Андреевский луг расположен в пойме реки Десны. Он раскинулся за высокими кручами, поблескивающими куполами и кровлями монастыря, вся мощь, красота земли нашей. Здесь ежегодно проводится Свенская ярмарка, на которой хлеборобы, машиностроители, большие и малые предприятия Брянщины и соседних областей выставляют гостям, покупателям, деловым партнерам лучшие товары – все, чем богат наш край.
Августовская Свенская ярмарка некогда была одним из главных событий года на Брянщине. Сюда съезжались тысячи продавцов и покупателей. Здесь делали состояния и разорялись, присматривали жемчуга и невест, продавали пеньку и покупали бархат. В середине XVIII века Свенская ярмарка достигла своего расцвета, а затем на протяжении еще ста пятидесяти лет медленно угасала — чтобы возродиться уже в наши дни.
С незапамятных времён под стенами Свенского монастыря шумела ярмарка, приуроченная к августовским Богородичным торжествам (Успению Пресвятой Богородицы и празднованию в честь Свенской Ее иконы). Значение ярмарки было весьма велико, об этом в достаточной мере свидетельствует тот факт, что в царской жалованной грамоте 1682 года, по которой Свенская обитель приписывалась к Киево-Печерскому монастырю, присутствовал специальный наказ способствовать развитию сего "торгового славного съезда".
Когда-то Свенская ярмарка стояла в одном ряду с другими знаменитыми монастырскими ярмарками - Макарьевской и Корейской. Все они выросли и окрепли из стихийных торгов, возникавших под стенами обителей в дни особых праздников - поскольку в это время в монастыри съезжалось наибольшее количество "потенциальных покупателей". Впоследствии ярмарки приобрели самостоятельное значение, торговали здесь уже оптом, число продавцов увеличивалось, стихийность уступила место довольно жесткому регулированию сверху, имевшему целью увеличить "государственную пользу" от монастырских торгов, но в то же время не обидеть и монастыри, под чьим покровительством ярмарки традиционно находились. Так, например, в 1641 году царь Михаил Фёдорович дал Макарьевскому Желтоводскому монастырю, "хозяину" Макарьевской ярмарки, право собирать таможенную пошлину с купцов за один день, а в 1648 году его сын Алексей Михайлович для привлечения торговцев разрешил торговать пять дней беспошлинно, а уж затем платить особый налог.
Что касается Свенской ярмарки, то для её упорядочения много сделал царь Пётр I. Он издал указ, согласно которому купцы должны были торговать только оптом и держать привозимые товары на складах, в амбарах и "прочих пристойных местах", а также учредил при ярмарке судебную палату, где разбирались тяжбы между покупателями и торговцами. В палату купцы могли обратиться и для того, чтобы пожаловаться на лихоимство представителей городской власти.
Каждая из знаменитых ярмарок имела свой особенный колорит. Например, Корейская славилась своими колокольными рядами и конскими торгами. Макарьевская ярмарка имела восточный оттенок. Здесь продавали чай, шелк и хлопок, сюда пригоняли свои табуны степные заводчики. Свенская ярмарка была по духу своему наиболее "западной" из трёх. Русские купцы привозили к стенам Свенского монастыря хлеб, мёд, воск, сало, овчину и шерсть, пеньку. Иноземцы привлекали покупателей различными диковинами и драгоценными камнями. Так, в 1693 году, по документальным свидетельствам, со Свенской ярмарки в Москву было привезено в числе прочего 500 немецких жемчужин, 100 яхонтов, 300 каменьев для подвесок, изумруды...
Но не только "торговая составляющая" притягивала на ярмарки тысячи и тысячи покупателей и просто зевак. Ехали "людей посмотреть и себя показать". Вот знакомый уже, вероятно, читателю иронический отзыв Пушкина о Макарьевской ярмарке:
...Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей;
Помещик — спелых дочерей,
А донки — прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.
А вот "светская жизнь" Корейской ярмарки в записках А.А. Фета, жившего в имении неподалеку от Коренной пустыни: "О красных и галантерейных рядах Коренной ярмарки нельзя не упомянуть. Все переходы в них застилались ежедневно свежею травою, по которой, подъезжая в многочисленных экипажах, с утра до вечера разгуливали разодетые дамы, между которыми то и дело мелькали кавалерийские офицеры, преимущественно гусары, в полной форме с волочащимися саблями. Словом, это была знаменитая выставка невест, подкрепляемая балами в дворянском собрании". Не меньшее "культурное событие" представляла и Свенская ярмарка для Брянщины. Здесь собирался цвет общества Орловской губернии.
Со временем монастырские ярмарки стали хиреть. Их переносили в близлежащие города, но, собственно, удачным тут оказался только первый опыт — перенос Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. Произошло это после пожара 1816 года, уничтожившего ярмарочные строения возле Макарьевского монастыря. С переносом ярмарки в Нижний она приобрела статус первой среди русских торговых "ассамблей". К середине XIX века здесь ежегодно продавалось товаров на сумму до 50 миллионов рублей серебром. А вот Корейская и Свенская ярмарки, перенесенные соответственно в Курск и Брянск, обмельчали к началу XX столетия окончательно.
После революции ярмарки вовсе исчезли из "советской действительности". Сегодня колоритная ярмарочная традиция возрождается — в том числе и в Брянске. Ярмарка вновь раскинула свои шатры на историческом месте — под стенами Свенского монастыря на Андреевском лугу. И хотя сейчас ярмарка не имеет такого экономического значения, как раньше, но, бесспорно, способствует оживлению деловой и культурной жизни в регионе. Особенно важна ярмарка для небольших ремесленных мастерских и мастеров-одиночек, которым трудно заявить о себе и своем товаре. Гончары, ткачи, валяльщики, бондари и кузнецы — все они желанные гости на Свенской ярмарке. А нам, её посетителям, полезно в век ширпотреба увидеть настоящих мастеров и настоящие вещи, произведенные руками человека, а не вышедшие из чрева машины.