На протяжении семи лет, с 1969 по 1975 год включительно, нами производились раскопки Хотылевской верхнепалеолитической стоянки (Хотылево II). За эти годы была вскрыта и исследована площадь, составившая почти 500 квадратных метров. Наряду с огромным количеством кремневых орудий здесь было обнаружено также около 300 всевозможных костяных изделий. Некоторые из них - настоящие шедевры первобытного искусства.
Не говоря уже о том, что сами по себе все костяные предметы интересны с точки зрения изучения техники обработки костного сырья и выяснения роли костяного инвентаря в быту верхнепалеолитических людей, особое значение представляют предметы мелкой пластики, и в первую очередь антропоморфная скульптура, так как в них как в зеркале отражаются мировоззрение древних людей и сам уровень развития первобытного искусства.
Исследователи считают, что произведения палеолитического искусства не были вызваны к жизни религиозными идеалистическими представлениями, а отражали повседневную трудовую деятельность древнего человека и возникшее на ее основе стихийно материалистическое воззрение.
Поскольку антропоморфные изображения, как и другие, сопутствующие им, произведения мелкой скульптуры, являются важными источниками познания жизни и духовного уровня первобытных общин, необходим их анализ.
К группе мелких пластических изображений, собранных на стоянке, может быть отнесено около 30 предметов. Значительная часть этих предметов является антропоморфными или по своей форме близкими к ним. По способу изображения антропоморфная скульптура делится на художественную и нехудожественную, а по форме - на реалистическую, стилизованную и примитивно-схематическую.
Художественная антропоморфная реалистическая скульптура представлена тремя женскими статуэтками, фрагментами статуэток (гравированная головка, обломки рук, ноги), барельефным изображением мужского лица на острие. Художественная антропоморфная стилизованная скульптура представлена тремя женскими статуэтками и мужской головкой-навершием на конце острия. Примитивно-схематическая скульптура представлена тремя более или менее выраженными изваяниями. Из антропоморфных изображений первостепенное значение имеют три женские статуэтки реалистической формы.
Одна из них (рисунок 1) была найдена в раскопе 1 на квадрате 5 между ямами и костными конструкциями. Статуэтка лежала на культурном слое лицом кверху и была ориентирована головой на северо-восток. К сожалению, на этом участке раскопа культурный слой находился на небольшой глубине и поэтому подвергался воздействиям сезонных климатических изменений (зимнее промерзание), вследствие чего такой материал, как бивень, оказался неустойчивым и распался по слоям. Более того, еще в древности при образовании оврага лассовидные суглинки, под которыми был погребен культурный слой, почти полностью были размыты, и только начавшийся вскоре после этой ископаемой эрозии аккумулятивный процесс предотвратил окончательный снос статуэтки в пойму. Статуэтка оказалась совершенно распавшейся и частично испорченной. Об этом свидетельствуют не только утраченные отслоения, но и следы замарганцованности и ожелезнения на поверхности.
Статуэтка представляет собой довольно реалистическое скульптурное изображение обнаженной женской фигуры, исполненной во весь рост. Согласно классификации 3.А. Абрамовой, это изваяние вполне может быть отнесено к классическому типу малой скульптуры.
Статуэтка выполнена из бивня мамонта. В настоящем виде у нее отсутствует большая часть головы, правая рука с частью предплечья и нога ниже колен. Высота сохранившейся части статуэтки 12,3 см, ширина в тазовой части 3,6 см, ширина в плечах 2,7 см, ширина в коленях 1,6 см. Фигура передана в слегка склоненной позе и с подогнутыми как в бедрах, так и в коленях ногами, с чрезмерно выпуклым животом, на котором покоятся полные груди, условно переданные кисти рук согнуты и прижаты к грудям. Ниже живота треугольный выступ лобка. Весь брюшной отдел неестественно опущен по отношению к тазу. На сравнительно высокой шее, помещенной на узких округлых плечах, находилась голова, по-видимому, округлой или округло-треугольной формы, слегка склоненная к груди. Голени ног хотя и утрачены, но, судя по остаткам, сильно подогнуты. Хорошо выделяются коленные чашечки. Ниже колен ноги изображались раздельно. Своеобразная манера комбинированной передачи живота, грудей и кистей рук подчеркивает некоторый, по-видимому преднамеренный, схематизм этих частей, что делает всю фигуру в целом условной. Однако при этом создается эффект объемности.
Несмотря на своеобразие, статуэтка имеет некоторое сходство с женской статуэткой из позднеориньякского слоя грота Ридо (Леспюг) во Франции. Это сходство - в самом образе высокой женской фигуры с округлыми плечами и широким тазом, в манере передачи вислых, но полных грудей на самом животе, в посадке и, вероятно, самой форме головы. С другой стороны, хотылевская статуэтка близка к кругу классических женских изваяний со стоянки Костенки I, и в первую очередь к статуэтке из раскопок 1931 года. Однако, насколько можно судить по публикациям, костенковские статуэтки более совершенны, выразительны, реалистичны, пропорциональны, имеют более естественное положение фигуры.
Другая статуэтка (рисунки 2,2; 3,6) найдена в раскопе 5 на квадрате 28 с северо-восточной стороны очажной ямы в культурном слое. Она почти целиком была заключена в дутик, вследствие чего несколько разрушена голова и правая нога. Изготовлена из бивня мамонта, по центральной оси следы расслоения и смещения частей, особенно со стороны голеней. В отличие от первой статуэтки имеет миниатюрные размеры и несколько более схематичное изображение лицевой стороны. Несмотря на это, она может быть отнесена к классическому типу малой скульптуры.
