БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


Церковь Спаса Преображения   Престолы: в честь Преображения Господня и в честь иконы Божией Матери "Казанская".
  Год постройки: 1763 год. Не действует.
  Адрес: Брянская область, Брянский район, село Хотылево.

  Каменный храм в селе Хотылево был построен в 1759-1763 годах. В храме было два Алтаря: в честь Преображения Господня и в честь иконы Божией Матери "Казанская". В 1806 году построена каменная церковь во имя Преображения Фаддеем Петровичем Тютчевым (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 125, лист 307). В 1895 году два Алтаря были соединены в один - в честь Преображения Господня. Село известно как усадьба князей Тенишевых. В 1929 году закрыта (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 412, лист 66). В 1934 году уничтожили его гордые сверкающие "мачты" и "паруса" - богато украшенные завершения: световые барабаны-восьмерики с золотым сиянием крестов. Нижняя часть, материалистами приспособленная под общежитие учащихся техникума, позже захиревшего до уровня СПТУ. В конце 1940-х годов было разрушено завершение храма. Храм сохранился в полуразрушенном состоянии, пострадало и его внутреннее лепное убранство.
  Замечательный памятник культового зодчества, один из немногих на брянской земле усадебных храмов середины 18 века в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).
  Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Его основной мотив - большие, часто поставленные по стенам пилястры, сгруппированные на углах объемов по две, а на алтаре по три, которые хорошо сочетаются с рустовкой закругленных углов основного объема. Нижняя часть стен трактована как высокий цоколь с прямоугольными нишами и карнизом мелкого профиля, раскрепованным под пилястрами в виде постаментов. Крупный ритм этих форм завершается мощным профилированным антаблементом. Его широкий архитрав раскрепован над пилястрами, нарядный фриз украшен розетками в метопах и триглифами, а многообломный карниз имеет сильный вынос. Особенно оригинальны обрамления расположенных между пилястрами в два яруса оконных проемов и ниш с волютами и завитками, лучковыми и сложными фигурными фронтонами, сочная пластика которых носит типично барочный характер. Порталы в середине западного и боковых фасадов образуют единую композицию с обрамлением вышележащих ниш прямоугольной и округлой формы.
  В интерьере основная часть объединена широкими арочными проемами с алтарем и трапезной. Из перекрытий сохранились лишь сомкнутый свод над папертью и остатки тромпов в верхних углах центрального помещения, служивших переходом к восьмерику. При входе в правой стене устроена лестница, которая вела на колокольню. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  1806 года апреля 21 дня, в селе Хотылеве, Брянского уезда, разрешено каменную церковь Преображения Господня, выстроенную помещиком Фаддеем Петровичем Тютчевым, извне и внутри оштукатурить, а также исправить и окрасить на церкви и колокольне железную крышу, иждивением помещицы Екатерины Фаддеевны Тютчевой с употреблением 86 рублей из церковных денег.
  Сведения эти заимствованы при разборе Архива Орловской Духовной Консистории из подлинных актов.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 3, 1873 год.


***

  Диаконское место в селе Хотылеве брянского уезда предоставлено за круглыми сиротами умершего диакона Княжескаго, проживающими в селе Столбище дмитровского уезда.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 3, 1867 год.


***

  Награжден набедренником священник Брянского уезда села Хотылева Михаил Феодоровский. Брянского уезда, села Хотылева священник Михаил Феодоровский определен смотрителем церковно-приходских школ по ведомству благочинного Красовского.
  Орловские епархиальные ведомости, № 16, 1871 год.


***

  Умер заштатный священник, Брянского уезда, села Хотылева Андрей Померанцев.
  Орловские епархиальные ведомости, № 23, 1873 год.


***

  Церковным старостам Брянского уезда села Хотылева – крестьянину Федору Мачихину и Даркович – Брянскому мещанину Николаю Коньшину, за их долговременное, ревностное и усердное прохождение должности церковного старосты и за пожертвование Коньшиным в свою церковь около 2 00 рублей объявлена признательность Епархиального Начальства, с выдачею им на то свидетельств.
  Орловские епархиальные ведомости, № 4, 1874 год.


