных выражений. Иногда сочетается то и другое. Как показал подсчет нарезок, количественные выражения представлены здесь числами 20 (рис. 6, 2); 18 (рис. 6, 4); 12 (рис. 6, 5); 11 (рис. 6, 8); 10 (рис. 6, 9); 7 (рис. 7, 7). Некоторые из подобных гравировок передают определенную ритмичность. Так, нарезки на скребке, найденном на раскопе 6 на кв. 23 в яме (рис. 7, 2) дают такое числовое соотношение: 2 + 2 + 2 + 1 = 7. Не менее интересно, что все интервалы между звеньями нарезок равны 0,9 см. Промежуток между нарезками первой пары 0,4 см, второй - 0,4, третьей - 0,2 см.
  Каково назначение кремней с нарезками, и сказать трудно. Может быть, среди них есть счетные бирки, камни для гадания, волшебства, заклинаний или самые древние и простейшие "чуринги" с воплощением в них духов предков. Например, на азильских гальках, как и на хотылевских кремнях, часто фигурируют числа 5, 7, 11 и простейшие геометрические рисунки, близкие хотылевским, только они нарисованы краской и на другом материале. Отметим, что большинство гравированных кремней собрано близ мест нахождения предметов, принадлежащих к произведениям первобытного искусства, в ямах и зольно-углистом субстрате.
  Значение описанных предметов, найденных на Хотылевской верхнепалеолитической стоянке, нельзя переоценить. Как было показано, и по своему назначению, и по своему смысловому содержанию они довольно разнообразны и, видимо, отражают различные стороны хозяйственно-бытовой и идеологической жизни обитателей Хотылевской стоянки. В рассмотренной группе изделий нет реалистических образов и даже стилизованных, присущих малой объемной скульптуре той же стоянки. Графика Хотылева характеризуется геометрической формой и стилем, что характерно и для других деснинских стоянок. Простейшие геометрические элементы образуют более сложные геометрические фигуры и комбинации.
  Некоторые исследователи считают, что геометрический орнамент деснинских позднепалеолитических памятников не содержит сколько-нибудь убедительных данных, указывающих на связь элементов орнамента с семантикой или непосредственно с хозяйственной деятельностью людей.
  Нам, напротив, кажется, что геометрические фигуры, композиции и т.д. не могут быть начисто лишены связи с природными или хозяйственно-бытовыми образами.
  Французский археолог А. Леруа-Гуран убедительно показал, например, тесную связь геометрических знаков в палеолитических пещерных святилищ ах с реалистическими рисунками животных, установил закономерность в группировке фигур животных и различных знаков в пещерном искусстве палеолита. Аналогичные геометрические знаки и рисунки обнаружены и в Восточной Европе, на стенах знаменитой Каповой пещеры.
  Простейшая геометрическая фигура и на других верхнепалеолитических памятниках может символизировать какой-то образ, какое-то первоначало. Видимо, правы те исследователи, кто говорит, что несмотря на скупость изобразительных средств и простоту технического выполнения, геометрический орнамент является одним из ярких и самобытных признаков деснинского верхнепалеолитического искусства. Если же вспомнить, что многие предметы имеют следы окраски теплыми и яркими цветами и встречаются вместе с объемными и реалистическими произведениями мелкой пластики, можно говорить не только о самобытности и яркости, но и о полноте и содержательности первобытного деснинского искусства. Возможно, этим и объясняется отсутствие здесь реалистических изображений животных и антропоморфных изображений. Может быть, они скрыты, замаскированы в композициях геометрических рисунков.
  Несмотря на то, что гравировки Хотылевской верхнепалеолитической стоянки представлены почти всеми геометрическими элементами, звеньями и фигурами, ими образованными, типичными и для других деснинских памятников, исполненными теми же техническими приемами, они значительно отличаются от гравировок с других стоянок и ближе стоят к гравировкам костенковско-авдеевской культуры, сохраняя при этом и свое своеобразие. Они являются как бы связующим звеном между деснинским и донским культурно-историческими регионами. Но не исключено, что некоторые наблюдающиеся различия как в гравировках, так и в индустриально-бытовых комплексах деснинских позднепалеолитических памятников имеют не только культурно-исторический, но в большей мере хронологический характер.
  Заверняев Ф.М.
  Советская Археология, 1981 год.