Фигура женщины здесь также передана в слегка склоненной позе, с подогнутыми в бедрах и в коленях ногами, а также с чрезмерно большим животом. Высота фигурки 4,7 см, ширина в коленях 0,8 см, ширина в тазовой части 1,3 см, ширина в плечах 0,7 см, толщина живота с тазом 1,3 см. Голова округлая (диаметр 0,6 см), наклонена к груди, без шеи, посажена прямо на округлые плечи. Живот, по-видимому, с лежащими на нем грудями - условной цилиндрической формы. С передней стороны руки не выражены. Голени ног - слитны. В целом передняя сторона этой статуэтки выполнена в еще более условной манере, чем первая. Со стороны спины фигурка, однако, гораздо реалистичнее. Выделенные небольшими углублениями руки очерчивают тонкую талию с широким тазом и плавно-округлыми бедрами.
Третья статуэтка найдена в раскопе 7 на квадрате 15 в небольшой овальной ямке (яма 16) размером 0,35 на 0,25 метра при глубине 0,15 метра. С северной стороны в этой ямке находилась часть плечевой кости мамонта в полувертикальном положении, ориентированная с севера на юг, обломом книзу. Перпендикулярно к ней, в верхней части ямы, у самой плечевой кости лежала крупная птичья кость, орнаментированная геометрическим орнаментом из шести рядов насечек разной комбинации. С восточной стороны к плечу прилегала тоже в наклонном положении стилизованная статуэтка, ориентированная своими концами с севера на юг. Ее необработанный конец был опущен книзу. Несколько ниже стилизованной статуэтки, в южной половине, находилась реалистическая статуэтка (рисунок 2,1; 3,7). Она лежала на глубине 6 см от горизонта зачистки ямки и была обращена головой на северо-восток с некоторым отклонением к северу, в наклонном положении, ногами книзу, чуть повернутая лицом от стенки к дну ямки, в западную сторону. Согласно классификации 3.А. Абрамовой, статуэтка может быть отнесена к тучному типу малой скульптуры. Она представляет собой довольно реалистическое изваяние обнаженной грузной женщины-матери в полный рост, выполненной из бивня мамонта. Почти вся поверхность статуэтки, особенно с задней и левой боковой сторон, коричневатого цвета, возможно, это следы былой окраски или патины бивня. Высота фигурки 5,7 см, ширина в тазовой части 2,5 см, ширина в плечах 2,1 см, ширина в коленях 1 см. Высота головы 1 см, диаметр по черепной крышке 1,4 см. Верхняя часть торса в слегка наклоненной вперед позе, с сильно опущенной вниз головою, так что подбородок касается груди. Голова имеет несколько увеличенные размеры и исполнена в условной манере. Ноги в бедрах поджаты к животу, в то время как голени согнуты незначительно. Голени ног несколько уменьшены, выполнены условно и раздвоены ниже колен. Левая нога утрачена в древности. Чрезмерно большой живот с треугольным выступом-лобком в основании сильно опущен вниз, почти до колен. Полные вислые груди покоятся на животе. Руки отделены от туловища бороздками, слегка согнуты и, видимо, положены на живот. Левое плечо более округлое и высокое. Особенно выразительна и реалистична статуэтка с задней стороны. Довольно широкая округлая спина переходит в талию с сильно расширенным книзу тазом. Ягодицы выделены плоскими рельефными выступами, переходящими в толстые мясистые бедра, плавно сужающиеся к коленям. Руки от талии и тазовых выступов отделены косыми углублениями.
Данная статуэтка по типу женской фигуры и даже манере исполнения напоминает виллендорфскую Венеру. Из женских изваяний, найденных в восточноевропейской части СССР, она ближе всего стоит к статуэтке, найденной в 1927 году С.Н. Замятниным у села Гагарина, которая, однако, отличается от хотылевской более округлой формой головы, выраженностью шеи, посадкой головы, наличием с боков живота жировых валиков, формой и размерами самого живота, меньшей выраженностью ягодиц и бедер.
Фрагменты других женских статуэток, обнаруженных на хотылевской стоянке (рисунок 3,3; 4,5), имеют древние обломы и представляют не меньший интерес.
Голова статуэтки (рисунок 3,3) найдена в раскопе 4 на квадрате 40 в углистозольной массе. Изготовлена из бивня мамонта. Поверхность темного коричневатого цвета. Имеет несколько повреждений. Форма округло-удлиненная, диаметр черепного отдела 1,4 см, высота 1,6 см. Шея вырезана нераздельно с головой. Облом приходится на основание шеи. Диаметр облома шеи 0,9 см. Судя по облому, голова по отношению к туловищу имела слабый наклон. Лицо не выражено. Выпуклая черепная часть покрыта насечками, простирающимся скорее всего перпендикулярно лицевому отделу. С тыльной стороны на шее также прослеживаются следы насечек, направленных от спины и плечей кверху. Что изображают насечки - следы волос или головной убор, или просто геометрический орнамент, сказать трудно.
Нижняя часть статуэтки (ноги) (рисунок 3,5) найдена в раскопе 6 на квадрате 3 в зонально-углистой массе. Изготовлена из бивня мамонта, со следами красновато-коричневатой окраски. Имеет преднамеренный облом немного выше коленных суставов. Наибольшая высота 2,5 см, ширина в коленях 1,3 см, ширина в пятках 0,9 см. Высота голеней от подошв ступней до средней части коленных чашек 1,8 см. Голени вырезаны нераздельно, в вытянутом положении. Бедра, если судить по сохранившимся частям, поставлены несколько наклонно и плавно переходят в выступы чашек. Икры толстые, дынеобразные, диаметром до 0,6 см, резко сужаются у ступней. Ступни короткие, толстые, кончики обломаны в древности. Если судить по остаткам, правая ступня поставлена прямо по направлению движения, а у левой конечности ступня несколько повернута в сторону. То же наблюдается и в ориентации сильно выступающих коленных чашек. Несмотря на некоторую асимметричность икр и условность стоп, ноги в целом выглядят довольно пропорционально, особенно, в профиль.
Еще один обломок (нога) (рисунок 3,4) найден в раскопе 4 на квадрате 18. Изготовлена из бивня мамонта. Облом древний, ниже коленной чашечки. Высота фрагмента 2,8 см, длина стопы 1,2 см, ширина 0,5 см. Диаметр ноги на изломе 0,7 см, диаметр икры в наиболее выпуклой части 0,9 см. Нога исполнена в довольно выдержанных пропорциях и весьма реалистично и очень искусно со всеми анатомическими очертаниями.
К женской художественной нереалистической скульптуре нами отнесено только одно изделие (рисунок 4,4), найденное в раскопе 7 на квадрате 15 в яме 16 совместно с женской реалистической статуэткой тучного типа. Оно изготовлено из стержнеобразной заготовки, вырезанной из бивня мамонта. Имеет темный, местами коричневатый цвет - возможно, от следов окраски или в результате патинизации бивня. Общая высота с необработанным концом 12 см, самого изваяния - 6,8 см. Несмотря на условность и стилизацию фигypы и непропорциональность ее частей, у нее все-таки достаточно четко выражены голова с несколько преувеличенным и выступающим вперед подбородком, сигарообразное туловище, отделенное от головы с передней стороны крутым плоским срезом, бедра и ноги, подогнутые в коленях. Высота головы 1,2 см. Высота среза, отделяющего голову от брюшного отдела, 0,8 см. Высота живота 2,5 см. Диаметр сигарообразного туловища 1,5 см. Высота бедер по колени 1,3 см, высота ног 1 см, ширина их в коленях 1 см, толщина 0,9 см. Бедра и голени выполнены нераздельно. Верхняя часть головы не завершена и переходит в необработанный конец заготовки. Имеем ли мы здесь дело с неоконченной скульптурой или со специально оставленным концом, на который могла насаживаться какая-то декоративная часть, сказать трудно. На одной из граней необработанного конца, непосредственно над головой, с тыльной стороны две горизонтальные насечки. На боковой грани с левой стороны три косые насечки. Одна из них, нижняя, совпадает с верхней горизонтальной насечкой. Что представляют собой эти насечки: геометрический орнамент или рабочие надрезы, определенно сказать невозможно.
К примитивно-схематической женской скульптуре может быть отнесено три предмета.
Один из них (рисунок 3,1), найденный в раскопе 5 на квадрате 33 у очажной ямы, очень плохой сохранности. Верх обломан в древности, с тыльной стороны следы отслаивания. Статуэтка изготовлена из бивня мамонта, имеет гладкую коричневатую поверхность. Высота сохранившейся части 7 см, ширина вверху у излома 0,7 см, в расширенной средней части 1 см, внизу 0,6 см. Толщина у верхнего облома 0,5 см, в средней, наиболее выпуклой части 0,9 см. Судя по профилю, верхняя часть торса имеет небольшой наклон вперед. Этот наклон с передней стороны усилен косым плоским срезом, одновременно выражающим грудной отдел фигурки. Верхний конец у излома, где должны были бы помещаться груди, испещрен тонкими насечками, живот выпуклый, ноги разделены желобообразным углублением. Бедра округлые, неодинаковой толщины. Левое бедро почти вдвое больше правого. Правая нога сбоку выделена также желобообразным углублением, в результате чего бедро получило более объемную форму. Несмотря на большой схематизм, изваяние хорошо передает фигуру высокой стройной женщины худощавого типа с выпуклым животом. Особенно четко у этой скульптуры выражена нижняя часть торса. В этом отношении она напоминает мальтинские статуэтки 6, а также одну из статуэток Брассемпуи.
Другая фигурка найдена в раскопе 6 на квадрате 6 (рисунок 2,3). Изготовлена из бивня мамонта. С лицевой стороны имеет несколько повреждений. Поверхность неровная, бугристо-морщинистая, со следами бороздок и царапин. Возможно, поверхность оставлена такой неровной преднамеренно. Скульптура имеет неправильную биконическую форму. Высота 6 см, диаметр в области живота 2,5 см. Голова, шея и, по-видимому, вся верхняя половина туловища изображены верхним конусообразным выступом. С задней, более уплощенной стороны этого конуса три насечки, возможно, они связаны с графическим изображением. Туловище имеет сигарообразную форму. Руки, расположенные по бокам его, переданы глубокими канавками. С правой стороны рука немного согнута в локте, а кисть положена на живот. С левой стороны рука передана прямой косопоставленной канавкой, кисть, видимо, в аналогичном положении. Ноги изображены трехгранным выступом с заостренной вершиной, что, вероятно, указывает на подогнутое положение голеней. Бедра от живота отделены треугольным выступом с округленной вершиной-лобком. Высота ног от паха 2,5 см, от вершины-лобка 2 см. С задней стороны высота среза ног до ягодиц 3,2 см. Тазовый отдел вместе с ягодицами исполнен бочкообразным выступом высотой до 1 см. Толщина выступа над уровнем талии 0,4 см. Ягодицы со всей тазовой частью вырезаны слитно и отделены от талии косым срезом, основание которого находится на уровне плеч. Отсюда следует, что пропорциональность передней стороны фигуры и задней нарушена. Что касается изображения нижней части человеческого торса треугольным выступом, то оно широко представлено в палеолитическом искусстве.
