Одна из вкладных книг Брянского Свенского монастыря хорошо известна по публикации рукописи, хранившейся в фондах Орловского церковно-археологического музея, осуществленной В.С. Арсеньевым (Известия Русского генеалогического общества. Вып. 4, СПб., 1911). Еще ранее эта вкладная книга была подробно описана в статье И.Е. Евсеева, напечатанной во II томе "Сборника Орловского церковно-археологического общества". В целом, И.Е. Евсеев вполне справился с поставленной задачей описания рукописи, дав сведения не только о внешних и палеографических особенностях вкладной книги, родах вкладчиков, но и приведя полностью текст статей с царскими вкладами. Работу же В.С. Арсеньева трудно признать удовлетворительной. Продублировав уже осуществленную своим предшественником публикацию царских вкладов, Арсеньев опубликовал, в соответствии с текстом рукописи, только вкладные записи рода Захарьиных-Юрьевых, кн. Трубецких, Годуновых, Комыниных и Мозолевских. Остальные вкладные статьи (более 160-ти) приведены сокращенно, с опусканием многих элементов формуляра вклада, как правило с указанием лишь даты вложения и имени вкладчика. Последнее обстоятельство, несомненно, значительно умаляет ценность публикации, что заставляет обратиться к подлиннику рукописи вкладной книги.
Согласно описанию Евсеева, орловский список вкладной книги Свенского монастыря был скопирован в 1699 году с более ранней рукописи 1649 года, составленной при игумене Иакове, которая послужила для него протографом. К сожалению, судьба списка редакции 1699 года нам не известна, поэтому рукопись вкладной книги из фондов РГАДА (фонд 1200, опись 1, № 2), приобретает приоритетное значение, т.к. является ничем иным, как списком редакции 1649 года, что подтверждается указанием в тексте ее предисловия.
Вкладная книга редакции 1649 года — в 20, (30,4 на 19,7), написана на бумаге, на 286 листах, скоропись XVII — начало XVIII столетия, разных почерков, кожаный переплет 1885 года. Текст списка разбит на статьи, соответствующие главам рукописи — записи вклада или группы вкладов, с тенденцией придания записям пофамильного и хронологического характера. Самый ранний вклад зафиксирован в 1544/45 годы, самый поздний приходится на 1714 — последний год функционирования книги. Обилие записей за XVI век указывает на существование протографа списка редакции 1649 года, до нас не дошедшего. Формуляр вкладных записей включает следующие элементы: дату вклада, название монастыря, имя и социальное положение вкладчика, имя лица, по которому осуществлен вклад, степень родства, причины и состав вклада, обязанности монастыря по отношению к вкладчику — установление дней поминовения, кормов для братии, характер поминального богослужения, фиксация имени вкладчика в монастырских синодиках. Впрочем, количество элементов формуляра колеблется в зависимости от значимости имени вкладчика и весомости вклада.
Категории вкладчиков Свенского монастыря весьма разнообразны по своему социальному положению. Следом за вкладами царей — Ивана IV, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича 1560/61 — 1651 годы, мы встречаем вклады представителей I / боярских и княжеских фамилий: Захарьиных- Юрьевых, вклады 1553/54 — 1566/67 годы, кн. Трубецких, 1562/63 — 1629/30 годы, кн. Воротынских, 1640/41 год, кн. Мстиславских, 1564/65 — 1620/21 годы, Сукиных, 1567/68, 1579/80 годы, кн. Засекиных, 1561 год, кн. Серебряных-Оболенских, 1550/51 год, Салтыковых, 1571/72 — 1640/41 годы, кн. Мосальских, 1586/87 год, Годуновых, 1600/01 год, кн. Мещерских, 1623—1699 годы, кн. Шуйских, 1636 год, кн. Щербатых, 1620/21 год; II/ дворянских дворов: Похвисневых, вклады 1624—1701 годов, Микулиных, 1556 /57 — 1631 годов, Комыниных, 1561/62 — 1668 годов, Урывковых, 1628—1686 годов, Тютчевых, 1566/67 — 1683 годов, Толочановых, 1569/70 — 1660 годов, Безобразовых, 1559/60 — 1682 годов, Исуповых, 1599 — 1693 годов, Зиновьевых, 1571/72 — 1697 годов, Воейковых, 1615 год, Толбузиных, 1634—1674 годов, Неболсиных, 1561/62 — 1699 годов, Тургеневых, 1598 — 1606/07 годов, Алимовых, 1623—1696 годов, Брусиловых, 1639/40, 1686/87 годов, и многих других; а также вклады III / высших церковных иерархов, черного и белого духовенства; IV / приказных подьячих, стрельцов, брянских пушкарей, торговых и посадских людей, монастырских слуг, крестьян вотчин Свенского монастыря, а также сел и деревень Брянского уезда.
