Святая чудотворная Свенская икона Богоматери, подлинная и несомненная, находится в Свенском Успенском мужеском монастыре, брянского уезда орловской епархии, а прежде она была в Киеве, в киево-печерском монастыре; и потому как прежде называлась, так и до ныне именуется и Печерскою чудотворною иконою.
О явлении сего чудотворного образа Пресвятой Богородицы в Свенске повествуется следующее: "В лето (6796) 1288 благоверный великий князь черниговский Роман Михайлович, будучи в своей отчизне, во граде Брянске (сыновья св. мученика, великого князя черниговского Михаила, по смерти отца своего княжили в уделах: Роман в Брянске, Мстислав в Карачеве, Симеон в Глухове, Юрий в Торусе), по Божию изволению ослеп очами, и, услышав о чудесах и исцелении, бываемых от чудотворного образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия печерских, послал гонца своего ("послал во град Киев архимандрита Петровского Брянского монастыря со священники в печерский монастырь". Так написано на древнем списке чудотворной Свенской иконы, с изображением вокруг ее чудес в лицах) во оный печерский монастырь с милостынями и прошением, об отпуске той чудотворной иконы к нему во град Брянск, для испрошения от ней (Пресвятой Богородицы) исцеления. Почему архимандрит печерский, сотворив совет с братиею, оный чудотворный образ отпустил в Брянск на ладьях рекою Десною, по чину, со священником. Сим образом пловущим им, ста ладья на едином месте среди реки Десны; и едва посланники рекоша: обляжем нощь сию в Свене реце, ладья поиде, и, приставше ко брегу одесную страну, пребыша нощь ту; егда же, наутрие воставше, ноидоша на ладью помолитися Пресвятой Богородице, оныя (святыя иконы) не обретоша. Того ради, приехавши за Десну реку, против реки Свены поидоша по горам, и обретоша Пресвятыя Богородицы образ стояще на дубе велицем между ветвями; и послаша вестпика к великому князю Роману Михайловичу исповедать чудо, бывшее от иконы Пресвятыя Богородицы. И тако великий князь, услышав от вестника таковое чудо, собра весь священнический лик ("со епископом и со всем священным собором". Так сказано на древнем списке чудотворной иконы. В ист. Рос. Иерар. М. Евг. 1827 г. на стр. 458 сказано, что "по разорении Чернигова татарами, епископы черниговские пребывали то в Чернигове, то в Брянске". Тем более можно полагать, что в 1288 году в Брянске жил епископ, потому, что здесь же в то время жил и князь черниговский Роман Михайлович), и поидоша пеши, где же стояше Пресвятыя Богородицы чудотворный образ. Приходящим же им близ места того, великий князь Роман Михайлович, воздохну из глубины сердца своего со слезами, и рече: о пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай мне Госпоже очима узрети свет и твой чудотворный образ. Елико и дале узрю с места сего на все четыре стороны, только придам к дому Твоему и созижду храм и обитель, иде же Ты возлюбила место! И в тот же час узре малу стезю пред собою, и повеле, на том месте поставити крест, кой и до ныне там стоит. ("Водрузи на том месте крест, идеже ныне святая врата монастырская". Описание чудес на древнем списке чудотворной иконы. "И на оных воротах в память сего преславного чуда, в 1690 году, при Государе Царе Петре Алексеевиче, сооружена во имя Сретения Господня каменная церковь"). Потом от того места приидоша ко древу, на нем же стояла чудотворная икона; и великий князь возопи велиим гласом: "О Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услыши глас молитвы моея, и дай ми прозрение очима!" И в тот час, прозрев великий князь Роман Михайлович, яснее прежнего, повеле священному причту церковному сняти со древа чудотворный Пресвятыя Богородицы образ (в том же рукописном известии говорится: "Но простолюдином не дадеся, точию епископу града Брянска со освященным причтом". Таковое чудо изображено в лицах и на древнем списке чудотворной иконы с описанием); и целовав оный, нача молебен пети; по отпении же оного, пача сам князь своими руками, со всеми при том бывшими, на храм Божий Пречистой Богородины древа рубити, и совершил храм вскоре во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честного и славного Ея Успения, и освятив, повел служить божественную литургию, и, отправив вся по ряду, огради монастырь ("постави Свенский монастырь, яко собрася в нем братии до седмидесяти..." Описание чудес на древнем списке чудотворной иконы) и игумена постави, дав довольно злата и сребра, как на создание монастыря, так и на содержание братии…". (В рукописном сказе о Свенском монастыре говорится: "А дуб, на коем чудотворная икона явилась, епископ тогда же, разделя на части, роздал на благословение людям, и многие от него получиша исцеление." На месте явления чудотворной иконы, над пнем дуба, стоял каменный столб, и на нем был список чудотворной иконы. А в 1854 году, вместо каменного столба устроена чугунная великолепная часовня. При этом случае и остававшийся 566 лет в столбе пень дуба, который ознаменован явлением на нем чудотворной иконы, раздроблен и разделен между братиею и благоговейным народом).