Судя по композиции, скульптура схематически изображает фигуру тучной женщины.
Третий предмет (рисунок 3,2) найден в раскопе 5 на квадрате 26 у очажной ямы. Антропоморфная фигурка изготовлена из бивня мамонта со следами расслаивания. Поверхность гладкая, темного коричневатого цвета. Имеет неправильную биконическую форму. Высота фигурки 3,5 см, диаметр сечения 1 см. Верхняя половина торса цилиндрической формы, со стороны спинки на плечах слегка уплощена, благодаря чему выделяется округлая тазовая часть. К сожалению, там, где должна помещаться голова - облом, и поэтому трудно сказать, что она собой представляла - условный округлый срез или сферический выступ. С передней стороны грудной отдел передан округленным с боков срезом высотой 0,8 см. Живот бочкообразной формы, высотой около 1,2 см. По манере изображения грудного отдела и живота фигурка напоминает миниатюрную реалистическую статуэтку из раскопа 5 (рисунок 2,2). Ноги переданы конусообразным выступом высотой до 1,5 см. Судя по некоторой уплощенности этого конуса с передней стороны, они находятся в подогнутом состоянии. Так как спинной отдел, как и нижняя половина торса, имеет небольшой наклон вперед, надо полагать, что фигура женщины, как и у реалистической скульптуры, передана в склоненном положении и с подогнутыми ногами.
Следует отметить, что близкие по форме и стилизации женские статуэтки имеются у современных ненцев.
Возможно, что и этому типу стилизованных женских статуэток относятся два миниатюрных предмета, найденные в раскопе 6 на квадрате 5, изготовленные из бивня мамонта (рисунки 5,5; 6). К сожалению, оба предмета плохой сохранности, имеют обломы на утонченных концах и не дают достаточной уверенности для бесспорного отнесения их к антропоморфным изображениям. Наряду с женской скульптурой большой интерес представляют изваяния с мужскими изображениями. Как известно, мужская скульптура на палеолитических памятниках встречается значительно реже, тем более реалистическая, На Хотылевской стоянке мужская скульптура представлена двумя художественными изделиями. Одно из них выполнено в реалистической манере, другое в стилизованной.
Предмет с реалистическим изображением (рисунок 5,1; рисунок 4,2) найден в раскопе 4 на квадрате 15 под зольной массой на материке. Он лежал лицевой стороной книзу, и поэтому хорошо сохранилось изображение лица. Фигурка изготовлена из бивня мамонта, со следами расслоения. Имеет стержневую форму. Одна часть образует округлое тупое острие, имитирующее, вероятно, нижнюю половину человеческого торса, а другая - верхнюю половину с барельефным реалистическим изображением мужского лица в фас. Высота фигурки 9 см, наибольший диаметр стержня 1,1 см, общая высота скульптурного отдела 4,3 см. Высота головы 2,5 см, одного лица 1 см, ширина вдоль головного среза 1,3 см. С тыльной стороны головы косой облом, связанный с обработкой самой заготовки. Судя по изваянию, это был сравнительно молодой безбородый мужчина с округлыми чертами лица, несколько выдающимися скулами, острым подбородком и вздернутым носом. Сама голова с лобной частью неестественной удлиненной формы с косым плоским срезом, доходящим почти до бровей. Глаза переданы неглубокими, плохо выраженными ямками, нос - выступом. Шея передана углублением. Вся остальная часть туловища исполнена условно двумя косыми плоскими срезами, округленными на пересечении, в то время как у женских статуэток оно передано одним косым плоским или округленным с боков срезом.
Воспроизведение человеческого лица следует, наверное, рассматривать не только как проявление высокого художественного таланта первобытного мастера, но и как портретное изображение реального образа, возможно, игравшего какую-то важную роль в жизни современной ему общины. Интересно, что такое же округлое скуластое лицо с острым подбородком, изображенное на женской головке из Брассемпуи (Линда), имеет общее сходство с портретным изображением хотылевсного человека. Не указывает ли это на этническую близость населения, оставившего памятники с богатой антропоморфной скульптурой? По своей композиции хотылевское изделие может быть сопоставлено с мужским изваянием на шиле из стоянки Си-Верлен в Люксембурге.
Изваяние со стилизованным изображением мужского лица (рисунки 5,2; 4,1) найдено в раскопе 3 на квадрате 5 в блюдообразном углублении под костями. Изготовлено из бивня мамонта. Имеет веретенообразную форму, дуговидный профиль, особенно со стороны головы. Стержень изделия плавно сужается книзу и на конце хорошо заострен. Кончик острия с боков уплощен плоскими срезами. В целом стержневидная часть чем-то напоминает нижнюю половину человеческого торса. Верхняя половина представляет барельефное стилизованное изображение человеческого туловища с головой и лицом. Общая высота изделия 14,5 см, высота скульптурного отдела 4 см. Наибольший диаметр стержня 1 см. Высота головы 2,5 см, лицевого отдела 1,4 см, ширина головы 1,3 см. Высота кончика острия с передней скошенной стороны 1,5 см.
