Свенский монастырь.
Одним из самых древних и широко известных в свое время монастырей России является Свенский монастырь. Основан монастырь в XIII веке.
Дымкой таинственности окутано его создание. Древнее сказание повествует, что когда Брянский князь Роман Михайлович ослеп, то для исцеления своего недуга послал гонцов по Десне в Киево-Печерскую лавру за чудотворной иконой. Монахи уважили просьбу князя. "Отпустили чудотворный образ и послаша священника своего с посланными и поплыли в ладьях рекою Десною к горе ко граду Брянску". С радостью великою проплыша противу реки Свени, далее древнее сказание повествует, что стала ладья на едином месте среди реки, не сдвинуть ее. Заночевали на берегу, а, проснувшись, икону в лодке не обнаружили. Сообщили князю. Роман Михайлович по прибытии со своими приближенными нашел ее на дубе. Князь произнес молитву. И видеть он стал лучше. После "чуда" был заложен храм.
Затем в 1288 году возник монастырь.
В течение многих веков монастырь рос, горел, разрушался пришельцами, перестраивался, пополнялся замечательными архитектурными украшениями. Гордостью монастыря был Успенский пятиглавый собор. Он построен во времена Ивана Грозного. Готовясь к Ливонской войне и к воссоединению с Россией украинских и белорусских земель, царь укреплял границы Русского государства. Свенский монастырь был важным религиозным центром. В нем находилась святыня - знаменитая икона Свенской Богоматери. В случае военных действий монастырь мог выступать и как крупная крепость. Вкладная книга монастыря, которая начинается с 1561 года, свидетельствует, что Иван Грозный не раз вносил вклады Свенскому монастырю, миловал деревни. Щедрые дары получали монахи и от последующих царских особ.
Главная достопримечательность монастыря - Успенский собор, здание которого было полуразрушено в середине XVIII века, сооружается заново на новом месте. Его пятиглавые купола были видны издалека. Собор украшали интересные художественные работы середины XVI века. Величав был семиярусный иконостас XVII столетия.
При Иване Грозном, кроме Успенского собора, был выстроен второй каменный храм - церковь Антония и Феодосия Печерских. В одном из описаний монастыря говорилось: "...церковь Антония и Феодосия Печерских чудотворцев каменная же с трапезой; а в трапезе печь израсчатая, зеленая, да у той же церкви приделана подкеларская ... церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом".
Монастырь владел большим количеством земли. В XVIII веке к нему было "приписано" 45 деревень. Почти 10000 мужчин работали "на обитель".
Важной статьей дохода являлась знаменитая Свенская ярмарка. На нее каждый год съезжались купцы со всех концов Руси, а также из Германии, Константинополя, Польши, других стран.
О богатстве, значении Свенской ярмарки говорит царская грамота, изданная в 1682 году: "Царь и великий князь Федор Алексеевич пожаловал Киево-Печерского монастыря архимандрита Иннокентия Гизеля с братию, и именовать ту обитель Новопечерским монастырем ..., а новопечерский умети во всяком украшении и лепоте, и славе, как был и до сего времени ... при сем же и то сохроняти, чтоб между многими местами славная Свенская ярмарка имела повольность по-прежнему без умаления ..."
В XVII и первой половине XVIII веков Свенская ярмарка занимала второе место в России. Она была также важным центром международного обмена.
В 80-е годы нашего столетия Свенская ярмарка обрела второе Рождение.
Правда, размах ее не тот, что прежде. Главное - вековые традиции живут.
К сожалению, до наших дней не сохранились памятники архитектуры – Успенский собор, церковь Антония и Феодосия. В 30-е годы они были разрушены "безбожниками".
Интересными памятниками архитектуры, дошедшими до нас, являются Сретенская и Спасо-Преображенская церкви. Сейчас они отремонтированы. Восстановлены некоторые другие здания, каменная монастырская стена – ограда.
Свенский монастырь - неповторимый ансамбль русского зодчества. И ныне, даже после стольких невзгод, потрясений, он выглядит величаво, торжественно. С какой стороны не смотри на монастырь, его великолепная архитектурная композиция предстает как органическая часть широкого деснянского простора.
В своей книге "Земля Брянская" М. Цапенко, рассказывая о Свенском монастыре, Пишет: "Когда же путник выходит на старинную каменную ограду монастыря, то он бывает буквально ошеломлен открывающейся взору картиной. Он стоит на вершине громадного холма, покрытого травой и купами деревьев, среди которых выделяется одиноко стоящий дуб исполинского размера…
Внизу серебрится красавица-Десна, кое-где окаймленная золотистой кромкой песчаных пляжей. Она течет, извиваясь вдоль холма. За ее крутым поворотом в дымке едва заметны контуры Брянска. Внизу у подножия холма на правом берегу Десны привольно раскинулась огромная, ярко-зеленеющая пойма реки, а по ней живописно разбросаны купы больших верб, между которыми - размером с "божьих коровок" - видны стада коров".
Кто бывал в тех местах, то, несомненно, скажет или подумает: "поистине захватывающая дух картина природы!"
Не найти синей краски такой,
Не найти нужных слов,
Чтобы молвилось ...
Как распахнут простор над рекой!
Как душа красотою наполнилась.
Все холмы и леса впереди
К горизонту, до самого краешка ...
От свободы защемит в груди,
А с обрыва посыплются камешки.
Такие поэтические строки родились у художника и поэта Владимира Потапова об этих удивительных местах.
С 1994 года монастырь снова стал действующим.