БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковно-приходская школа при Брянском Свенском Успенском мужском монастыре


  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.


***

  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.


***

  Журнал заседания Орловского Епархиального Училищного Совета, от 8 ноября 1885 года.
  Слушали рапорт настоятеля Брянского Свенского монастыря, Архимандрита Авраамия, на имя Его Преосвященства, от 21-го истекшего октября за № 101, о том, что при означенном монастыре во вновь устроенном здании открывается пока школа грамотности, за неимением в настоящее время законоучителя.
  Резолюцию Его Преосвященства, последовавшую на означенном рапорте настоятеля монастыря: 1885. Октября 23 дня. В Орловский Епархиальный Училищный Совет (при Орловской Духовной Семинарии). Открытие школы грамотности в Свенском Брянском монастыре утверждается. Епархиальный Училищный Совет сделает посему о надлежащие распоряжения.
  Постановили: школу включить в ведомость, причем запросить настоятеля монастыря, не окажется ли среди братии кого-либо из окончивших курс Семинарии, которому можно было бы поручить законоучительство в школе так, чтобы она могла быть переименована в церковно-приходскую.
  Орловские епархиальные ведомости, № 9, 1886 год.


***

  Журнал заседания Орловского Епархиального Училищного Совета, от 12 марта 1886 года.
  Слушали рапорт настоятеля Брянского Свенского монастыря Архимандрита Авраамия на имя Его Преосвященства, от 8 января сего года за № 9, о том, что для отправления должности учителя в открываемой при монастыре школе он рекомендует из числа братства окончившего курс уездного училища Феодора Рябченко, а законоучительство принимает на себя священник ближайшего к монастырю села Супонева Алексей Орлов.
  На сем рапорте последовала 8-го того же января резолюция Его Преосвященства: Школу грамотности при Брянском Свенском монастыре перечислить в церковно-приходскую школу, открытие которой, а равно и законоучителем в ней священник села Супонева Алексей Орлов утверждаются. Для занятия в школе обучением под наблюдением священника-законоучителя допускается послушник Свенского монастыря Феодор Рябченко. Начатие уроков в школе Бог да благословит. Епархиальный Училищный Совет сделает по сему надлежащие распоряжения и уведомит как Настоятеля, так чрез него и священника Орлова к исполнению, а Уездный Училищный Совет к сведению.
  Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1886 год.


***

  Журнал заседания Орловского Епархиального Училищного Совета, от 12 марта 1886 года.
  Слушали рапорт настоятеля Брянского Свенского монастыря, Архимандрита Авраамия, от 13 января сего года за № 14, на имя Его Преосвященства о том, что школе при вверенном ему монастыре 11 января сего года открыто учение и поступило 50 мальчиков.
  Орловские епархиальные ведомости, № 12, 1886 год.


***

  Объявлена признательность Его Преосвященства Настоятелю Брянского Свенского Успенского монастыря Архимандриту Авраамию, законоучителю священнику Алексею Орлову и учителю Послушнику Феодору Рябченко за попечение о монастырской церковно-приходской школе и усердие в преподавании.
  Орловские епархиальные ведомости, № 5, 1887 год.


***

  Донесение Настоятеля Брянского Свенского монастыря от 22 марта 1887 года за № 40 о том, что за болезнью определенного учителем в состоящую при монастыре школу, послушника Ф. Рябченко, к исправлению его обязанностей допущен из числа послушников окончивший в 6 классе гимназии Н. Диомидов.
  Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1887 год.


***

  Ведомость о церковно-приходских школах и школах грамотности по Орловской епархии за 1886/87 учебный год.
  Брянский уезд. Благочинный протоиерей Николай Игрицкий. Наблюдатель священник Вл. Попов. Церковно-приходская школа при Свенском города Брянска мужском монастыре, основана 12 января 1886 года. Число учащихся мужского пола – 59, женского пола 0. Законоучителем священник Алексей Орлов; учителем, под наблюдением священника, послушник Диомидов. Помещение - в здании, устроенном на средства монастыря. Местные средства содержания школы – от монастыря 350 рублей в год.
  Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1888 год.


***

  Священнику села Супонева, Брянского уезда, Алексею Орлову за его усердное занятие по законоучительству в церковно-приходской школе при Брянском Свенском Успенском монастыре и за доброе пастырское служение благословлено Его Преосвященством употреблять набедренник при священнослужении.
  Орловские епархиальные ведомости, № 7, 1888 год.