Несмотря на стилизацию, в скульптурном изображении хорошо просматривается лицо скуластого, круглолицего мужчины с резко выраженным подбородком. Не исключено, что здесь изображен более пожилой и бородатый мужчина с высокой худощавой фигурой. Лицо от лобной части отделено линзообразной щелью, которая одновременно передает и глазные впадины. Лоб, как и в реалистическом мужском изваянии, нависший. Черепной отдел невысокий, с боков нечто вроде удлиненных ушек с заостренными кончиками. К сожалению, они были раздавлены кусочками костного угля. Лицевой отдел плоский, лишь слегка выступают скулы и место носа. Туловище передано косым срезом, округленным по бокам. Лицо от туловища отделено глубокими бороздками, по-видимому, имитирующими шею. Ниже грудного среза, на выпуклой части стержня, три округлые ямочки, соприкасающееся друг с другом. Наиболее углубленная из них средняя. Возможно, это следы использования предмета как висячего амулета.
Как нам представляется, в данном изображении нетрудно угадать известное в палеолитическом искусстве символическое изображение человека-зверя. Особый интерес представляет то, что в данном случае мы имеем дело с барельефным изображением.
Наряду с хорошо выраженной антропоморфной скульптурой при раскопках стоянки обнаружено немало других предметов, относящихся к мелкой пластине, исполненных как в художественной, так и нехудожественной манере. Некоторые из этих изделий, вероятно, имели символическое значение, другие использовались как орудия труда. Несмотря на неясность сюжетной композиции и смыслового значения, видимо, их все же следует рассматривать как человекоподобные изображения.
Один из таких предметов (рисунок 4,3) найден в раскопе 7 на квадрате 10 в яме 9 между костями. Изготовлен он из бивня мамонта. Имеет следы растрескивания по слоям. Поверхность темно-коричневая. Это крупное острие с фигурным навершием, мало чем отличающееся по форме от описанного выше. Конец острия обломан вследствие чего трудно сказать, был ли он тупой или заостренный. Высота сохранившейся части 12,5 см. Высота скульптурного навершия 7 см. Навершие состоит из округлой головки с "венчиком" и сигарообразного туловища, отделенного от головы шейкой. Высота головки с венчиком и шейкой 3, ширина 1,7, толщина 1,5 см. Тыльная часть головки уплощена. Поверхность скульптурного навершия имеет грубую обработку в виде ямочек, бороздок, нарезок, царапин, иногда параллельно направленных или перекрещивающихся. Не исключено, что здесь мы имеем дело со специальной своеобразной обработкой поверхности. По своей композиции, форме и манере исполнения скульптурное навершие отдаленно напоминает верхнюю половину человеческого торса с головой, а в целом - антропоморфное изваяние.
Другой предмет (рисунок 5, 3) найден в раскопе 3 на квадрате 17 у ямы, заполненной костями. Изготовлен из бивня мамонта. Имеет стержневидную форму. Нижний, возможно, заостренный кончик обломан и утрачен. Высота поделки 10,5 см, диаметр стержня 1,2 см. Верхняя часть - в виде условной фигурки человека с округленной головой. Однако не исключено, что здесь мы имеем дело не с торсом человека, а с его фаллическим атрибутом.
Третий предмет (рисунок 6,3) найден в раскопе 4 на квадрате 5. Имеет пластинчатую треугольную форму. Изготовлен из обломка трубчатой кости, Поверхность темная коричневатая. Высота 11 см, ширина в основании 2,6 см, толщина 0,6 см. На верхней слабо выпуклой и гладкой поверхности со стороны основания - следы царапин и плохо выраженных графических изображений. С противоположной стороны по центральной оси - желобообразное углубление. На одной из боковых сторон этого желобка - царапины или какие-то специальные насечки. Вершина пластинки оканчивается округлой уплощенной головкой высотой 0,9 см. От остальной части она отделена глубоко прорезанной вокруг канавкой. Назначение предмета неясно. Он скорее напоминает амулет-подвеску, чем орудие труда. Обращает на себя внимание выдержанная удлиненно-треугольная равнобедренная форма, характерная для уплощенно-схематических антропоморфных изображений.
Остальные изделия этой группы находок представлены лопаточками, шильями с головкой и одной иглой с головкой.
Лопаточки в хотылевской коллекции представлены четырьмя экземплярами. Одна из них сохранилась полностью (рисунок 6,1), а три, наверное, во фрагментах. Прямые аналогии таким изделиям имеются на широкоизвестных памятниках Костенки 1 и Авдеево.
Одна из хотылевских лопаточек (рисунок 6,1) найдена в раскопе 6 на квадрате 53 в ямке с костями. Нижняя часть ямки была заполнена красновато-коричневатой минеральной краской. Заостренный конец лопаточки упирался в коронку окрашенного зуба мамонта, а другой, с навершием-головкой, заходил за облом крупной трубчатой кости мамонта, находившейся в яме в полувертикальном положении. Лопаточка изготовлена из осколка ребра; в профиле дугообразной формы, поверхность серовато-коричневатая, хорошо заглаженная. Высота 19,8 см, наибольшая ширина в основании 1,9 см, у шейки головки 1 см, толщина 0,6 см. Высота головки 2,5 см, наибольшая ширина 2,1 см. Нижний заостренный конец округлый, более выпуклый с лицевой стороны и плоский с тыльной. Боковые и верхние части головки округлены, в большей мере на лицевой поверхности. На верхнем слабовыпуклом ребре головки, ближе к углам, по одной насечке в виде ушек. В нижней части по две косые насечки. В целом изделие очень напоминает удлиненный человеческий торс с головкой вроде личины человеко-зверя. Это сходство подчеркивается верхними насечками-ушками на головке, перекликающимися с выступами-ушками на стилизованной мужской головке из раскопа 3 (рисунок 5,2).
