БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


О вкладе царя Иоанна Васильевича в Брянский. 1583 год


  Свенский монастырь по челобитью старца Иосифа Неелова да по челобитью старца Иосифа Неелова, пожаловал благочестивый Государь царь по царевиче по князе Иване, в дом Пречистая Богородицы колокол благовестный большой, весу в нем дести пудов. Да благочестивый же Государь царь отпущаючи с Москвы чудотворный образ Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, прислал в монастырь со старцем Иосифом сто рублев денег, да семь рублев братии на поручную милостыню. Да по челобитью ж старца Иосифа Неелова, пожаловал благочестивый же Государь по опальным образов окладных, а промена им двести осм рублев, 11 алтын, 4 денги, да четыре плащы золотые, а в них по яхонту, цена 15 рублев, да камень яшма обложен золотом, цена не написана.
  Пока не удалось установить, кем был в миру старец, а позднее настоятель Брянского Свенского Успенского монастыря Иосиф. По синодикам этого монастыря известна только его фамилия - Неелов, по характеру его вклада в монастырь (кони, воинское снаряжение) можно судить о том, что до пострижения в монахи он был военным. Величина вклада царя Иоанна Васильевича в монастырь позволяет предположить, что старец Иосиф Неелов ранее был лично известен царю. Вполне возможно, что это был кто-то из дорогобужских Нееловых, внесенных в Дворовую тетрадь и близких ко двору. Старец был в Москве в 1583 году, когда Иван Грозный передал в Кириллов монастырь свой синодик по убиенным, где есть два Неелова: Алексей по новгородскому делу боярина Данилова, убитый в 1568-1569 годы, и Василий из Китай-города, убитый в 1569 году. Если отвергнуть личное знакомство (оно, естественно, гипотетическое), то получается, что Грозный мучился муками совести по невинно убиенным Нееловым перед их незнакомым родственником (?) и щедро одарил его обитель. Психологически слабовато, учитывая личность Грозного. Величину вклада в Свенскую обитель можно оценить по другим вкладам того же времени. Например, согласно "Выписке из рукописной вкладной книги Александросвирского монастыря", "лета 1578 года приезжала помолитца в монастырь к чудотворцу Александру Бориса Федоровича жена Годунова Марья Григорьева, дала на молебен и стол братии семь рублев". Сам Годунов, уже ставши царем, дал монастырю 5 рублей на молебен, 5 рублей на стол братии и пуд воску. Его предшественник на российском престоле Федор Иоаннович в 1585 году пожертвовал данному монастырю колокол весом в 96 пудов. Вклад Грозного во второстепенную обитель, практически не связанную с двором, был довольно значительным. А челобитье было старца Иосифа! А Грозный вряд ли был филантропом! Можно, конечно, вы двинуть другую какую-нибудь гипотезу вроде: "А царь-то был придурошным! Мало ли что могло прийти ему в голову!". Великие князья и цари ведь не зря ездили на богомолье. Могли ведь приказать, и любые иконы вмиг бы притащили. Нет, ездили специально, для смирения. И здесь я допускаю, что чудотворная икона была поводом для вызова в Москву, а богатый вклад - неким извинением перед знакомым за смерть его родственников. К тому же мы не знаем, что побудило мужчину, полного сил (умер спустя 36 лет после пострига), воина при дворе, у которого всех богатств только и было, что кони да боевые доспехи, уйти в монастырь. Может, царь здесь также чувствовал некую свою неправоту. Можно также добавить в качестве дополнения, что после опричнины царь Иоанн Васильевич искал поддержки в "царевых богомольцах" и не зря раздавал свои синодики.