В книге освещены наиболее важные моменты из истории создания и деятельности Свенского монастыря, расположенного неподалеку от города Брянска, рассказывается о некоторых чудесах, совершенных через Свенскую икону Божией Матери. Использованы материалы: из книги настоятеля Свенского монастыря архимандрита Иерофея "Брянский Свенский монастырь" (Брянск, 1867 год); из книги Е.М. Зубовой, С.П. Кизимовой "По следам святых обителей".
Из истории Свенского Свято-Успенского монастыря.
Свенский монастырь является одним из самых древних и известных монастырей в России. Обитель находится в трех с половиною километрах от города Брянска. Душа радуется, когда издали видишь высокий холм у правого берега реки Десна, простор и над всем этим - венец природной благодати, рукотворные чудо-белокаменные храмы, издали кажущиеся взлетающими лебедями, взмахнувшими узкими крыльями, готовыми полететь вслед за скатывающимся к горизонту солнцем. Нужно побыть здесь какое-то время, оглядеться, присмотреться, вслушаться в шелест деревьев, полюбоваться крутым спуском к Десне, чтобы осознать кровную связь с землей, где воздвигнута такая жемчужина русской культуры.
Монастырь расположен против места впадения в Десну речки Свини (Свени), вследствие чего до середины XVIII столетия назывался Свинским. Но вскоре ввиду явной неблагозвучности этого названия монастырь стали во всех официальных документах означать Свенским. Выбранное место оказалось более чем удачным: с одной стороны - серебристый изгиб сверкающей реки, окаймленной золотистой кромкой песчаного пляжа и туманными контурами Брянска с другой - низкий зеленый луг с отдельными купами верб и редкими могучими дубами. Любого путника впечатляет вход в монастырь с северной стороны. Он сделан с отступом таким образом, что перед двумя башнями и надвратной церковью образовалась довольно обширная площадка. Это было выгодно для обороны, так как давало возможность обстрела незваного гостя с трех сторон.
Чем глубже знакомишься с этой жемчужиной, тем больше удивляешься этому сплаву сказочности и действительности...
Своим возникновением Свенский монастырь обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Произошло это чудо в далеком XIII веке, когда брянский князь Роман Михайлович ("Старый") неожиданно стал слепнуть. Прослышав об иконе, исцелявшей недуги и находившейся в Киево-Печерской Лавре, послал за нею архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, "стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы не могуще загрести ни горе, ни в низ". Пришлось заночевать на берегу.
Утром проснувшиеся монахи с ужасом обнаружили, что икона из лодки исчезла. В поисках исходили все окрестности, и нашли ее среди ветвей огромного дуба, стоящего против реки Десны.
Эта икона, размером 68 на 42 см, изображала Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседавшую на золотом троне и державшую на ко¬ленях Предвечного младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стояли печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосий, с левой - Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: "Владыко, Господи Боже... возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славославие Тебе". На свитке Антония можно было прочесть: "Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имами в сем Господа помощника". Предание гласит, что Свенская икона была писана преподобным Алипием, который учился живописи у константинопольских художников, около 1088 года расписывавших Успенскую церковь Киево-Печерской Лавры.
Прослышав о новом чуде привезенной иконы, князь Роман Михайлович с родными, приближенными боярами, епископом и монахами пешком отправился к реке Свини. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: "О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!" И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После горячих благодарственных молитв счастливый князь вместе с присутствующими мужчинами стал собственноручно заготавливать лес для постройки святой обители. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.
Свенский монастырь был основан князем Романом Михайловичем в 1288 году. Этот исторический факт подтверждается древним списком (копией) с иконы Свенской Божьей Матери: на свитке, который держит чудотворец Феодосий, начертаны слова: "Окладывана в лето шесть тысяч семьсотное и девяносто шестое (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасиею, месяца септемврия, в 26 день на память Иоанна Богослова".
Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Романом Михайловичем было выделено немало злата и серебра. Обитель была обнесена валом и частоколом из заостренных бревен, в ней жили 70 монахов. Впоследствии в этом храме был погребен сам основатель монастыря.
С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Цари Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами.
Особенно щедр был набожный Иван Грозный. Первым стал его вклад в 40 рублей после смерти в 1560 году супруги Анастасии Романовой. Внесенная сумма по тем временам была немалой (боевой конь стоил 15 рублей). Последними были его вклады на помин души царевича Иоанна Иоанновича, убитого самим Грозным. Душу несчастного царя, видно, терзали призраки тысяч безвинно замученных им жертв: чем иначе объяснить, что он жаловал Свенской обители 650 рублей, шесть икон в ценных окладах, 27 книг церковного содержания и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от налогов.
При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Возводил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Это было монументальное пятиглавое, четырехстолпное и трехапсидное на подклети здание, с трех сторон окруженное галереями-папертями. Прекрасным его украшением стали чудной и редкой работы железные двери, пожертвованные еще в 1565 году Иваном Федоровичем Мстиславским для поминовения его родителей - князя Федора и княгини Анастасии. Западные двери, скошенные сверху, украшались дивным ажурным орнаментом. Северные, прямоугольной формы, разделялись полосами на 20 неравных частей, украшенных посредине квадратной накладкой, на которой высечена сидящая на ветке птица. Южная дверь - прямая, разграничивалась тонкими полосами на несколько прямоугольных частей. Одна из таких створок хранится ныне в московском музее "Коломенское", две других - в Брянском краеведческом музее.
Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
Среди разнообразной церковной утвари выделялось игуменское место, являвшееся одним из лучших образцов древнерусской резьбы. Настоятели становились на это место, расположенное близ амвона, в тех случаях, когда не отправляли сами церковного богослужения. Самой древней была большая плащаница, о которой в описи 1681 года сообщалось: "Вышиты образы в лицах по камке лазоревой золотом и серебром, по той же камке вышиты кругом слова: "Не рыдай мене, мати".
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод: "На том мосту обломился Тихон, старец, бывший игумен того монастыря, а с ним обломилося шестьнадесят человек - церковных каменьщиков и делавцев, которые носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу... у всех главы испробища, а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша". По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство.
Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами. В одном из его описаний сообщалось: "А в трапезе печь израсчатая, зеленая... Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом". Кроме икон, особых украшений в этой церкви не было.
Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.
Этот год был еще памятен тем, что Иван Грозный запросил к себе Свенскую икону, для которой в Москве был сделан золотой венец, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Икону возвратил в обитель с богатыми дарами: разной "рухляди" на 105 рублей, 70 окладных образцов, четыре плаща золотых с яхонтами, две ризы атласные и две серебряные, да к "Спасову образу цату золотую с камением и жемчугом, да к чудотворцам Антонию и Феодосию две цаты золотые с камением и жемчугом".
Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда... Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. История свидетельствует, что, наряду с другими, во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий скрепили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.
С окончанием военных действий монастырь постепенно оправился. Ему были пожалованы при новом царе бобровые гоны в окрестных лесах, в 1630 году - большая икона Иоанна Предтечи, от князей - серебряные и медные сосуды, значительное количество печатных и рукописных книг, среди которых назывались Четьи Минеи, Евангелие, "Поучительные слова Иоанна Златоуста", книги для пения с нотами.
Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. "Под Брянск приходили крымские ратные люди, - сообщалось в записях обители, - и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли". Еще издали можно было видеть скелеты церквей, торчащих из безжизненной черни пожарищ. На пепелищах была страшная тишина, прерываемая лишь вороньим граем. Возле церквей лежали тела павших защитников и врагов. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.
Из новых построек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: "Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен был крест".
Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие - наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны. Сооруженное из кирпича на буковых фундаментах здание было расчленено лопатками на три части, каждая из которых имела верхнее продолжение в трех световых барабанах. Средний барабан, самый большой, отличался украшением оконных наличников: обрамлением оконных проемов с помощью вытянутых колонок, сложных раскреповок и фигурных завершений довольно вычурного рисунка. Барабаны были покрыты пологими шатрами, под которыми располагались барабаны поменьше с куполами. Еще выше виднелись небольшие декоративные барабаны, увенчанные луковичными главками с крестами. Нарядность церкви придавала окраска в красный цвет с белыми деталями.
Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских пределах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала: "пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску". В своей просьбе ссылались на грамоту великого князя Андрея Боголюбского (ныне она считается подложной), по которой "монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского". И 28 марта 1681 года царь Федор Алексеевич своей послушной грамотой приписал Свенский монастырь к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонарху Иоанну Максимовичу наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.
В тот период в Свенском монастыре насчитывались три церкви: полуразрушенные Успенская соборная с приделом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, теплая - во имя преподобных Антония и Феодосия с трапезной и Сретенская, под которой размещалась темница. Возле церквей высилась колокольня с обгорелой кровлей. Ее архитектура была своеобразной: верхняя часть - восьмигранная, типичная для шатровых колоколен XVII века, нижняя, более древняя, имела в основании круг с десятью выступами. В колокольне находились три комнаты, расположенные одна над другой, большие часы с боем. Девять колоколов размещались под самой крышей. Десятый же в 200 пудов висел на козлах.
Помимо церквей, обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками. Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор со 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.
Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем. Содержать ее надлежало "по всяком украшении и лепоте, и славе, как был и до сего времени, без объятия всех его околичностей, и всякое царское украшение, и казну сохранять во всякой целости нерушимо...; паче же ко всякому монастырскому строению и к заводам прилагати радение, чтоб Новопечерский монастырь... и в самом деле явился украшен и прилежным радением". Не забыта была и ярмарка, шумевшая под стенами этой обители в августовские теплые дни каждого года: Лавре наказывалось, чтобы "впредь тот торговый славный съезд прибавлялся, а не умалялся".
Назначенный настоятелем этого монастыря киево-печерский иеромонах Иоанн Максимович управлял обителью с 1681 по 1695 год. Родился он в декабре 1651 года в городе Нежине, в семье шляхтича Максима Васильковского. Успешно закончив Киевскую духовную академию, остался в ней преподавателем. Но движимый духовным чувством, спустя восемь лет постригся в монахи Киево-Печерской Лавры.
Едва новопосвященный начал совершать прохождение своего нового служения под покровом святой обители, как судьба призвала его к иной деятельности: он был назначен настоятелем Новопечерского (Свенского) монастыря. Опытный глаз киевского архимандрита усмотрел в нем человека, по своим духовным качествам наиболее полезного для данной обители, которую предстояло благоустроить и укрепить. К чести Лавры, с самого начала ею назначенные настоятели добросовестно выполняли возложенные на них обязанности по управлению Свенским монастырем...
Свое настоятельство в данной обители Иоанн Максимович начал с подарка - Евангелия в серебряном с позолотой окладе и золотистым бордюром на всех листах, на обложке которого изображалась икона Свенской Божьей Матери. Затем распорядился сделать новую деревянную ограду вокруг монастыря.
