БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область, 1998 год


  Свень. Монастырь Свенский Успенский, 13-19 века.
  Расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее реки Свень. Основан в 1288 году черниговским князем Романом Михайловичем.
  Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16-17 веков и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте в честь нее монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой пришел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось – он прозрел. Образ сняли с дерева и произнесли соответствующие молитвы. Затем "нача сам князь великий Роман Михайлович своими рукама на храм Божии Пречистои бревна рубити и всемъ людем повеле такоже. И совершив храм вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..."
  Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В середине 16 века на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 году артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако поставленное на откосе здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже - теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой.
  Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 века не раз подвергался разорениям: в 1583 году его сожгли литовцы, в 1607 году разграбили отряды Лжедмитрия, в 1664 году опустошили крымские татары. Несмотря на это, к началу 18 века монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 году грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 года). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в конце 17 - начале 18 века. В 1677 году обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 года. В 1679-90 годы возведены северные ворота с надвратной церковью Сретения (опись 1681 года называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 году по повелению Петра I). В конце 17 века сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 году - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. Заново построен в 1712-15 годы и Успенский собор.
  Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 века, в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 годов возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 годы на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм конца 17 века. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 году посетила монастырь и пожертвовала 6 тысяч рублей золотом на постройку нового, более обширного собора. Строительство, предпринятое по проекту известного архитектора И.Ф. Мичурина уже на другом, ровном месте, было осуществлено в 1749-58 году мастером И. Битнером. В середине 18 века сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 веке.
  Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю половину 19 века, когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса.
  Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 года, когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 года по проекту, разработанному институтом "Спецпроектреставрация", ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.
  Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 веков, древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включает ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен. Начавшиеся реставрационные работы призваны восстановить находящиеся в руинах главные здания ансамбля - собор, трапезную с церковью Антония и Феодосия и колокольню.
  Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмигранными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте ансамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям - продольной и поперечной. Против северных ворот и одновременно на поперечной, общей с собором оси находилась церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой - древнейший из сохранявшихся до конца 1920-х годов памятников ансамбля. За ней, ближе к собору, возле его юго-восточного угла, располагалась шатровая колокольня - важная вертикаль в силуэте монастыря. Остальные невысокие здания (кельи, хозяйственные постройки и другое) размещались преимущественно в южной и северо-западной частях территории, между воротами, как бы образуя нейтральный фон для основных сооружений ансамбля.
  Значение монастыря во многом определялось знаменитой Свенской ярмаркой, известной с 1-й половины 17 века. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 года - с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду, железные изделия. С Макарьевской ярмарки сюда поступали волжская рыба и сибирская пушнина. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Существовали кружевные, холщовые, крашенинные, москательные, серебряные торговые ряды. В “греческом” ряду лавки занимали приезжие греки, украинцы, литовцы, поляки, молдаване, сербы. У западных ворот торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. В 18 веке на ярмарке были скотопригонный и конный дворы, трактиры, харчевни, бани. Взвешивание товаров производилось, видимо, на монастырских весах. Привозимые на ярмарку спиртные напитки (водка и виноградные вина) хранились в обширных погребах, остатки которых имеются на территории монастыря. В 19 веке основным товаром на ярмарке были пенька, пряжа и конопляное масло. Здесь закупалось до трети всей пеньки, вывозимой из России за границу. С 1830-х годов сумма торговых сделок составляла около 2 миллионов рублей, в 1860-х годах - до 3 миллионов рублей. Ярмарка перестала функционировать в годы первой мировой войны.


Свенский монастырь
Вид из монастыря на долину Десны

Свенский монастырь
Генплан: 1 - Успенский собор; 2 - церковь Антония и Феодосия; 3 - церковь Сретения; 4 - церковь Спаса Преображения; 5 - колокольня; 6 - ограда; 7 - монастырские подвалы; 8 - домик Петра; 9 - поздние постройки

Свенский монастырь
Успенский собор (вид до разрушения)

Свенский монастырь
Портал

Свенский монастырь
Церковь Сретения. Вид до реставрации

Свенский монастырь
Церковь Сретения

Свенский монастырь
Вид с северо-востока на церковь Сретения

Свенский монастырь
Церковь Спаса Преображения

Свенский монастырь
Церковь Спаса Преображения. Фрагмент фасада

Свенский монастырь
Гульбище

Свенский монастырь
Колокольня до разрушения

Свенский монастырь
Башня с оградой

Свенский монастырь
Башня

Свенский монастырь
Трапезный храм Антония и Феодосия Печерских в Свенском монастыре

Свенский монастырь
Колокольня Свенского монастыря

Свенский монастырь
Успенский собор Свенского монастыря

Свенский монастырь
Свенский монастырь. Фото рубежа 19-20 веков

Свенский монастырь
Иконостас собора Свенского монастыря