Вторая лопаточка (рисунок 6,2) найдена в раскопе 5 на днище предочажной ямы. Изготовлена она из осколка трубчатой кости. Поверхность гладкая, светло-коричневатого цвета, возможно, от следов былой окраски. Высота сохранившейся части 9,5 см, ширина в основании 1,7 см, у шейки головки 1,3 см, толщина 0,7 см. Навершие-головка довольно правильной овальной формы размером 3,7 на 3 см. Лицевая сторона слабовыпуклая, с несколько выступающей лобной частью, с противоположной стороны уплощенная, с боков внизу и к шейке заметно округлена. Рукоятка с лицевой стороны плоская, с тыльной стороны округлена, особенно у шейки, На лицевой стороне у левого ребра, почти во всю длину рукоятки, желобок с трехгранным сечением, расширенный посредине. С правой стороны четыре параллельные нарезки, из которых только три особенно четко выделены в верхней части. Приостренные ребра лопаточки покрыты мелкой насечкой. Насчитывается 54 таких насечки. Из них две крупные насечки по углам лобной части головки и одна у шейки с лицевой стороны. Как свидетельствуют поперечные нарезки в основании, ручка обломана и нижний конец ее утрачен.
Третий аналогичный предмет, сохранившийся в фрагментарном состоянии, найден в раскопе 7 на квадрате 15 у ямочки со статуэткой. Изготовлен из обломка кости, имеет гладкую, хорошо заполированную поверхность темного серовато-коричневатого цвета. От этого предмета сохранилось только навершие-головка с небольшой частью рукоятки. Высота фрагмента 6 см, ширина у шейки 1,1 см, толщина 0,5 см. Навершие-головка подпрямоугольной формы размером 3,3 на 2,3 см, с лицевой стороны выпуклая, с тыльной стороны вогнутая (желобообразная). Ребра изделия покрыты насечками. На фрагменте их 54. На лобной части по углам насечками выделены два более широких зубца в виде выступов-ушек. С левой стороны выступ подчеркнут еще двумя более углубленными насечками, Головка от рукоятки отделяется углубленной шейкой. Рукоятка обломана.
Четвертая лопаточка также найдена в раскопе 7 на квадрате 5. Изготовлена из осколка ребра. Высота 16,5 см, ширина в основании рукоятки 2,5 см, ширина шейки 1,7 см, толщина 0,7 см. Головка подпрямоугольной формы размером 4 на 2,5 см. От шейки отделена косыми нарезками, одна из которых выражена плохо. Уплощенная поверхность лопаточки с лицевой стороны имеет следы продольных, косых и поперечных бороздок и царапин. Судя по глубокой нарезке в основании, нижняя часть лопаточки преднамеренно обломана.
Как видно из описания, лопаточки являлись весьма необычными изделиями. Не исключено, что наряду с употреблением в качестве предметов быта они использовались и как фетиши или ритуальные предметы. Исследователи Костенок I и Авдеева не относят их к антропоморфным изделиям. Однако П.П. Ефименко все же отмечает, что большинство этого рода изделий в том виде, в каком они представлены на стоянке, вряд ли могли употребляться в качестве лощил. Поэтому он дал им другое наименование - лопаточки и ставил их на особое место среди находок Он считал, что лопаточки играли какую-то существенную роль в жизни обитателей поселения, ибо их изготовлению население уделяло особое внимание.
Он допускал, что эти изделия могли привешиваться на тонком ремешке и входить в состав повседневного женского убора. В Костенках целых экземпляров тоже встречено немного, в большинстве своем они попорчены. На навершиях-головках костенковских лопаточек имеются сквозные отверстия и нарезки, напоминающие личины человека-зверя, и иногда на ребрах имеют гравированный орнамент.
Значительное количество подобных лопаточек найдено и на Авдеевской стоянке, причем ни одной целой. М.Д. Гвоздовер, как и П.П. Ефименко, их называет лопаточками и считает, что ни у одной из них нет следов сработанности на конце и поэтому назначение этих лопаточек остается неясным. Авдеевские лопаточки орнаментированы крестиком и короткой насечкой и во многих случаях, как и в Костенках, имеют на головке по две пары небольших сквозных отверстий и даже ушки, очень напоминающие ушки хотылевской стилизованной мужской скульптуры, чем тоже приближаются к личине человека-зверя. Особенный интерес представляет один из фрагментов навершия лопаточки, найденный на Авдеевской стоянке. Как нам представляется, здесь проступает форма женского торса с широкими бедрами. Две тупоугольные насечки, возможно, подчеркивают нижнюю часть живота с лобком. Это дает нам некоторое основание видеть в хотылевских лопаточках очень условные изображения, может быть, того же человека-зверя. Нахождение двух лопаточек в ямках с краской и с определенным сочетанием костей, преднамеренные изломы, окраска поверхностей как будто подтверждают их особое смысловое значение.
В раскопе 7 на квадрате 8 найден предмет, слегка изогнутый, по своей форме близкий к лопаточкам. Он имеет округлый в сечении стерженек, шейку и головку-навершие. Изготовлен из осколка трубчатой кости. Поверхность хорошо обработана и заглажена, светло-коричневатого цвета. Высота сохранившейся части 7,2 см, диаметр стержня 0,5 см. Шейка выделена удлиненным плоским срезом. Высота головки 0,7 см, ширина 1,1 см, толщина 0,4 см. С одной стороны на ребре головки насечка, заходящая на "затылок". Имел ли предмет в нижней своей части заостренный конец или был тупым, сказать трудно. Что касается сохранившейся части, то она в общем-то близка по своей форме к условным антропоморфным изваяниям.
Одно из шильев или острий авдеевского типа найдено в раскопе 5 на квадрате 6 (рисунок 5,7). Изготовлено из осколка трубчатой кости. Поверхность хорошо заглажена и даже отполирована, темно-коричневатого цвета. Высота изделия 7,1 см, наибольшая толщина стержня 0,7 см. Заостренный конец хорошо отделяется от суженной части стержня. Высота шейки с головкой 1,5 см. Головка округлая с плоским срезом наверху размером 0,9 на 0,8 см. С передней стороны по венчику головки - 9 вертикально расположенных насечек; по тыльной стороне шейки тоже 9, но горизонтально расположенных. Совпадение количества насечек весьма интересно и, конечно, не случайно. Известно, что число "девять" в фольклоре обычно бывает связано с девятью месяцами беременности. В окрестностях Киева, близ Триполья, на вершине Девич-горы было раскопано славянское святилище рубежа нашей эры с жертвенником, состоявшим из девяти отдельных частей. Археологи это святилище связывают с женским божеством плодородия. Не исключено, что корни этого ритуала восходят к глубокой древности.
Другое шило или острие с головкой найдено в раскопе 7 на квадрате 12 в яме. Изготовлено из осколка трубчатой кости. В отличие от описанного, оно не имеет змеевидной шейки, а лишь плавно изогнутый стержень острия. Головка расположена асимметрично, крупная, уплощенная с боков, клювовидной формы, чуть склонена вперед. Поверхность головки плоская, снизу округленная. Высота изделия 5 см, диаметр стержня 0,5 см. Высота головки 0,9 см, наибольшая ширина 1,1 см, толщина 0,7 см. Кончик острия конусовидный, хорошо заострен на высоту 1,8 см, с лицевой стороны имеет косую заточку.
Один из исследователей Авдеевской стоянки М.В. Воеводский в скульптурных навершиях аналогичных шильев-острий усматривал изображение ноги верблюда. М.Д. Гвоздовер также считает, что оформления острий явно передают форму ноги какого-то животного. Подобные "ножки животных" в двух экземплярах найдены и на стоянке Костенки I. Однако, как отмечает П.П. Ефименко, фигурные головки этих острий только на первый взгляд напоминают как бы верблюжью ногу с массивной круглой ступней. В них можно скорее видеть упрощенную, вполне условную передачу того же женского образа с присущей ему нередко уплощенной, характерно склоненной головой. А.К. Филиппов авдеевские и костенковские острия с шляпкой также ставит в ряд с антропоморфными изображениями, хотя, правда, под вопросом.
Если авдеевские острия с шляпкой или "ножки животных" подсказаны формой кости, из которых они изготовлены, а головка обычно сделана из суставной поверхности последней, то хотылевские шиловидные острия с головкой вырезаны специально и целиком из кости со своими головками. Следовательно, в данном случае неестественное состояние кости диктовало форму орудий, а такая форма преднамеренно придавал ась изделию первобытным мастером. Недаром же большинство этих изделий покрывалось еще дополнительно орнаментом. Как нам представляется вслед за П.П. Ефименко, шилообразные острия со шляпкой действительно имеют очень условную, но вполне образную антропоморфную форму.
На примере хотылевской скульптуры хорошо видно, как трансформировалась антропоморфная скульптура от реалистической через стилизованную к примитивно-схематической или наоборот, сохраняя в основе своей пропорции человеческого торса.
Игла с головкой (рисунок 5,4) найдена в раскопе 6 на квадрате 3 в вольно-углистой массе вместе с нижней частью женской статуэтки (рисунок 3,5). Изготовлена она из осколка кости, поверхность хорошо заглажена и заполирована, темно-коричневатого цвета. Длина ее 6 см, наибольшая толщина 0,4 см. Высота цилиндрической головки 0,4 см. На верхней стороне ее следы облома от другой части заготовки. Ниже головки с передней стороны косой плоский срез, оканчивающийся на выпуклой части стержня. По форме и пропорциям игла близка к остриям с типичными антропоморфными скульптурными навершиями и шилообразным остриям со шляпкой-головкой.
Из приведенного выше описания следует, что у обитателей хотылевской стоянки изобразительное искусство получило широкое распространение. Оно выражено, в частности, в мелкой пластике. При этом видное место занимает антропоморфная скульптура. Антропоморфные изображения представлены как скульптурными, так и барельефными изваяниями. Среди них имеются реалистические, стилизованные и примитивно-схематические. Антропоморфная скульптура в значительной мере представлена женскими образами, хотя имеются и мужские. Изображений животных здесь пока не обнаружено, если не считать несколько сомнительных фрагментарных поделок.
Как отмечает З.А. Абрамова, большинство палеолитических статуэток женщин встречено на поселениях с ощутимыми признаками оседлости, остатками жилых сооружений, огромными скоплениями костей животных, с многочисленным и разнообразным инвентарем. Она же отмечает, что большинство женских изображений найдено близ очагов.
