Престолы: Сретения Господня
Год постройки: Между 1679 и 1690
Адрес: Брянская область, Брянский район, село Супонево, ул. Фрунзе, 1.
Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Сооружен из кирпича на бутовом фундаменте. В 1826 г. обгорел; в 1849 г. деревянная кровля заменена железной. В 1875 г. с запада вместо разобранной наружной паперти входа пристроена двухэтажная паперть. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко).
Необычен нижний ярус здания - Святые ворота - с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную. Ворота занимают среднюю и восточную части этого яруса, а в западной находятся служебные помещения.
Во втором ярусе прямоугольный объем церкви сильно вытянут в длину, заканчиваясь на востоке тремя слабо выраженными апсидами. Он несет три граненых световых объема разной формы и размера: крупный восьмерик над центром, меньший - над трапезной частью и небольшой шестерик над восточной, алтарной. Венчают это оригинальное сооружение вытянутые вверх аналогичные по форме барабанчики с главками. С запада к зданию примыкает пониженная двухъярусная паперть с внутренней лестницей.
Если в композиции храма преобладает влияние украинского барокко, то нарядный декор его фасадов выполнен в подлинно "нарышкинском" стиле. Пилястры членят завершенные антаблементами стены на три части, разделяя также апсиды. Углы восьмериков и шестерика подчеркнуты полуколонками на кронштейнах, в завершении объемов карнизы с раскреповками. Окна заключены в наличники с полуколонками, фигурными и разорванными треугольными фронтонами, особенно пышными на главном восьмерике. В ходе реставрации восстановлен первоначальный красный цвет стен с выделенными побелкой деталями.
Восточный проезд ворот перекрыт коробовым сводом, западный - двумя лотковыми, а проход - двумя крестовыми сводами между двух подпружных арок. Такие же своды у двух помещений рядом с воротами, одно из них открыто арочным проемом внутрь монастыря. Помещения храма с трехступенчатыми тромпами и наклонными гранями при переходе к восьмерикам и шестерику завершены сомкнутыми лотковыми сводами со световыми барабанами. Подобная форма перекрытия придает вертикальное развитие каждой из частей интерьера храма.
Легким и жизнерадостным настроением выделяется архитектура сохранившейся до наших дней Сретенской надвратной церкви о трех главах. Точное время ее постройки неизвестно. В рукописном монастырском сказании говорится, что она возведена при царе Петре в 1690 году, а из сдаточной описи 1681 года видно, что в то время Сретенская церковь уже существовала. В книге вкладов она упоминается даже под 1678 годом. "Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со освященным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божией Матери, по молитве получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен был крест", — утверждалось в сочинении архимандрита Иеорофея "Брянский Свенский Успенский монастырь".
В 1827 году церковь перенесла сильный пожар, сгорели "верхи, крыша и главы". Пришлось их делать заново, "поправлять стены", заливать вновь своды. В 1883 году был расписан северный фасад вместе с примыкающей к нему оградой. С восточной стороны в это же время пристраивается каменное помещение для привратников. Под церковью существовал погреб "для поклажи всяких казенных вещей".
Церковь над северными "святыми" монастырскими воротами имеет ярусное построение. Проходы и проезды в монастырь образуют первый ярус, а второй — собственно церковь. Основной этаж расчленен лопатками на три части, каждая из которых имеет верхнее продолжение в трех световых барабанах (два восьмерика и один, средний шестерик). Средний барабан, самый большой, отличается нарядным украшением наличников окон. Барабаны покрыты пологими шатрами, над которыми - меньшие барабаны с куполами. Здание церкви представляет собой оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным порталом, стилистически соединивший в своей архитектуре московское и украинское барокко. Он сооружен из кирпича, на буковых фундаментах. При реставрации восстановлена окраска стен в красный цвет с белыми деталями.