БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Дело по доносу Брянского Свенского монастыря келаря Пафнутия с братиею на наместника тамошнего Иоанна, о деланных им неприличных иноческому чину поступках, разорении монастыря и прочего. 30 июня 1682 года – 28 февраля 1683 года


  Царем государем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом богомолцы ваши города Брянска пресвятыя Богородицы Успенскаго монастыря, что зовем Свинской, келарь Пафнутий да соборная братия, старец Протасий, старец Измаил, старец Филарет Бахтин, конюшей старец Симон, старец Сергий, ризничий и пономарь старец Варлам, житенной старец Корнилей, подкеларник старец Демьян, чашник старец Исакий и болнишныя старцы и вся братия пострижевники, того монастыря вкладчики, Брянские помещики и вотчинники, и города Брянска всяких чинов люди вкладчики ж, и служки того монастыря и служебничишка и работники и всех сел и деревень все крестьянишка и бобылишка. В прошлом, государи, во 189 году, били челом блаженныя памяти брату вашему государеву, великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, Киевопечерского монастыря архимандрит Инокентий Гизель с братьею, нынешних ради воинских времен и неприятельских страхований, ради своего прибежища, об Успенском Свинском монастыре, чтоб тот Успенской Свинской монастырь со всеми отчины и угодьи и со всем монастырским заводом приписать в отчину Киевопечерскому монастырю; и положили они в Посолском Приказе, вымысля собою, составную правую грамоту великих князей многими задними леты, будто Успенской монастырь изстари приписан бывал Киевопечерскому монастырю; и у той грамоты великих князей ни рук, ни печатей, никакого ни подкрепления ни свидетельства нет. А что ваше царское богомолие Успенской Свинской монастырь изначала, как зачался, тому четыреста слишком лет, в приписке нигде не бывал. И в том монастыре чудотворный образ Пресвятыя Богородицы многими чудеса прославляем, и до сего дня стоит со всяким благолепием и украшением нерушима, яко неисчерпаемы источник подает всем изобильно исцеление с верою приходящим. И в прошлых, государи, годах в царство родителя вашего, блаженным памяти великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, но многие времена тот чудотворный образ пресвятыя Богородицы иман был в царствующий град Москву в его государский дом, исцеления ради, и от того чудотворного образа многие различные чудеса бывали; и прорадитель ваш государев, приснопамятный благочестивый государь и великий князь Иоанн Васильевич всея России, таковых ради чудес, бываемых от чудотворного образа, по обещанию своему , многие свои царские сокровища положил на строение той обители, церковь каменную со всем благолепием и со всяким украшением воздвиже, сосуды церковные златые и серебряные и ризы и книги и колокола и всякую церковную утварь доволно надал , также и вотчинами и всякими угодьи изобилно наделил, чтоб обители пресвятыя Богородицы во всяком украшении и благолепии его царского строения никакого оскудения не было. И по их Киевопечерского монастыря архимандрита с братиею ложно вымышленному челобитью, за объявлением неправыя вышеписанныя грамоты без рук и без печати и без всякого подкрепления, пожаловал великий государь Киевопечерского монастыря архимандрита с братиею, для настоящих воинских времен указал им во Брянском уезде монастырь Успение пресвятыя Богородицы приписать ради прибежища, и тот Свинской монастырь имети им во всяком украшении и лепоте и славе, как был до сего времени, и всякое церковное украшение и казну всякую, что объявитца по новым описным книгам, сохраняти во всякой целости нерушимо, без всякого умаления, и крестьян (для) монастырской работы имать против прежнего, и лишних работ и иной тягости не налагати. И они архимандрит с братиею из Киева из Печерского монастыря прислали к нам в Успенской Свинской монастырь наместника черного священника Иoанна. И будучи он, наместник в монастыре, забыв страх Божий, старых наших священников Московских и дьяконов и крылышан пострыжников наших выслал из монастыря всех до одного человека, а набрал священников и дьяконов и крылышан иноземцов зарубежных, неведомо которых городов многих чернецов и белцов. А из Киева он наместник приехал только сам третей. А служкам монастырским и служебником старинным, которые служили в монастыре из денежного и из хлебного жалованья, всем от монастыря отказал; а те служки и служебники монастырские породнились за домом пресвятыя Богородицы, отцы их, деды и прадеды многие побиты на ваших государских службах, иные в полон побраны , а которые остались в живых, и те летами престарелись , на ваших государских многих службах бывали и служили вам великим государем беспорочно; и вместо тех старинных служек и служебников набрал он наместник в монастырь неведомо каких людей Полские и Черкаске породы. А держит у себя наместник в келии многих людей белцов иноземцов же, и посылает их из монастыря беспрестанно к Москве и в Черкаские городы неведомо для какого дела, без нашего богомольцев твоих совета. А к монастырской казне выбрал казначея, своего дьякона Никона, а тот дьякон не Киевлянин, родом жид; как жил в Новегороде в Северском в монастыре, и тот монастырь пьянски выжег и с того монастыря ушел. Да его ж дьякона Никона он наместник беспрестанно посылает к Москве за своими прихотьми, дает ему монастырскую казну многую, а монастырских никаких дел он Никон не делает; и живучи он дьякон на Москве, пьет и бражничает беспрестанно на монастырском подворье с черницами и с женками, и которую казну монастырскую возьмет из монастыря будто для монастырских дел, и те деньги с ними женками и с черницами пропивает, и жонки и черницы у него дьякона по многие ночи ночуют в келье; и про то про все ведает дворник с женою, который на монастырском подворье живет. Да он же казначей Никон взял из монастыря к Москве платить емских и полоняничных денег, что сбираны со крестьян на нынешний на 190 год, восмьдесят четыре рубли, да Предотеченского приписного монастыря за мельницу оброчных денег пятнадцать рублев, и он Никон и те деньги не заплатя на Москве, с Москвы съехал, и которого числа приехал с Москвы в монастырь , того числа поехал в Киев, а про деньги сказал, какие с ним были посланы для платежу емских и полоняничных да за мельницу будто живучи на Москве издержал, а на какие расходы издержал, и в том нам богомольцам твоим, не дав отчету, в Киев поехал. А ныне, государи, те емские и полоняничные деньги во Брянске из приказные избы на крестьянишках без пощады правят вновь. Да он же наместник, забыв страх Божий, с чудоторного образа пресвятыя Богородицы и с ииых икон обрал всякие старинные приклады древних благоверных великих князей и благочестивых царей и вкладчиков, панагии, цаты золотыя и серебреныя, рясы, серги червонныя и золотыя, кресты, золоченыя копейки и всякие приклады, которые они прикладывали к чудотворному образу по своей вере и обещанию, и обрав те все приклады, отослал в Киев в Печерский монастырь со своими посылщиками. Да в ризнице, государи, стоял железный сундучок, а в нем было собраны всякие приклады, которые излишние приклады отбирали от чудотворного образа прежде бывшие власти, многие панагии, рясы, серги, кресты, цаты золотыя и серебреныя, червонныя золотыя и золоченыя копейки, камение и осыпной жемчуг, и то все выбрав наместник без остатку, отослал в Киев в Печерской монастырь, и тот сундучок от многих лет стоял в ризнице нерушимо за казначейским ключом и печатью. А что, государи, давали в прошлых годах до его наместникового приезду в монастырь, и при нем наместнике вкладчики по родителех своих на ризы, и на стихари, и на патрахили, и на поручи обьяри и бархоты и камки и отласы, и то он наместник все побрал из ризницы, перешил на свои короткие Киевские ризы, на свой покрой; а Московския ризы и стихари поставил ни во что, и ругаяся тому не велит ни попам ни дьяконом ни риз ни стихарей вздевать; а те ризы и стихари многие вашего государского подаяния. Да он же наместник перед прежним убавил братье пищи и с последними работниками сверстал, одну пищу велит давать и один квас; а в монастыре братия, которые пострижены из давних лет, есть дворянской породы и священнического чипу, и работают в обители из давних лет и многие престарелись, и вклады у них подаваны, и он наместник всю братию старинных такою скудостью пищи и всякою теснотою достальных гонит с монастыря. А болнишныя братия в скорбех своих в древней старости, без всякого призора, безгодною смертью помирают; а преж сего при прежних властях призрение и утешение для их старости и скорби излишнее бывало. А у себя в келье наместник пьет и ест со своими советники и с челядники и с молодыми ребяты и питается пространно, по своему извычаю, на своей особой поварне велит припасать много явств со всякими пряными зельеми; также питье хмельное держит у себя доброе и безвремянно у себя пьет и прохлаждается по своей воли, не только сам, но и последний челядник всегда в прохладе, и столько сушелинных запасов рыб и масла и меду и погребных питей на всю братию неделею неизойдет, что у него наместника в келье на один день разойдется; и от того монастыря чинятца великие протори и убытки. И как мы богомолцы ваши о том о всем учнем ему наместнику говорить, и он нас богомолцов ваших бьет безвинно своими руками, дубиною. А монастырских лошадей от частых от Киевских и от Московских поездок всех с ног сбили. А посыльным своим людям на дорогу дают казенных денег рублев по двадцати и по пятнадцати и по десяти, и тем деньгам в казну взвороту нет. А нас сирот ваших, монастырских крестьян, лишнею работою помучил; а в деланую пашенную пору на монастыре, по своим прихотям, старинного дела кельи ломает, а велит делать вновь светлицы Полския, по своему извычаю, и многие крестьяне от такой безрассудной и безвременной прибавочной работы пашнею запустели и впредь без хлеба будут и розно розбредутся; а можно было им и в старых кельях жить, потому что недавно строены; и всякую накладывает работу, чего при прежних властях не бывало. Также и денежный поборы сбирают не против прежнего окладу, с большею прибавкою, и от того мы сироты ваши от лишние работы и от частых от лишних денежных поборов одолжали и оскудали и в конец разорены, животишки и статки свои на денежныя подати все испродали. Милосердые государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы, пожалуйте нас богомольцев своих и того монастыря вкладчиков и сирот, не велите, государи, в своем государском богомолии в Свинском монастыре наместнику быть; велите, государи, быть по-прежнему архимандриту с шапкою, кому вы великие государи укажите. А ныне в Киевских странах дал Бог тишина и благоденствие, мочно Киевопечерскому монастырю и без Успенского Свинского монастыря пробыть, и чтоб преслоушему граду Брянску и соборной церкви без духовного просвещения без власти не было, потому что на ваши государстве ангелы соборное молебное пение всегда бывает и около града Брянска частые ходы. А изстари в том граде архиерей и епископы бывали, и чтоб во время многонародного собрания во время Свинския ярмонки не токмо Московского государьства приезжих многих богомольцов и торговых людей, но и окрестных государств, прибылых православных христиан, Греков, Сербов, Валох и Белорусцев святой обители при прежнем без архимандрита в обругании и в поношении не быть, и чтоб вашему государскому богомолию от таких разорителей иноземцов в конец не разориться, и монастырской казне и всякой утвари церковной в расхищении от них не быть, и нам богомольцам вашим достольным того монастыря пострижеником и служкам и служебничишкам и нам сиротам вашим крестьянишком и бобылишком не розбрестися. Цари государи, смилуйтеся.
  На обороте подлинной челобитной резолюции: 190, июня в 30 день. Выписать из жаловалной грамоты и из сего челобитья. Там же подписи рук старцев Свенского монастыря, упоминаемых в начале челобитной, и других лиц, а именно: Василья Безобразова, Зота и Грыгория Толбузиных, Клима и Ивана Леонтьевых, Никиты Петрова, Никифора Тимофеева и священника Геронтия (за себя и за крестьян).
  И против сей челобитной, в Приказе Малыя России выписано:
  В прошлом во 189 году, марта в 10 день, блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожаловал Киевопечерского монастыря архимандрита Инокентия Гизеля с братиею и кто по нем впредь архимандриты и братия в той обители под его царского величества самодержавною рукою пребывать будут, повелел им в своей царского величества державы великоросийского города Брянска в монастырь Успения пресвятыя Богородицы, зовом Свинского, имети своего наместника и братью, и именовати ту обитель Новопечерским монастырем, в надежду ко утвержению и ко охранению обители пресвятыя Богородицы Киевопечерския, и архимандриту и братии, для тихого и безмолвного пристанища в нужное воинских браней время, чтоб они в том, при помощи пресвятыя Богородицы были на его государскую милость надежны; и в надежду той его государской милости, повелел ему архимандриту с братиею и впредь будучим тоя обители архимандритом и братии, при помощи всемогущаго Бога и за предстательством пресвятыя Богородицы и за молитвами Киевопечерских чудотворцов, быть на его царского величества милость надежным, а Новопечерской монастырь всегда имети во всяком украшении и лепоте и славе, как был и до сего времени , без отъятия всех его околичностей , и всякое церковное украшение и казну сохранят во всякой целости нерушимо в том монастыре; паче же ко всякому монастырскому строению и к заводом прилогати радение, чтоб Новопечерский монастырь не токмо уподоблялся Киевопечерскому монастырю имянем , но и в самом деле явился украшен их прилежным радением. При сем же и то сохраняти, чтоб междо многими месты славная Свинская ярмонка имела поволность по прежнему без умаления, что кому куды платить належало, чтоб впредь тот торговой славный съезд прибавлялся, а не умалялся; а належащие его государские всякие доходы того монастыря крестьяном платить но прежнему. А в которое время, по его царского величества указу, на жалованье его государским ратным людем будут сборы всех монастырей со крестьян, или ко вспоможению града Киева прилучитца отпуск из Брянска ратных людей и хлебных запасов водяным путем, и тогда того монастыря крестьяном у того отпуску быть и чинить тож, что учнуть чинить того ж Брянского уезду и иных монастырей крестьяне. А Киевопечерского монастыря наместнику, будучему в Новопечерском монастыре, сбирать того монастыря со крестьян всякие доходы и пашни держать, и со крестьян к монастырской работе имать работников и подводы по прежнему и по окладным книгам, чтоб того монастыря крестьян в правлении лишних работ и иной тягости мимо прежнего обыкновения не имели и от того утеснения нужды себе не принимали.
  А послана та великого государя жалованная грамота Киевопечерского монастыря к архимандриту Инокентию Гизелю с присланными его, того ж монастыря с казночеем, иеромонахом Иоанном.
  И великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцем, бьют челом города Брянска Успенского монастыря, что зовом Свинской, келарь старец Пафнутий до соборная братия старец Протасий, да Измаил (За сим прописана напечатанная выше челобитная).
  Да к той челобитной руки приложили того монастыря старцы и вкладчики и служки, 8 человек, да вместо всех крестьян руку приложил черной поп Геронтий.
  Да в нынешнем во 191 году, генваря 20 дня, великим государем бил челом Новопечерского монастыря наместник иеромонах Иоанн, а вместо его того ж монастыря иеромонах Никон подал челобитную, а в ней пишет:
  Царем государем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцем, бьет челом богомолец ваш, Новопечерского монастыря наместник иеромонах Иоанн. В прошлом, государи, во 190 году Новопечерского монастыря, что из Брянска, келарь старец Пафнутий, да соборной старец Измайл, да конюшенной старец Симон, да ризничей старец Варлам, да старец Пагерим, да старец Протасий, да слуги Климка Леонтьев, да сын его Ивашко да Микитка Петров, да Никифорко Тимофеев, воровским вымыслом своим составили челобитную ото всей братии вкладчиков и крестьян Новопечерского монастыря, и написали на меня богомольца вашего многие непристойные дела, чего исконно в Киевопечерском и в Новопечерском монастырех не обреталось, и отца архимандрита, пославшего мя всю обитель, оболгали ж; а та кого воровского их вымыслу и заводу из братии и из вотчинных крестьян никто не ведает. Милосердые государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцы, пожалуйте меня богомольца своего, не велите, государи, тому их воровскому вымыслу поверить, и велите, государи, о том розыскать и свой государской указ учинить, чтоб от того их воровского заводу отцу архимандриту оглашену и мне богомольцу вашему в поносе не быть и святой обители не разоритца. Цари государи, смилуйтеся.
  На обороте: 191, генваря в 20 день. Взять к делу и выписать.
  И в сей челобитной Новопечерского монастыря наместника Иоанна написано, что того ж монастыря келарь и соборной старец не с большими людьми воровским вымыслом составили челобитную ото всей братии и вкладчиков и крестьян, и написали на него наместника непристойные дела; а того их воровского заводу из братии и из вотчинных крестьян никто не ведает. И великие государи пожаловали б его наместника, не велели их воровскому вымыслу поверить и велели бы о том розыскать и свой государской указ учинить, чтоб от того их воровского заводу Киевопечерского монастыря архимандриту оглашену и ему наместнику в поносе не быть, и святой обители не разоритца.
  Резолюция: 191, февраля в 28 день, великие государи и сестра их великие государыня благородная царевна, сего дела слушав в комнате, указали послать в Новопечерской Брянской монастыре память к наместнику, велеть им той братии того монастыря, буде которые им непослушны и кромолы и челобитье на них заводят, его царской указ сказать: буде они спокойно и под его наместниковым началом по чипу монастырскому быти не похотят, велеть их из того монастыря отпустить в иные монастыри, куды они похотят. А что они в челобитье пишут, будто обители Новопечерской от него наместника чинитца разорение и изнищение, и о том им велеть сказать, что естли он намстник разорение монастырю учнет чинить, и о том послан будет их государской указ в Киевопечерской монастырь к архимандриту. А вывозить им из монастыря церковных утварей и иных вещей не мочно, потому что есть тому всему того монастыря в Приказе Малые России описные книги. Да и в Патриарш Розряд о тех черньцах, которых велено из монастыря отпустить, послать память.
  Подлинное дело писано на 21 листке. Хранится между "Монастырских дел" в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел.