Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери, Кирилла и Афанасия Александрийских
Год постройки: между 1780 и 1810.
Адрес: Брянская область, Брянский район, село Новосёлки.
Храм в селе Новоселки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени, указывается и деревянный храм в Новоселках. К 1760 году храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика В.А. Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и доныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских.
В XIX веке к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В документах XVIII века храм в селе Новоселки упоминается как освященный во имя Святителя Николая с приделом во имя Святых мучеников Флора и Лавра, но с XIX века храм неизменно именуется Казанским. В 1930-е годы в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 году он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней - конюшню. В 1998 году была возрождена приходская община. Первоначально Богослужения совершались в здании Крещальни. В настоящее время восстановлен зимний придел храма, освященный во имя Святителя Николая, в котором совершаются Богослужения. В 1851 году рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика П.П. Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е годы этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е годы, при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма.
***
Церковь расположена в центре села на возвышенном берегу реки Судость, доминирует в окружающем ландшафте. Кирпичное и оштукатуренное здание. Памятник характерного для провинции стиля барокко, с трехчастной композицией типа восьмерик на четверике и ярусной, уже вполне классицистической колокольней.
Высокий двусветный четверик храма (с тремя небольшими проемами внизу и одним широким вверху) несет крупный восьмерик с маленькой главкой на восьмигранной шее. Композицию разнообразят низкий прямоугольный алтарь с полукруглым выступом апсиды в центре и короткая трапезная в три окна с поперечно ориентированной папертью. Главному массивному объему противопоставлена изящная трехъярусная колокольня, возвышающаяся над центром паперти. Ее нижний четверик почти глухой, а ярус звона со срезанными углами служит как бы переходом к округлому в плане верхнему ярусу, увенчанному куполом со шпилем.
Фасадный декор храма в основном выдержан в барочных традициях. По краям объемов помещены плоские, не захватывающие углы пилястры, в завершении простые антаблементы. Наличники проемов четверика имеют лучковые и фигурные, восходящие к "нарышкинскому" стилю завершения из штукатурных тяг; наличники восьмерика рамочные, с концентрическими кругами над ними. Оформление колокольни носит классицистический характер, особенно в верхних ярусах с парными пилястрами по сторонам арочных проемов и фронтонами.
Свободно развитое вверх подкупольное пространство с восьмериком на четырехступенчатых тромпах перекрыто восьмигранным сомкнутым сводом. Этот обширный трехсветный объем связан с трапезной двумя, а с алтарем четырьмя арочными проемами, расположенными несколько необычно - несимметрично относительно продольной оси храма. В южной части трапезной стена с проемом отделяет небольшой придел, открытый с запада в миниатюрную палатку паперти. Из северной части паперти на колокольню ведет лестница во внутренней стене. У алтаря - вытянутый по оси север-юг лотковый свод с конхой над апсидой. Все помещения трапезной и паперти перекрыты коробовыми, полулотковыми и крестовым сводами.
Кроме основного престола в церкви было три придела: Николая Чудотворца, Владимирской Богоматери и Кирилла и Афанасия Александрийских.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.
***
Умер причетник села Новоселок Ефим Иванов.
"Орловские епархиальные ведомости", № 8, 1870 год.
***
В селе Новоселках, Брянского уезда, в каменной Казанской церкви ветхий престол и полы заменены новыми; освящение совершено 26 июня 1807 года.
Сведения эти заимствованы при разборе Архива Орловской Духовной Консистории из подлинных актов.
"Орловские епархиальные ведомости", № 3, 1873 год.
***
Умер Брянского уезда села Новоселок священник Александр Шубский.
"Орловские епархиальные ведомости", № 12, 1873 год.
***
Церковному старосте села Новоселок, Брянского уезда, крестьянину того села Павлу Алексееву Трусову, за усердное прохождение изложенной на Него обязанности и за пожертвование из собственных средств более 300 рублей на приобретение риз для икон и других церковных вещей, изъявлена признательность Епархиального Начальства, с выдачею ему о сем свидетельства.