Заботясь о внутреннем устройстве обители, Иоанн Максимович ревностно исполнял свои настоятельские обязанности: тщательно следил за сохранением церковной утвари и библиотеки, пополняя их по возможности, ремонтировал ветхие монастырские здания, сберегал принадлежащие обители леса, следил за применением усовершенствованных способов землепашества. В целях увеличения денежных доходов, часто совершал поездки в Москву для сбора милостыни. Его имя часто встречалось в отказных книгах Поместного приказа. Иоанн Максомович осуществил обмен землями между монастырем и всесильным фаворитом царевны Софьи Алексеевны - Федором Шакловитым, благодаря чему Свенская обитель получила в Подгороднем стане Брянского уезда (в 20 верстах от монастыря) 65 четвертей земли в деревне Упорой, 54 четверти с осьминою в пустоши Тулубеево, 50 четвертей в пустоши Ходыревка.
По отношению к насельникам монастыря этот наставник был строг и требователен, исправляя их неблаговидное поведение. Но отношения Иоанна Максимовича с монахами обители складывались нелегко. Во многом это было обусловлено решением царского правительства об утрате Свенским монастырем независимости, вызвавшем яростный протест у насельников монастыря, выражавшийся в многочисленных доносах на нового наставника, обвинениях его чуть ли не во всех смертных грехах. Выступая против вводимых Иоанном Максимовичем порядков Киево-Печерской Лавры, они жаловались царям Ивану и Петру Алексеевичам, что настоятель будто бы выгнал всех московских священников и дьяконов, заменил их "иноземцами зарубежными... неведомыми людьми польской и черкасской породы". Максимовичу ставили в вину даже то, что он перешил старые московские ризы на новый, короткий покров. Обвиняли и в том, будто он разорил Свенскую обитель, отсылая доходы в Киево-Печерскую Лавру, крестьян замучил неурочной работой и денежными поборами. Обижались и на то, что новый настоятель кормил монахов "скудно и несытно". В этом противостоянии немалую роль играло и то обстоятельство, что Свенский монастырь был разменной монетой в деле подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху. В итоге, часть недовольных монахов покинула стены монастыря, часть объединилась вокруг келаря Пафнутия, остальным же насельникам пришлось смириться...
В своих показаниях 1683 года Максимович опроверг все обвинения, и Патриарший Казенный приказ его оправдал.
Иоанн Максимович зарекомендовал себя не только умелым администратором, но и дипломатом. Достойно оценив все эти качества, черниговский архиепископ Феодосии Углицкий в 1695 году сделал его ближайшим помощником. А после кончины Феодосия, по представлению гетмана Малороссийского Ивана Мазепы, Иоанна посвятили в архиепископы Черниговской епархии.
Для полной характеристики этого бесспорно талантливого и энергичного человека отметим, что Максимович обладал поэтическим даром. Известны его богословские сочинения, написанные стихами: "Феатр нравоучительный или нравоучительное зеркало для царей, князей и деспотов" (1703 год), "Алфавит, сложенный от писаний" (1705 год). Эти его произведения посвящались житиям святых и пустынников. К другим поэтическим произведениям относились "Вирши и три проповеди" (1705 год), "Богородице Дево, радуйся" (1707 год), "Осьм блажен стваевангельския" (1709 год). Судя по датам написания этих стихов, вполне возможно, что они созревали в Свенской обители, что дает возможность говорить об Иоанне Максимовиче, как о первом, пока нам бесспорно известном, брянском поэте... Умер он в 1715 году.
В апреле 1712 года другой наставник, Модест Ильнитский с братиею в прошении на имя Петра I сообщал: "В Новопечерском Свенском монастыре церковь Божия во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменная, построена была в древних летах и за великою ветхостью разобрана, потому что служить в ней стало невозможно, в стенах - расселины великие, и из свода падали кирпичи, и ныне мы вместо той церкви хотим строить церковь Божию Успения же Пресвятыя Богородицы каменную, новую, а без указу и без благословения строить не смеем и просим повелеть... новую строить и о том дать нам благословенную грамоту". Просимая грамота была выдана 3 мая 1712 года, а в 1715 году церковь была уже построена.
Спустя тридцать лет здание этого храма обветшало, своды и стены начали распадаться. Поневоле пришлось думать о строительстве новой соборной церкви, четвертой по счету. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались "на войны со шведскою короною и Портой Оттоманскою".
Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донского монастыря, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. В 1747 году они обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, который находился в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.
План, начертанный архитектором, составлял ровно половину плана большого собора Донского монастыря, был переработан и получил весьма изящную форму, свидетельствующую о таланте крупного и опытного мастера. Но Сенат, получив из Лавры смету на строительство храма - 344 031 рубль, отказал в выделении таких средств. Удрученные монахи стали просить Елизавету Петровну о покрытии хотя бы части расходов. И указом от 5 апреля 1748 года та распорядилась выделить на строительство Успенского собора 6000 рублей.
Перед Н.А. Мичуриным встала новая задача: создать проект храма меньшего размера. Настоятель же Лука Белоусович, не теряя времени, стал устраивать кирпичные заводы и запасать мел с алебастром. Брянский купец Никифор Никулин пожертвовал для будущего Божьего Дома 500 пудов чугунных плит.
Отлучаться из Киева архитектору не разрешалось, поэтому строительство осуществлял "каменного строения мастер" Иоанн Битнер, которого настоятель привез из Санкт-Петербурга.