***

  Брянского уезда села Бацкина Василий Первозванский, по прошению, уволен от депутатской должности, а на его место определен депутатом священник села Хотылева Михаил Феодоровский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 15, 1874 год.


***

  Умер Брянского уезда села Хотылева сверхштатный причетник Григорий Абецедарский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1879 год.


***

  В 18 день апреля 1881 года Высочайшей награды, за отлично-усердную службу, удостоен по Орловской епархии, скуфьею от Святейшего Синода выдаваемой, брянского уезда церкви села Хотылева священник Михаил Федоровский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1881 год.


***

  Окончивший курс в Орловской Духовной Семинарии Тихон Вертоградов рукоположен во священника в село Хотылево, Брянского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1890 год.


***

  По представленным отцами Благочинными Брянского и Малоархангельского уездов приговорам прихожан церквей сел вверенных им участков, Архипастырской резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Мисаила, Епископа Орловского и Севского, в должности церковного старосты на трехлетие с 1890 года утвержден, по 2-му благочинническому участку Брянского уезда, к Преображенской церкви села Хотылева крестьянин Феодот Иванов Мачихин.
  Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1890 год.


***

  В Хотылеве на днях из местной церкви произведена кража денег. Для сего злоумышленник воспользовался приспособлениями, сделанными маляром при окраске храма. Как нам сообщают, при первоначальном осмотре места преступления — нельзя было не заметить, что кража совершена довольно искусно.
  Брянский Вестник, № 24, 28 (16) июня 1896 года.


***

Церковь Спаса Преображения   Преображенская церковь в Хотылёве.
  Некогда над зеленым морем парка и рощ грациозным видением белого корабля среди облаков "плыл" храм Преображения Господня. Видение исчезло, когда в 1934 году уничтожили его гордые сверкающие "мачты" и "паруса" - богато украшенные завершения: световые барабаны-восьмерики с золотым сиянием крестов. Нижняя часть, материалистами приспособленная под общежитие учащихся техникума, позже захиревшего до уровня СПТУ, тогда вынуждена была стыдливо спрятаться среди деревьев, где таится до сих пор.
  Не так уж давно - в конце XIX века это место было одним из пристанищ искусств нашей Родины. Следы той поры и более давних дней еще не канули здесь в забвение. В их числе и обезглавленный древний храм.
  Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника "старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева". Раньше храм имел два алтаря - один во имя Преображения Господня и другой в честь иконы Казанской Божией Матери. В 1895 году приделы соединены.
  Стиль архитектуры этого редкого для нашего края памятника - елизаветинского периода русского барокко - пышный, романтичный и трогательный. Обилие пилястр, витиеватых обрамлений, раскреповок, многопрофильных карнизов, закругленных рустованных углов и криволинейных стен, игра светотени в филенках и нишах придают памятнику большую пластичную нарядность и живописность, характерные для этого веселого и радостного стиля.
  Изысканный в пропорциях главный восьмерик храма был завершен купольной крышей. Четыре люкарни световых проемов, как ожерелье, обрамляли ее. Округло изогнутые грани крыши плавно переходили в основание еще одного светового барабана, стройного и изящного, устремленного вверх. Его четыре узких окна отвечали окнам люкарен. Он нес красивую, в форме вазы главу, на острие короткого шпиля увенчанную золоченым крестом. Таких же изящных форм была и колокольня, возвышавшаяся над западной частью церкви.
  Редкий, можно сказать, единственный для Брянского края памятник архитектуры должен быть обязательно воссоздан во всех утраченных частях своих. Без него много теряет в своей красоте голубая лента на груди области - Десна.
  "Очерки архитектуры Брянского края", В.Н. Городков, 2006 год.


Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения