В "Киевлянине" 1890 года № 276, некто господин В. Г-ский, сообщая описание одного старинного южнорусского евангелия, одну из имеющихся в последнем подписей по листам приписывает гетману Сагайдачному. В своем описании господин Г-ский говорит: "в церковно-историческом древлехранилище, учрежденном при Александро-Невском братстве во Владимире губерн. (на Клязьме), в числе других рукописей, находится рукописное четверо-евангелие с вкладной подписью по листам гетмана Конашевича-Сагайдачного. Евангелие это писано на бумаге красивым уставом на 402 листах, в переплете, обложенном темно-зеленым бархатом. На верхней крышке переплета, по углам четыре евангелиста, в средине Распятие – серебряные вызолоченные, южно-русской работы начала ХVІІ века. Застежки утеряны, но четыре "жука" на другой стороне из красной меди уцелели. Письмо рукописи тщательное и красивое; украшений в виде заставок, рисунков и т.п. в евангелии нет, кроме четырех крупных инициальных букв, нарисованных киноварью. Хотя выходный лист и утерян, но, судя по почерку и другим признакам, евангелие это можно отнести к концу XV и никак не позднее начала ХVІ века. Фабричное клеймо на бумаге - вепрь".
Не сообщая о времени и месте своего написания, рукопись взамен того в целом ряде подписей по листам дает возможность проследить дальнейшую судьбу этого евангелия, которая довольно замечательна. Первая по времени написания полууставная надпись находится на 13-22 листах: "лета 7074 - 1566 марта 25 дня дал к Пречистой Богородицы Печерской в дом великих чудотворцев Антона и Феодоса печерских свенского монастыря Михайло Феодорович Сычев евангелие тетро (т.е. четверо-евангелие) в честь волочено бархатом черным а на нем серебряны позолочены и евангелисты серебряны позолочены защепки и гвозди серебряны, а нам за то его поминати и родители его". На листах 1-41 небрежной скорописью 16 века написана другая вкладная запись: "лета 7090 - 1582 году Истома Уколов был у льтовском городе у Пропоиску и купил се евангелья у льтовских людей у черкас, а взяли се евангелья льтовские люди у Пречистые Богородицы Свенского монастыря... Истома Уколов о девеностом году преставился и дала се евангелья по Истоме по Уколове в дом Пресвятыя Богородицы в монастырь, что в Стародубе на посаде жена его Анна и се евангелья от Прстыя Бдцы из монастыря никому не износить, а хто изнесет се евангелья и тот судитца перед Спасом, а имя Истоте Фрол да дети его Иоанн да Михаила и все на них написал"... Очевидно, что завещание М.Ф. Сычева, по которому это евангелие должно было поступить из Свенского монастыря (ныне в Орловской губернии) в Киево-Печерский монастырь, не было исполнено; впрочем, может быть, оно попало в Пропойск в руки черкасс, т.е. козаков, уже из Печерскаго монастыря. Но недолго оно оставалось и в Стародубе. На листах 119-121 читаем следующую надпись, написанную красивым почерком: "Сие евангелие оправил сребром булатном (?) коношевич козак войска запорозкаго за отпущение грехов своих и за отца своего коноша (конош - историческое имя Конона) и за матерь свою полагию до храму прстой Бцы Чигиринской". Упоминаемый в записи козак Коношев, без сомнения, есть известный гетман Петр Конашевич Сагайдачный, получивший образование в знаменитом училище Острожском, защитник православия и ктитор Богоявленского монастыря, пожертвовавший много тысяч на Богоявленский храм и на содержание братской школы, ставшей впоследствии духовною академиею. По словам М. Максимовича, незадолго до своей смерти, последовавшей 10 апреля 1622 года от ран, полученных под Хотином, гетман Коношевич сделал богатые вклады в пользу киевского братства, львовского и других церквей и монастырей. Вероятно, тогда им пожертвовано в Чигиринскую церковь и это евангелие, приобретенное им во время многочисленных походов в числе прочей военной добычи. Судя по красивому почерку этой записи, можно думать, что ее сделал сам гетман, получивший хорошее образование. Из Чигирина евангелие было передано в XVIII веке, как значится в позднейшей надписи, "капитаном от кавалерии петербургскаго полку Иваном сном Боретинским в (неизвестно какую) церковь прстой Бцы", а затем, переходя из рук в руки, попало в церковь села Карачарова Муромского уезда Владимирской губернии и отсюда уже в церковно-историческое древнехранилище Александро-Невского братства.
Думается, что в "Конашевиче, козаке войска запорожскаго" видеть гетмана Сагайдачного нет ни малейшего основания, так как козаков Конашевичей (Конаш - Конон) было, конечно, немало; если бы упомянутый здесь Конашевич был гетман, то, конечно, он не упустил бы указать на свое общественное положение и в надписи. Но если приведенная догадка господина Г-скаго не представляет вероятия, то приведенная им надпись 1582 года заключает в себе интересное сведение о существовании в Стародубе, в конце ХVІ века монастыря. До сих пор сведений о существовании в Стародубе какого бы то ни было монастыря не было, а приведенная надпись вдовы Истомы Уколова заключает в себе совершенно новое свидетельство - о существовании в Стародубе, на посаде, в конце XVI века монастыря Пресвятой Богородицы.
А.Л.
Журнал "Киевская Старина", 1891 год.