Храм был заложен 30 июля 1749 года. И именно в это горячее время иеромонах Лука был отозван в Лавру, а сменивший его Гервасий, по совету местного купца Тихона Чамова, найдя, что каменные столбы, возведенные уже до 10 аршин высоты, на которых должны были держаться своды с пятью куполами, очень толсты, распорядился их обрубить на два аршина и сделать изменения в западном преддверии и в орнаментах. Когда весть об этом дошла до Лавры, Лука, ставший уже архимандритом, вместе с Мичуриным потребовали рассмотрения такого самовольства в Санкт-Петербургской комиссии от строений. В итоге, в Брянск в 1751 году поступил строгий приказ следовать только чертежам, усеченные столбы разобрать и продолжать строительство. Иеромонах Гервасий и мастер Битнер от своих обязанностей были освобождены. Все это привело к задержке строительства на несколько лет. Когда руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Лавры Кондрату Стефанову, тот стал ежедневно привлекать к работе по 200 каменщиков, 200 кирпичников, 400 пеших и 200 конных работников, вызывая таким усердием нарекание настоятеля Свенской обители.
Строительство храма завершилось в 1758 году. Новый собор теперь имел два придела: во имя святых Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон - ризалиту. Здание простиралось в длину на 37 метров, в ширину - более чем на 30 метров, имело высоту, до свода главного купола, около 42 метров. Для этого собора было налицо характерное для творчества Н.А. Мичурина тяготение к древнерусским, хотя и переработанным, приемам. К ним относились "щипцы", завершающие стены (по три с каждой стороны), входной портал, по своей форме напоминающий древние кокошники. И даже ионические капители колонны тоже приобрели своеобразный, нигде не встречающийся вид, получив вокруг шейки ленточки из роз.
Необычное впечатление производило и внутреннее содержание собора - все было залито светом, лившимся из огромных окон. Многие живописные работы в храме выполнялись крепостным художником Кириллом Холодовым, которого привезли в обитель закованным в кандалы. Прекрасна была обработка хоров, украшенных гигантским деревянным декоративным панно, искусно вырезанным оставшимся неизвестным для нас скульптором-самоучкой. Панно изображало кита, низвергающего из своего чрева святого пророка Иону. Большой восторг вызывали древние железные двери, перенесенные из старого Успенского собора. Правда, при их установке пришлось заложить кирпичом верхние проемы.
Перенесен был и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 метра, украсивший горнее место. И если к этому великолепию добавить резные царские ворота, необычайной красоты игуменское место, серебряное с алмазами кадило, пожертвованное в 1699 году стольником С.А. Огибаловым, серебряный напрестольный крест, высотой около полутора метров и весом в 75 кг, серебряную на медном постаменте дарохранительницу, украшенную прорезными накладными узорами в стиле петровского барокко и финифтяными образками, можно полностью согласиться с восторженными отзывами богомольцев о таком собрании архитектурно-художественных шедевров, как "единственных в мире".
Кроме Успенского собора в Свенском монастыре велось и другое строительство. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Он представлял собой стройную пятиярусную композицию. Первым ярусом являлось четырехугольное гульбище с воротами, с обеих сторон которых каменные лестницы вели к галерее второго яруса, откуда начинались входы в самую церковь и в алтарную пристройку. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на Десну. Невозможно было оторвать глаз от заливных лугов, пестреющих цветами. С ними гармонировала художественная резьба, воспроизводящая мотив виноградной лозы на стволах белокаменных колонн порталов входов в основной неф, как это обычно делалось при резьбе деревянных иконостасов. Своеобразным было оформление стен основного четверика с крутым фронтоном алтаря и угловыми кокошниками. Выше основного массива размещался восьмиугольный барабан, над ним такой же меньших размеров и небольшая завершающаяся главка. По мнению некоторых искусствоведов, автором Преображенской церкви также был Н.А. Мичурин. Резной иконостас для нее изготовляли московские мастера Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужский Михаил-Медведев. Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, от литым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.
Памятным местом обители стал маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. Считается, что в нем останавливался Петр I во время пребывания 22-24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и организации наблюдения за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, Петр I отправился в село Погребки, чтобы предотвратить последствия измены. После Полтавской битвы он приезжал в обитель опять, здесь отслужил благодарственный молебен за победу.
Как и все войны, Северная была тяжким бременем для всех слоев населения Российской империи. Бесконечные мобилизации людей, лошадей, поставки фуража и провианта коснулись и монастырских хозяйств. В связи с царским указом о переплавке церковных колоколов на пушки, Свенскому монастырю еще в 1701 году пришлось отослать на московский пушечный двор все медные котлы и винокуренные кубы. Указом 1705 года монастырские крестьяне обязывались "учинить по одному возу доброго сена" с каждого двора, внести пошлины на "корабельное строение", выделять для строительства мостов 50 человек с подводами и топорами. Монастырские плотники на Воронежской верфи строили суда, работные люди очищали засеки.
И все же в Свенской обители оберегали домик Петра I, состоявший из каменной кельи в три окна и сеней к ней в два окна. Домик был небольшим: в длину - около 6 метров, в ширину - 4 метра, в высоту - 2,5 метра. Внутри находился иконостас, изразцовая печь с выпуклыми, раскрашенными зеленой и синей краской образцами, два стула и деревянное кресло, сработанное самим царем. На одной из стен висел портрет Петра I, подаренный инокам на память. Позднее на противоположной стороне красовался портрет императрицы Елизаветы Петровны. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: "В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России". В1791 году домик обнесли толстыми стенами, чтобы наверху построить деревянные игуменские кельи, после чего он стал называться "келарскою". Позднее верх разобрали, а домик в 1887 году неумело отреставрировав, превратили в мемориальный музей Петра I, в котором к прежним экспонатам прибавилась грамота Елизаветы Петровны о закладке нового Успенского собора, написанная на металлическом листе и вделанная в старинную раму, и рисунок иконостаса, сделанный пером и красками.