Большинство вкладчиков — дворяне и дети боярские Брянска и Брянского уезда, некоторые, впрочем, числились столичными дворянами, и занимали определенное положение при царском дворе. Многие из них составляют устойчивую группу вкладчиков, на протяжении многих десятилетий тесно связанных с монастырем. Они же, как явствует из записей вкладной книги, имели родовые некрополи на территории монастыря, погребались в монастыре, совершая богатые вклады на поминовение души. Постатейный и хронологический принцип построения вкладной книги редакции 1649 года, позволяет исследователям в области генеалогии брянского дворянства XVI—XVII столетия, проследить представителей того или иного рода на протяжении 100—120 лет, и даже составить родословные росписи многих фамилий. Особенно ценны, в данном случае, следующие сведения: даты кончины, отношения родства, генеалогические сведения по женской линии, зачастую отсутствующие в других источниках.
По своему составу вклады можно разделить на три основные группы — земельные, имущественные, денежные. Если земельные вклады представляют малочисленную группу, что связано с политикой правительства по ограничению монастырского землевладения, то имущественные и денежные пожертвования составляют основной процент вкладов. Имущественные вложения отличаются своим разнообразием. Здесь мы встретим, наряду с предметами обычного обихода (одеждой, посудой и пр. домашним скарбом), предметы культового назначения — иконы, церковную утварь, священнические облачения, с подробным их описанием. Очень интересны вклады рукописных и печатных изданий богослужебных книг, некоторые, по оформлению, представляли богатые экземпляры. В дворянской среде были распространены вклады предметами вооружения и конского снаряжения. Например, обычный набор вклада на пострижение или погребение дворянина, состоял из коня с седлом, попоной и уздою, "самопала", саадака, "пансыря", "шапки железной", сабли булатной, пары "пистолей". Зачастую, оружие и конская сбруя были богато инкрустированы серебром.
Группа денежных вкладов разнится своим количеством. Большинство их — от одного до 25-30 рублей, но встречаются и крупные вложения — до 700 рублей и более. Специалистам по нумизматике и денежному обращению будут небезынтересны сведения о вкладах "золотыми червоными", "битыми ефимками", с их эквивалентом в рублях, а также серебряными рублями в период кризиса денежной системы середины XVII столетия. Обычные вклады зерном, домашним скотом, лошадьми интересны указанием их стоимости, что дает информацию о движении цен в Брянском уезде за период более чем в полтора столетия, начиная с середины XVI века. Необходимо отметить также группу вкладов целевого назначения — на постриг, на погребение, на украшение, ремонт и строительство храмов в вотчинах монастыря, на украшение чудотворной иконы Богоматери Свенской Новопечерской, на отливку колоколов.
При сличении текста вкладной книги редакции 1649 года и опубликованного списка редакции 1699 года, выяснилось, что последний, скорее всего по вине переписчика, изобилует ошибками в датировках вкладов. Кроме того, в большинстве случаев вклад отмечен лишь годом, без указания числа и месяца, что в переводе на наше летосчисление дает дробную дату. Вкладная книга редакции 1649 года помогает устранить ошибки и скорректировать даты вложений. В целом же, судя по опубликованным статьям текста, список редакции 1699 года копировал дословно вкладную книгу 1649 года, однако с некоторыми перестановками вкладных статей, что объясняется, по всей видимости, общественным положением того или иного дворянского рода на конец XVII века. Так, в списке редакции 1699 года за вкладами царей и представителей боярско-княжеской аристократии помещены вкладные записи рода Комыниных, выдвинутых, таким образом, на первое место из числа вкладчиков монастыря.
Вкладная книга Брянского Свенского монастыря редакции 1649 года, помогающая в полном объеме устранить недостатки публикации списка редакции 1699 года, включает в себя ценные материалы по истории и культуре России середины XVI — начала XVIII веков и служит источником для освещения различных сторон экономики, быта, духовной жизни Свенского монастыря, а также церковной и светской истории Брянска и Брянского уезда.
Деснинские древности. Материалы межгосударственной научной конференции "История и археология Подесенья", посвященной памяти брянского археолога и краеведа, Заслуженного работника культуры РСФСР, участника Великой Отечественной войны ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ЗАВЕРНЯЕВА (28.11.1919-18.VI.1994), 1995 год.