Если говорить о хотылевской стоянке, то почти все перечисленные признаки имеются налицо. Здесь вскрыты остатки крупной жилой площадки со следами сложных конструкций из костей, с ямами-хранилищами и очажными ямами, мощными зольниками, со следами обработки кремня, кости, обжига краски, огромным количеством кремневых и костяных изделий. Однако хотылевская палеолитическая площадка при наличии сходных конструкций значительно отличается от Авдеевской и Костенковской. Это несомненно более древний, довольно сложный, компактный, умело спланированный, хорошо оборудованный жилищно-бытовой и, возможно, культовый комплекс.
Для того чтобы стали яснее условия нахождения хотылевских предметов первобытного искусства и соотношения их с различными частями и деталями самой площадки, следует коротко остановиться на ее архитектуре. На вскрытом нами участке исследованы остатки двух крупных зольников, один из которых, к сожалению, наполовину разрушен, пяти очажных ям, двух наземных очагов, семи ям-хранилищ и множества мелких ямок, заполненных костями, кремнем или костной зольно-углистой массой. Большинство таких ям и ямок располагалось в определенном порядке вокруг полностью сохранившегося зольника, иногда даже образуя самостоятельные округлые конструкции диаметром от 2,5 до 3 метров с очагами или без очагов внутри, но соединенные между собою рядами таких же ямок или костей. Здесь не было такого огромного скопления крупных костей мамонтов, как это имело место на других стоянках верхнего палеолита, а те, что встречались, в большинстве случаев принадлежали молодым особям, причем, как правило, только в преднамеренных костных выкладках и ямах. Зачастую с такими местами и были связаны находки костяных изделий, в том числе и предметов первобытного искусства.
Большинство ям, в том числе и очажных, имели блюдообразную форму. На их днищах иногда прослеживался слой коричневато-буроватой или красной, довольно яркой минеральной краски. Некоторые ямы-хранилища располагались рядом с очагами и были заполнены костями. В расположении костей, как в ямах, так и вне ям, замечалась какая-то довольно строгая и определенная закономерность. Например, в раскопе 1 была встречена яма, на дне которой под завалом более мелких костей находились две нижние челюсти мамонтов - большая и малая. С западной ее стороны было вкопано альвеолами в грунт два черепа; быть может, им принадлежали и упомянутые челюсти. Недалеко находился крупный бивень. Здесь же, несколько южнее от них, была найдена первая большая статуэтка (рисунок 1). Очагов, с которыми можно было бы ее непосредственно связать, здесь не было. В раскопе 5 в предочажной яме на днище под более мелкими костями лежало две лопатки мамонтов - большая и маленькая. Под большой лопаткой в краске найдена вторая лопаточка (рисунок 6,2). В раскопе 7 встречена ямка, в которой помещались две плечевые кости мамонтов в одинаковом положении, плотно прижатые друг к другу - большая и маленькая. В том же раскопе 7 вскрыта яма, в которой помещались специально выбитые передние части от двух одинаковых черепов мамонтов, под которыми найдено острие с навершием антропоморфного типа (рисунок 4) и т.д. Если учесть, что "двойка" занимает и в ритмических рядах графических изображений этого памятника видное место, то предметы искусства находятся в какой-то прямой связи с различными частями и деталями самих конструкций.
Если говорить о другой статуэтке, тучного типа (рисунок 2,1), то она найдена, как уже отмечалось, в ямочке-кладовке, находившейся почти рядом с другой, более вместительной блюдообразной ямой, на днище которой прослеживалась красновато-коричневатая краска. Поблизости от очагов найдена только одна миниатюрная реалистическая статуэтка (рисунок 2,2) и две примитивно-схематические. Острие со стилизованной мужской головой (рисунок 5,2) найдено в блюдообразной яме под костями, а сама яма входила в состав округлой конструкции. Тупое острие с реалистической мужской головой найдено у кремневого скопления в соседстве с одной из блюдообразных ям тоже со скоплением минеральной краски на днище. Поэтому если здесь можно говорить о какой-то закономерности размещения антропоморфной скульптуры и вообще предметов искусства, то только в сочетании с ямами и деталями конструкций. Пока ясно одно, что эти предметы имели смысловое значение, сопутствовали человеку в его домашнем быту, являлись женскими божествами, хранителями семьи, жилья и очага.
В приледниковой зоне женский образ, воплощенный главным образом в небольших объемных фигурках, получает широкое распространение, как отмечают исследователи, на втором этапе развития верхнепалеолитического искусства, который совпадает на территории Франции с ориньяко-перегордийской эпохой. В Центральной и Восточной Европе реалистический женский образ, а вместе с ним и другие виды антропоморфных изображений особенно ярко представлены в памятниках виллендорфско-павловско-костенковского единства.
Антропоморфная скульптура Хотыленской стоянки, несмотря на некоторую близость к гагаринско-костенковской, стоит по манере исполнения и форме обособленно и не имеет прямых аналогий. Однако среди костяных поделок, описанных нами, а также некоторых кремневых орудий имеются такие типы, которые сближают эти памятники. На реке Десне это, пожалуй, единственный памятник, который так близок к костенковско-авдеевской культуре.
Как известно, стоянка Дольни Вестонице в Чехословакии дала самый древний, надежно документированный комплекс этого круга памятников. Его радиоуглеродная датировка 25600±170 лет.
Первая полученная в Институте географии АН СССР дата по костным образцам из культурного слоя Хотылевской стоянки составляла 23660±270 лет (Лу-359). Согласно полученной новой радиоуглеродной дате в ИГ АН СССР; время обитания человека на стоянке составляет 24960±400 лет и отвечает самому концу брянского интервала, что ставит ее в ряд древнейших памятников с широко развитой антропоморфной скульптурой.
"Советская археология", № 4, 1978 год.