В известной легенде о Петре I и красавице Ганне упоминалось подземелье. Действительно, в четырех различных местах монастырского сада были устроены колоссальные подземные кирпичные галереи с малыми и большими помещениями, доходившими иногда до семи метров в ширину и длину. В более древнее время они были соединены одним общим ходом с несколькими наружными входами. По мнению некоторых историков, эти кирпичные погреба были построены для хранения привозимых из собственных монастырских вотчин продуктов и товаров на Свенскую ярмарку. А в 1812 году в них от французов прятали свое имущество местные жители. Есть сказание, что под домиком Петра I находился подземный ход, связывающий обитель с Брянском и Белобережской пустынью. Одним словом, немало тайн хранится за монастырскими стенами, до сих пор неразгаданных и ждущих своего часа.
С постройкой в 1764 году ка¬менной ограды протяженностью около 800 метров и высотой от 5,5 до 7 метров Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Строившему ее мастеру Ивану Гридневу за труды было пожаловано... 30 рублей. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями высотой от 8 до 12 метров. Белая лента стены, оттененная зеленью лип, сосен, елей и плодовых деревьев огромного сада, повторяла меловые обнажения берегового обрыва, подчеркивая единство монастыря с природой.
Фруктовый сад, продолжавшийся далеко на юг за монастырской стеной, делился на четыре части, отделявшиеся решетками: сливовую, братскую, новую и настоятельскую. Он был полон диковинок. Известно, что в сентябре 1756 года обитель отправила в подарок тульскому заводчику И. Демидову виноградные и ореховые кусты. Сад был разведен и на месте некогда шумевшей за монастырскими стенами Свенской ярмарки, переведенной в 1864 году в Брянск. Тогда рядом с каменными выездными воротами разбили плодопитомник для разведения груш, яблонь, кедров, каштанов и вишен.
Свенская обитель была крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали 6 селений в Подгороднем стане, 13 - в Батаговской волости, 6 - в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тысяч крепостных крестьян. Монастырь располагал также собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. Свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань.
После секуляризации в 1764 году монастырских земель у обители остались лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек, но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и в Молдавию.
Положение усугублялось участившимися пожарами в самой обители. 3 октября 1801 года, глубокой ночью, от занесенного красильщиками огня загорелись купол и крыша Спасо-Преображенской церкви. В1827 году сгорела вся верхняя часть Сретенского храма. Ее пришлось делать всю заново.
1 июня 1840 года большой по¬жар охватил Успенский собор. Вину опять возложили на красильщиков, которые для обновления иконостаса разогревали краску в каменном горне, устроенном в алтаре. Во время сильных морозов по неизвестной причине разломилась железная связка, приведшая к легкому крену того же собора. Исправлена Успенская церковь была в 1867 году. Вот как описывали очевидцы этот храм в конце XIX века: "Внутренность церкви с тремя хорами казалась немного мрачной по отсутствию света. В окнах слишком мелкие переплеты, свет проходил плохо, к тому же с южной стороны стояли две огромные ели. Три входа в храм также малы, поэтому иконостас трудно рассмотреть хорошо. Не хватает люстр. В церкви их две, не считая малых, но они очень невелики, повешены низко и освещают только снизу. Только в ясный день, к вечеру, накануне праздника, когда все церковные двери были отворены перед всенощной и спускавшееся к закату солнце освещало сквозь окна и двери грандиозный иконостас - можно было его рассмотреть поподробнее во всей его своеобразной и исключительной красоте... Напротив алтаря Успенской церкви - памятники похороненных в ограде монастыря. На памятниках, которых не особенно много, встречаются фамилии Чемодурова, Надеиных, Ивановых, Тютчевых, Маныкина-Невструева. Тут же похоронены бывшие настоятели монастыря Амвросий и Иерофей. Памятник последнего очень хорош".
Изменения коснулись и храма во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу слева сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1832 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
На месте явления чудотворной иконы до 1854 года стоял каменный столп. В середине XIX века вместо него была устроена чугунная часовня, а оставшийся в столпе 566-летний дуб был "окончательно разобран".
Монастырь обзавелся и новыми хозяйственными постройками. В1882 году на скотном дворе появились строения с навесами для скота и сена, келья для скотницы. А на следующий год - житница, рига и сарай. В 1892 году рядом с колодцем на конном дворе выросло здание квасоварни в 12 аршин длиной. Монастырский квас в те времена был весьма популярным напитком. В том же году была построена прачечная. Согласно описи 1897 года, обитель имела мельницу "о трех поставах" на реке Свени у Ковшова озера, две сукновальни. В тринадцати верстах от монастыря, по дороге к городу Орлу, возвели монастырскую дачу с пристанью для лесных материалов. В полуверсте от обители, на берегу монастырского озера, располагались братская баня и караульная изба. В 1855 году рядом с ними соорудили пруд, а близ монастыря под горою устроили питомник для разведения рыбы.
Но не только этим был богат Свенский монастырь. Как и все святые обители, он был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг XVII-XVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и прочее.
Торжественно отметила общественность Брянского края 600-летие Свенского монастыря. Празднование этого юбилея стало заметным явлением в духовной жизни России конца XIX века. Информацию об этом событии можно было прочесть во многих центральных и провинциальных газетах. Праздник состоялся 3 мая 1888 года. На торжествах присутствовали представители Синода, вице-губернатор Орловской губернии А.А. Берс, архиепископ Орловской епархии Симеон, настоятели ряда монастырей Орловской, Смоленской и Калужской губерний, брянский городской голова В.И. Сафонов, управляющие промышленных предприятий Орловской губернии и другие. Среди богомольцев, заполнивших до отказа Успенский собор и монастырский двор, были горожане и крестьяне Брянского и соседних уездов, рабочие Брянска, Бежицы и Мальцевского товарищества.
Еще 2 мая, согласно порядку, утвержденному Синодом, в Успенском храме была совершена малая вечерня. Служил настоятель, архимандрит Авраамий. В 6 часов вечера начался благовест ко всенощному бдению. Перед началом литии на средину храма вышли владыка Симеон, настоятель обители Авраамий, настоятель Карачевского Николо-Одринского монастыря игумен Феодосии и иеромонахи. Двое из них сняли с обычного места чудотворную икону Свенской Богоматери и в сопровождении хоругвий, запрестольных икон, зажженных свечей и пения молитвы "Пресвятая Богородице, спаси нас!" вынесли из храма. Крестный ход обошел весь собор, сотворяя молитвы на каждой стороне. После возвращения иконы на прежнее место продолжили службу в соборе. В 8 часов утра следующего дня колокольный звон оповестил о крестном ходе, шедшем в святую обитель из Брянска. За монастырскими воротами его встречал архимандрит Авраамий. Во время божественной литургии владыка рассказал присутствующим о чудесном явлении иконы в 1288 году и объяснил, что требуется от каждого человека для получения помощи Заступницы рода христианского. После обедни состоялся благодарственный молебен с провозглашением многолетия главе города Брянска В.И. Сафонову. И в знак признательности за систематическую помощь, оказываемую монастырю-юбиляру, ему была поднесена копия Свенской иконы, позднее установленная в Брянской городской управе. Наступил черед новому крестному ходу. После внесения чудотворной иконы в домик Петра I начался молебен с водосвятием, во время которого здание снаружи и изнутри было окроплено святой водой. Молебен завершился провозглашением вечной памяти государю Петру I. От домика крестный ход последовал к часовне, возведенной на месте явления иконы. После обнесения иконы вокруг этого памятного места состоялось молебствие при общем коленопреклонении.
На торжественном обеде, устроенном в покоях архимандрита, гости получили в подарок открытки с видами Свенского монастыря, брошюрку "Краткое повествование об основании обители", деревянные ложки с надписью, соответствующей торжеству. Богомольцам раздали троицкие листки.
Вечером крестный ход направился в Брянск. Встреча крестного хода с горожанами произошла в начале Московской улицы. Солдаты Дорогобужского полка стояли с оружием в руках по обеим сторонам улицы. Появление крестного хода встретили гимном "Коль славен", исполненным музыкантами. Процессия остановилась у Покровского собора, в котором при огромном скоплении народа началась всенощная. На следующий день, 4 мая, после обедни Свенскую икону отнесли на Красную, или, как ее еще называли, Ярмарочную площадь, устланную рубленным ельником. В центре площади, украшенном молодыми елками, икону поставили на небольшом столике, покрытом парчой. Вся прилегающая территория была занята богомольцами и солдатами, выстроенными в каре, примыкающим к самой ограде кладбища Полевой церкви. После молебна состоялось водосвятие, во время которого все присутствующие на торжестве были окроплены святой водой. Вечером икону вернули в Свенскую обитель.
Окидывая мысленным взором многовековую историю монастыря, невольно думаешь о трудах и усилиях людей многих поколений по утверждению обители на российской земле и превращению ее в один из крупнейших центров духовной жизни страны. В этом немалую роль сыграло то, что настоятелями ее были в большинстве своем люди образованные, выпускники духовных академий, одаренные, высокого нравственного долга и чести, умело сочетавшие организаторские способности с большим житейским опытом.
Многие из настоятелей обители позднее стали знаменитыми иерархами. Наместник Иоанн Максимович (1684-1696 годы) - Сибирским и Тобольским митрополитом, Лука Белоусович (1745- 1752 годы) - архимандритом Киево-Печерской Лавры. Игумен Израиль (1801-1802 годы) одновременно являлся префектом Севской духовной семинарии и учителем истории, философии, географии и немецкого языка, жизненный путь завершил наместником Александро-Невской Лавры в Петербурге. Сменивший его Филарет Амфитеатров (1802-1804 годы) был префектом Севской духовной семинарии, затем переведен инспектором столичной духовной академии. О нем один из виднейших церковных историков, протоиерей Григорий Флоровский отзывался как о человеке "теплого благочестия, большой сердечности, подлинной духовной жизни". Игумен Смарагд (1842-1859 годы), будучи настоятелем обители, удостоился наперсного золотого креста и орденов святой Анны I и II степеней.
Сохранилось воспоминание одного из современников о наместнике Палладии, который управлял монастырем в 1770-1787 годах: "Игумен сей был человек, соединяющий в себе духовное со светским. Хорош собой, брюнет, благообразный; с лакированными глазами и чистым голосом, великий мастер шутить, и умел тот дар употреблять кстати. Его критический разум никого не обижал, напротив, с каждого скучного лба сбивал морщины и заставлял смеяться. Не диковинка, что его все тамошние дворяне любили, а может быть и дворянки". Архимандрит Иерофей, прослуживший настоятелем около двадцати лет, владел другим даром: писательским. Он был автором книги "Брянский Свенский монастырь", без ссылок на которую не обходился ни один исследователь истории и культуры.
Со Свенским монастырем связана судьба немалого числа учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди его учеников назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и другие, получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809-1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее - наместником Козельской Оптиной пустыни.
На высоком уровне была и рядовая духовная братия - люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие. Все они украшали Свенскую обитель и умножали ее богатства.
В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, который являлся главным источником его доходов. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.
Много было черных страниц в истории монастыря, он неоднократно разграблялся и разорялся. Наиболее тяжелым и длительным оказалось последнее, произошедшее в 1920-е годы в результате избранного большевиками курса на искоренение религии. После декрета 1918 года "Об отделении церкви от государста и школы от церкви" знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.
Богослужение в то время проводилось в Успенском соборе и церкви во имя чудотворцев Антония и Феодосия. Но постепенно все реже раздавался там перезвон колоколов, уменьшалось число богомольцев. Монахи, опасаясь за собственную судьбу, один за другим покидали обитель. Оставшиеся 29 человек с архимандритом Алексием в 1919 году создали трудовую коммуну. Но Брянский уисполком передал все монастырские владения земотделу, что существенно повлияло на деятельность этой коммуны. Узнав о пустующих, некогда ухоженных и приносящих всегда большие доходы землях, Брянский губотдел народного образования стал весной 1920 года хлопотать об их приобретении, надеясь организовать там сельскохозяйственную школу-коммуну и своего добился. Свенский детгородок-колония (созданная вместо предполагаемой школы-коммуны) начал функционировать с 1 мая 1920 года. Первых колонистов было тридцать человек. В июле их было уже сто. Резко стала ощущаться нехватка помещений, на что указывал в своей докладной записке Губисполкому инструктор по социальному воспитанию Губнаробраза: "Не все помещения... заняты детской колонией... Губземотдел поста¬новил ликвидировать коммуну монахов, нашел возможным остальные помещения, земельный участок и все хозяйство коммуны предоставить карательному отделу, на что и выдал ему соответствующий мандат".
В мае 1921 года настоятелю было приказано в семидневный срок "передать помещения двух неиспользованных для культа церквей над Успенскими и Спасскими воротами в полное распоряжение Свенского детского городка, убрав заблаговременно весь инвентарь".
В 1922 году в связи со страшным голодом в Поволжье патриарха Тихон обратился ко всему народу с призывом об оказании помощи голодающим. Верующими было собрано около 9 миллионов рублей. Посчитав, что исполнение обращения патриарха может поднять в глазах народа авторитет Церкви, Советское правительство приняло 23 февраля 1922 года декрет "Об изъятии церковных ценностей - для борьбы с голодом".
Началось изъятие ценностей и в Свенском монастыре - даров Ивана Грозного, князей Трубецких, Воротынских и других. 10 мая был составлен акт, согласно которому при изъятии иконы Свенской Божьей Матери было учтено 2148 драгоценных камней. 11 мая составлен акт с перечнем всех ценностей Успенского собора.
Чтобы хоть немножко поддержать действующие церкви обители, в 1923 году в Тимоновке была организована православно-христианская община, в которую вошли 112 крестьян и 5 священников. Но через год губернский административный отдел приказал немедленно сдать церковное имущество, так как постановлением Большого президиума Брянского губисполкома от 17 июня 1924 года все церкви и монастыри объявлялись закрытыми.
Сдача монастырского имущества позволила подсчитать ценности и других церквей. В итоге, в Москву было отправлено: "серебра - 18 пудов, камней - 91 изумруд, 179 вину сов..., 3 топаза, 15 аметистов, 31 гранат, камней простых - 20; 2 дуплета, 2 бирюзы, алмазов -13, бриллиантов - 448. Всего - 809". Часть уникальных исторических ценностей была переплавлена, другая, более значительная, - продана за границу. Не представляющая ценности медная церковная утварь была передана Брянской Горне-Никольской церкви.
К счастью, нашлись смельчаки, обеспокоенные судьбой памятника архитектуры и бесстрашно боровшиеся за его сохранение. Одним из них был директор Брянского губмузея С.С. Деев. Выступая на многочисленных съездах и конференциях, он не уставал повторять: "Памятник колоссального значения... Он мог бы быть гордостью нашего музея. Памятник первостепенной важности. Доказывать необходимость сохранения этих памятников для нации не приходится".
А тем временем малолетние постояльцы колонии завершали начатое взрослыми дело уничтожения таких памятников. В своем заключении по обследованию этого архитектурного ансамбля комиссия, в которую вошли видные российские архитекторы и искусствоведы Н.Э. Грабарь, Л.Д. Барановский, Г.О. Чириков и В.А. Безобразов, с возмущением отмечала 19 декабря 1924 года: "В течение ряда лет бывший монастырь отводился под детские городки... В результате во всех четырех церквях и так называемом домике Петра I выбиты почти во всех окнах стекла, а в домике выломаны даже оконные рамы; не ограничиваясь этим, дети забираются по водосточным трубам на крышу церквей, откуда, проломав потолок, как в Сретенской церкви, проникают внутрь, производя бесчинства; в соборе дети достигли куполов, с которых через выбитые окна испражнялись во внутрь собора; домик Петра I превращен ими в настоящую уборную. В церквях Сретенской и Петропавловской сломаны, несомненно при участии администрации, организованным путем, древние иконостасы, представлявшие значительный художественный интерес, судя по валявшимся остаткам. В Преображенской церкви не осталось и следа от внутреннего убранства".
Своим возмущением добились только одного: 9 февраля 1925 года чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда - на вечное хранение в Третьяковскую галерею, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.
Жалкое зрелище представлял в тот год монастырь, обобранный и загаженный воинствующими безбожниками. Скорбно стояли в нем изуродованные коробки церквей, будто чувствующие приближение своего конца. Разыгравшийся в последующие годы отвратительный спектакль лицемерия зафиксировал полное равнодушие местных органов власти к культурному наследию края... 19 июня 1930 года Брянский окрисполком телеграфировал Главнауке: "Состояние бывшего Свенского монастыря вызывает недовольство окружающего населения. Приступаем к разборке зданий [для] организации советского хозяйства. Укажите, кому сдать предметы, имеющие историческую ценность". Полученный ответ был предостерегающим: "Ваше указание на неудовольствие населения состоянием бывшего монастыря следует объяснить только его запущенностью, вызванной чрезвычайно бесхозяйственной эксплуатацией прежде занимавшей его детколонией". Тем не менее, не теряя времени даром, окрисполком отдал приказ Брянскому отделению конторы "Запстрой" срочно приступить к слому монастыря. А в Киево-Печерскую Лавру была отправлена телеграмма: "Приступили к сломке Свенского. Немедленно забирайте иконостас". Отправлявшие эту телеграмму "забыли" сказать о том, что редкий по красоте иконостас несколько лет провалялся в амбаре, где складывали сено и сельхозинвентарь, и то, что еще в 1929 году окрфинотдел хлопотал о снятии его с учета Главнауки в целях смывки с него позолоты. В довершение всего, не считаясь с постановлением Центральной Межведомственной комиссии от 21 августа 1925 года о закреплении Свенского монастыря за Главнаукой Наркомпроса, Брянский окрисполком 23 июня 1930 года постановил передать его со всеми строениями местному отделу ОГПУ. Во втором пункте этого "указа" объявлялось: "Считая нецелесообразным с хозяйственной стороны реставрацию здания бывшего собора и его приспособление для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), признать целесообразным здание бывшего собора разобрать и кирпич использовать для нужд строительства".
Гнусное дело завершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища... Взрывы стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители, пострадали также церковь во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.
В послевоенное время на высшем уровне принимались различные законы и постановления об охране и использовании такого древнейшего художественно-архитектурного ансамбля, каким являлся Свенский монастырь. Но лишь в 1980-х годах взялись за восстановление Сретенской церкви, а в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.
В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю открытия обители. 16 октября 1992 года патриаршим указом наместником монастыря был назначен архимандрит Никодим (Анискин). Обитель была передана Церкви в неприспособленном и неустроенном для совершения богослужений и проживания насельников состоянии. 10 декабря 1993 года Преосвященным Паисием - епископом Орловским и Брянским было совершено освящение Сретенской церкви, где отныне и совершается богослужение. В тот знаменательный день, по ходатайству наместника монастыря, владыкой была преподнесена обители икона с частицей мощей просветителя Брянского края, сщмч. Кукши. В настоящее время в монастыре находятся следующие святыни: частицы мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского, преподобного князя Олега Брянского, преподобных Оптиных старцев, праведного Иоанна Кормянского, Вифлеемского младенца-мученика, а также многие священные предметы, привезенные из Святой Земли.
В начале 2002 года в братии обители насчитывалось 11 монахов в священном сане и около 10 послушников, живущих не только молитвами, но и каждодневным трудом по восстановлению монастыря.
Богослужения совершаются ежедневно: божественная литургия - в 8 часов утра, вечернее богослужение в летнее время – в 17 часов, а в зимнее - в 16 часов. Совершается полуночница - в 12 часов ночи, а в 7 часов утра - братский молебен перед "Свенской" иконой Богоматери.
Трудами и молитвами наместника монастыря архимандрита Никодима (Анискина) и немногочисленной братии, а также с помощью прихожан и благотворителей обители за несколько лет удалось поднять и монастырский уклад жизни и хозяйство.
В 1992 году, после передачи обители в Брянско-Орловской епархии, первые насельники столкнулись с многочисленными проблемами: в одном единственном жилом помещении без отопления, в стеснении от еще не покинувшего обитель музея приходилось жить и молиться; воду доставляли из близлежащего села несколько лет, пока усердием губернатора области Карпова В.А. не была пробурена скважина на территории монастыря и с его же помощью проведен газ. Богослужения совершались до 1994 года в братском корпусе и игуменском доме, а после реставрации - в надвратном Сретенском храме. Произведена реставрация и покраска крыши ограды монастыря, реставрация наружного фасада Преображенского храма; полный внутренний ремонт алтарной и храмовой части; установлен иконостас и престол; произведена замена окон. Установлена водонапорная башня, в монастырь проведен центральный водопровод; произведены сантехмонтажные работы в жилых помещениях. В административном корпусе сделан внутренний капитальный ремонт. Устроен скотный двор, в котором содержатся коровы, овцы, лошади, куры, кролики и прочий скот, необходимый для содержания монастырской братии. Произведена планировка грунта на территории монастыря. Устроена лестница на монастырский источник, который облагородили прихожане обители. Установлен декоративный забор внутри монастыря. Отремонтированы многие помещения для жилья и хозяйственных нужд. Внутри обители посажены фруктовые и декоративные деревья. Четыре гектара пахотной земли и семь гектаров яблочного сада ежегодно обрабатывается братией и прихожанами обители. Открыты монастырские подворья в Брянской области.
Немалый вклад внесен наместником монастыря и участием братии во взаимодействие с Вооруженными Силами и УВД Брянской области. Совершается постоянное духовное окормление военнослужащих Брянщины, гуманитарная поддержка военнослужащих, а также проводятся многочисленные встречи и экскурсии для учащихся учебных заведений и посетителей Свенского монастыря из разных городов России.
Благодарим Господа Бога и Пресвятую Богородицу за все благодеяния и божественную помощь в возрождении обители, а также всех, кто своим вкладом и помощью помог воскреснуть и утвердиться великой православной святыне.