"Орловские епархиальные ведомости", № 17, 1874 год.
***
Священник села Новоселок Брянского уезда Николай Шубский, по распоряжению епархиального Начальства, за предосудительные поступки, отрешен от места.
"Орловские епархиальные ведомости", № 13, 1881 год.
***
Умер Брянского уезда села Новоселок, исправляющий должность штатного псаломщика, Федор Малинин.
"Орловские епархиальные ведомости", № 8, 1883 год.
***
Брянского уезда села Княжичи, сверхштатный причетник Николай Архангельский определен исправляющим должность псаломщика к Казанской церкви села Новоселок, того же уезда.
"Орловские епархиальные ведомости", № 14, 1883 год.
***
Умер священник села Новоселок, Брянского уезда, Михаил Леонов.
"Орловские епархиальные ведомости", № 24, 1887 год.
***
Священник села Пятницкого, что на Студенце, Мценского уезда, Василий Смирнов перемещен, по прошению, в село Новоселки, Брянского уезда, - священническое же место в селе Пятницком состоит праздным.
"Орловские епархиальные ведомости", № 4, 1888 год.
***
По представленным отцами Благочинными Брянского и Малоархангельского уездов приговорам прихожан церквей сел вверенных им участков, Архипастырской резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Мисаила, Епископа Орловского и Севского, в должности церковного старосты на трехлетие с 1890 года утвержден, по 3-му благочинническому участку Брянского уезда, к Казанской церкви села Новоселок крестьянин Феодор Гаврилов Солодов.
"Орловские епархиальные ведомости", № 10, 1890 год.
***
Казанская церковь в Новосёлках.
Еще издали при приближении к селу возникает чудное виденье, "плывущее" над равниной Судости и господствующее над ней, над застройкой села и, кажется, в небе. Конечно, это изящнейший каменный храм во имя Казанской Божией Матери. Не найдено документальных данных о дате построения храма. Язык его архитектурных форм дает основание считать временем создания последнюю треть XVIII века. Поклонник красоты и всего изящного, XVIII век оставил отпечаток своих вкусов и на Брянской земле. Мы знаем, хотя и не видим ныне, что еще до 1920-х годов здесь существовал целый архитектурный ансамбль, состоявший из двух каменных храмов: поныне сохранившейся в израненном виде церкви Казанской Божией Матери и построенной в 1851 году Петром Павловичем Небольсиным - местным помещиком - Петропавловской церкви. Какой была архитектура этой последней, можно лишь догадываться. Церковь Казанской Божией Матери построена помещиком Василием Александровичем Небольсиным. Храм имел четыре алтаря: главный - во имя Казанской Божией Матери и три придельных - во имя Святителя и Чудотворца Николая, Владимирской Божией Матери и святых патриархов Александрийских Кирилла и Афанасия. По своему типу храм бесстолпный, одноапсидный, одноглавый "восьмерик на четверике", с четырехъярусной колокольней в одной связи с церковью. Пространственное построение памятника - это хорошо найденные соотношения его основных масс: объема церкви, грандиозной колокольни и низких трапезной и алтаря. Выразительность архитектуры церкви достигнута за счет простых, но изящных соотношений как в целом, так и в отдельных частях. Красивы пропорции колокольни и объема церкви, находящихся друг от друга на хорошо найденном расстоянии. Силуэты этих основных частей богаты разнообразием линий и форм. Фасады храма отражают архитектуру переходного периода от стиля русское барокко к раннему классицизму. Насмену живописным, игривым формам барокко пришли более строгие классицистические элементы членении и декора. Хотя формы наличников у проемов, укрепление углов пучками пилястр и лопаток, сложная форма главы над церковью и общая живописность объемных сочетаний - явные следы стиля барокко.
"Очерки архитектуры Брянского края", В.Н. Городков, 2006 год.