Таким образом совершилось пришествие из Киева святой Печерской Божией Матери иконы и чудное явление ее, на правом берегу реки Десны против устья речки Свены, от которой монастырь получил название "Свенского"; а по монастырю и чудотворная Печерская икона именуется "Печорскою" "Свенскою".
Предание гласит, что чудотворная Печерская Свенская икона писана преподобным Алипием, иконописцем печерским который учился живописному художеству у константинопольских живописцев, около 1088 года расписывавших великую церковь киевопечерского монастыря. А что эта самая святая чудотворная икона славилась уже с 1208 года, о том свидетельствует и история российской Церкви.
По свидетельству киевского полного месяцеслова (издание 1827 года), "Явление чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Свенския в лето 1218" совершилось, и празднество этого явления полагается 11 и 17 числа августа месяца; а по месяцеслову Санкт Петербургскому (1826 год) явление чудотворной Свенской иконы показано в 6593 (1085) году августа 17 дня. Такое различие в показании чудотворений, бывших от святыя Печерския иконы Пресвятыя богородицы произошло, вероятно, потому, что благодать Царицы Небесной прославляла святую Печерскую икону в Киеве (о времени написания святой Печерской иконы. Там сказано, что преподобный Алипий учился иконописанию около 1088 года. Различие во времени не большое - три года; и потому можем верить, что святая икона сия писана и прославилась прежде 1088 года, то есть в 1085 году. Ибо и живописцы в 1083 году прибыли из Царяграда в киевопечерский монастырь для украшения церкви иконописанием; да и преподобный отец Алипий, в продолжение двух лет 1083-1085, мог научиться художеству живописному. При том же иконы преподобного Алипия не только были прославляемы Богом, но и чудотворно писаны. Описание киевопечерской лавры, 1826 год) и в 1218 годах, августа 11 и 17, и в другие времена.
Явление чудотворной Печерской иконы в Свенске означается под 1288 годом, то есть, когда святая сия икона поднята из Киева, и прославилась новым явлением в Свенске, и чудотворением в исцелении великого князя Романа Михайловича от слепоты. Память чудодейственного явления иконы Божией Матери в Свенске совершается в Свенской обители не 11 и не 17 числа августа, а 3 числа мая; и по сему случаю в монастырской теплой церкви устроен придел, в память явления чудотворной Свенскрй Печерской иконы Божией Матери, коей сего числа совершается торжественная храмовая служба из общей минеи; и, после божественной литургии, ежегодно бывает перенесение чудотворной иконы из теплой церкви в соборный обительный храм, с крестохождением в часовню, к месту явления чудотворного образа, пред которым чтется молитва ко Пресвятой Богородицы и бывает осенение на четыре страны чудотворным образом и окропление, а потом обхождение вокруг собора; в соборе - ектения, многолетие и отпуск. В этот день храмовая служба преподобному Феодосию печерскому, во имя коего устроена теплая монастырская церковь, переносится с 3-го на 2-е мая.
Свенская чудотворная икона Божией Матери изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне в одну ступень, величественно восседает Пресвятая Дева Матерь Божия, Коея правая ножка утверждается на особом малом камени, или подножии, а левая покоится на амвоне. На коленах Пресвятой Девы, при персях, восседит Предвечный Младенец, Господь наш Иисус Христос, и благословляет обеими поднятыми руками; а Пречистая Богоматерь держит Божественного своего Сына обеими руками, по месту Его препоясания. По обеим сторонам трона Владычицы, на особых возвышениях стоят - с правой стороны, преподобный отец наш Феодосий, а по левую сторону - преподобный отец наш Антоний - печерские чудотворцы, оба со свитками в руках. На свитке у преподобного Антония написано: "Молю убо вы чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в семь Господа помощника. Слышах господа Вседержителя: Антоние, рече, аще кто зде положен будет, всяк помилован будет тебе ради, раба моего, ниже зде угодивши мне". На свитке у преподобного Феодосия начертано: "Владыко, Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых Своим смотрением возгради дом пречистыя Своей Матере мною рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного (на) хвалу и славословие Тебе". Преподобный Антоний представлен в полной монашеской схиме; а преподобный Феодосий изображен в мантии и епитрахили с открытою главою.
В Санкт-Петербургском месяцослове (1826 год) на особом листе, представляющем в лицах миногие чудотворные иконы Божией Матери, под изображением Свенской святой иконы означено явление ее в 6526 (1018) году августа 13. Но это очевидно не верно. Преподобный Антоний печерский в 1017 году только прибыль из Афона в Россию во второй раз; а преподобный Феодосий печерский в монашество пострижен в 1032 году: следовательно они не могли быть изображены на иконе в 1018 году. Святая Печерская икона писана после смерти преподобных отцов Антония и Феодосия, которые при жизни своей, по глубокому своему смирению, не дозволили бы себе такого почета, чтобы их лики были изображены на иконе.
Мерой чудотворная Свенская икона, в длину, то есть вышину, пятнадцати с половиною вершков, а в ширину – девяти с половиною вершков.
В 1583 году царь и великий князь Иоанн Васильевич, благоволил брать Свенскую чудотворную икону Божией Матери в свой царский дом в Москву; и "приложив к чудотворному образу Пресвятыя Богородицы корону златую с камением и жемчуги, да цату с плащми золотую с камением и жемчуги, да к Спасову образу цату златую с камением и жемчуги, да к чудотворцем Антонию и Феодосию две цаты золотыя с камением и жемчуги", отпустил и проводил святую чудотворную икону с освященным собором и паки в Свенскую обитель.
Кроме того, цари и велиие князья: Иоанн Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Федорович, Михаил Федорович, Aлексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елисавета Петровна, святейшие патриархи - Филарет Никитич и Иосиф, бояре - Юрьевы-Романовы, Нагие, многие князья и вельможи благоговейно чтили святую чудотворную Свенскую икону Божией Матери, а Свенской обители благотворили многими и богатыми дарами; и приказали "Свенский монастырь всегда имети во всяком украшении и лепоте и славе, как был до сего времени; и чтобы новопечерский Свенский монастырь не токмо уподоблялся киево-печерскому монастырю именем, но и в самом деле явился украшен и прилежным радением".
Царская грамота Царя Петра Алексеевича, данная в 16 день октября 1720 года киево-печерской лавре на подчиненность ей Свенского монастыря, которому по сему присвоено наименование Свенского "Новопечерского".
В 1670 году, при игумене Свенской обители Никодиме, на чудотворную икону Божией Матери устроена риза из чистого червонного золота.
В 1812 году жители города Брянска и его пределов, по случаю стремления французов и с ними двадесяти язык к здешним пределам, обошли 11 числа августа весь город с чудотворною Свенскою иконою Божией Матери крестным ходом; и вслед за тем были утешены известием, что неприятель разбит русскими войсками, и обратился в другую сторону. Тогда брянские жители и всего округа, в благодарность Царице Небесной за Ее милосердое заступление, по своему усердию, устроили новую золотую ризу на чудотворную икону Богоматери, и украсили ее 1-го января 1814 года; а старую золотую ризу переложили на древний список Свенской чудотворной иконы, современный ее явлению в Свенске.
В 1846 году на золотую ризу Свенской чудотворной иконы, усердием брянского помещика Владимира Ростиславича Демидова, сделана драгоценная великолепная брильянтовая корона с сиянием из крупных брильянтов, брильянтовые звезды на плечах Божией Матери и венец и нарукавники у предвечного Младенца.
Таково бесценное божественное сокровище имеет благочестивая и христолюбивая православная всероссийская страна: и так благоговейно чтит и величает святую и чудную Свенскую икону Матери Господней, яко истый ковчег Нового Завета благодатного. И Божественная Матерь Христа Спасителя нашего не оскудно изливала всегда; и до ныне излевает милости свои на притекающих с верою и любовью к чудотворной Ее иконе Свенской. Довольно чудес описано на древнем списке чудотворной Свенской иконы и на стенах и сводах Теплой церкви, с изображением этих чудес в лицах. Особенно умилительны для нас - рода последнего и слабого - современные дарования, по очию нашею совершаемые по милосердию Матери Господней.
Но кто возможет изглаголити силы Твоя богородице! Мы знаем только, что жители брянские и окружные беспредельно чтут Свенскую чудотворную икону и с искренним усердием и верою молятся пред нею Небесной Заступнице, во всех случаях своей жизни. Бывают ли у них начинания дел житейских, заключаются ли брачные союзы, во время радости и печали, - благочестивые граждане всегда, непременно приходят в обитель частно и семейно, и молится Матери Божией, да ниспошлет на них свое благословение. Оканчиваются ли дела их, граждане и паки притекают к чудотворному образу с благодарением Заступнице Небесной, или же с благоговейным восторгом емлют святую икону в частные долы свои, со славою и со звоном как в обители, так и по всему граду. Нередко подъемлется чудотворный образ и в села и в деревни для молитвы и благословения. Нельзя высказать словом того безграничного стремления сельских жителей в чудотворной святыне, какое случается видеть в селениях при встрече и провожании святой иконы.
Воистину велика вера к Царице Небесной, велика любовь и беспредельное уважение к ее славной, цельбоносной чудотворной иконе Печерской - Свенской. Без сомнения, как сказал Господь: "По вере вашей будет вам", - без сомнения, несравнимо вящщая благодать дается верным от неистощимого источника дарований Матери Господней, возлюбившей нашу страну, и, в знамение особенного благоволения своего, восхотевшей вселитися здесь видимым дарованием чудотворной своей иконы.
Утешай же и спасай Небесная Царица, Мати Христа Бога нашего oт ныне и до века славное, но и смиряющееся отечество наше, чтущее Тя всеусердно, яко на небеси воистинну живущую, тако и в знамении пресвятыя Твоея чудотворныя Свенския иконы. Сохрани невредимо и вся страны христианские.
Нас же чад твоих, Мати Божия, их же прияла еси, яко новыя люди твоя, под кров Твоея материнския любве, во обитель Твою, спаси от всякого прилога вражия, и введи в обители Отца Небесного, иде же и Сама пребываеши: Твое бо предстательство стяжахом, во веки светоявленно блажаще.
Архимандрит Иерофей.
Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1865 год.