БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ТЕНИШЕВА (ПЯТКОВСКАЯ) МАРИЯ КЛАВДИЕВНА


Тенишева Мария Клавдиевна   Русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. 20.05.1867 - 14.04.1928.
  Современники называли княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву (в девичестве - Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) "гордостью всей России". Судьба щедро одарила Тенишеву, выдающуюся просветительницу и меценатку, общением, дружбой со светлейшими умами эпохи — Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым.
  Во многом она способствовала приумножению их славы: субсидировала (вместе с С.И. Мамонтовым) издание журнала "Мир искусства", материально поддерживала творческую деятельность Бенуа, Дягилева и других. Их помнят, а ее имя только сейчас возвращается из небытия…
  Мария Клавдиевна (урожденная Пятковская), будущая княгиня Тенишева (1867–1928), родилась в Петербурге. Ее происхождение окутано тайной. Сохранились семейные предания о том, что ее отцом был чуть ли не сам император Александр II. Детство и юность для Марии были нерадостны: богатая мать откровенно не любила незаконнорожденную дочь и "с глаз долой" выдала ее замуж в 16 лет за человека заурядного, нелюбящего и нелюбимого молодого правоведа Рафаила Николаева. От этого брака родилась дочь Маша, но настоящего счастья семейная жизнь не принесла. Несколько лет мучений, развод.
  С 1881 года Мария Клавдиевна подолгу жила в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом "в институт" (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте стремления к самореализации в ущерб заботе о семье. Музыка в этот период была главным в жизни Марии Клавдиевны. Она встречалась с Антоном Рубинштейном, Марией Гавриловной Савиной — известной русской актрисой, Иваном Сергеевичем Тургеневым. На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А. Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там зародилась ее дружба с соседкой владелицей имения Талашкино Е.К. Святополк-Четвертинской (Киту) — женщиной близкой судьбы, схожих эстетических вкусов и взглядов на жизнь.
  В Петербурге, бывая в салоне Александры Николаевны Зыбиной, Мария Клавдиевна знакомится с ее братом Вячеславом Николаевичем Тенишевым. Вскоре он сделал предложение, она согласилась, несмотря на немалую разницу в возрасте.
  Словно вторым рождением стал для нее в 1892 году второй брак — с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым — крупнейшим российским промышленником. Тенишев субсидировал строительство первого в России завода автомобилей, был одним из зачинателей электромеханического производства.
  Ей шел двадцать шестой год, ему было сорок восемь. Правда, родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана. Тенишев дал Марии Клавдиевне, помимо духовной опоры, княжеский титул, состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.
  Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.
  В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску знаменитый, первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Музею императора Александра III (ныне Государственный Русский музей) подарила большую коллекцию акварелей русских художников.
  Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки), в Италии — родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге.
  Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.
  В 1900 году Николай II назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор — во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. В своих воспоминаниях Тенишева писала, что все ее "попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами избалованной женщины".
  Порой ее не понимал и муж. Человек разносторонне образованный, прекрасный музыкант, видный этнограф, археолог-любитель, он, тем не менее, не разделял увлечения Марии Клавдиевны стариной, не одобрял ее дружбу с художниками.
  Он хотел видеть жену лишь светской дамой. И все же князь во всем помогал Марии Клавдиевне, щедро субсидируя ее начинания. Они прожили вместе одиннадцать лет: в 1903 году Тенишева не стало. Марии Клавдиевне Тенишевой суждено было скончаться в эмиграции, в Париже.


Тенишева Мария Клавдиевна

Тенишева Мария Клавдиевна

Тенишева Мария Клавдиевна

Тенишева Мария Клавдиевна

Тенишева Мария Клавдиевна

Тенишева Мария Клавдиевна

Тенишева Мария Клавдиевна

Тенишева Мария Клавдиевна