БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери   Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери, Кирилла и Афанасия Александрийских
  Год постройки: между 1780 и 1810.
  Адрес: Брянская область, Брянский район, село Новосёлки.

  Храм в селе Новоселки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени, указывается и деревянный храм в Новоселках. К 1760 году храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика В.А. Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и доныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских.
  В XIX веке к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В документах XVIII века храм в селе Новоселки упоминается как освященный во имя Святителя Николая с приделом во имя Святых мучеников Флора и Лавра, но с XIX века храм неизменно именуется Казанским. В 1930-е годы в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 году он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней - конюшню. В 1998 году была возрождена приходская община. Первоначально Богослужения совершались в здании Крещальни. В настоящее время восстановлен зимний придел храма, освященный во имя Святителя Николая, в котором совершаются Богослужения. В 1851 году рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика П.П. Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е годы этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е годы, при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма.


***

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери   Церковь расположена в центре села на возвышенном берегу реки Судость, доминирует в окружающем ландшафте. Кирпичное и оштукатуренное здание. Памятник характерного для провинции стиля барокко, с трехчастной композицией типа восьмерик на четверике и ярусной, уже вполне классицистической колокольней.
  Высокий двусветный четверик храма (с тремя небольшими проемами внизу и одним широким вверху) несет крупный восьмерик с маленькой главкой на восьмигранной шее. Композицию разнообразят низкий прямоугольный алтарь с полукруглым выступом апсиды в центре и короткая трапезная в три окна с поперечно ориентированной папертью. Главному массивному объему противопоставлена изящная трехъярусная колокольня, возвышающаяся над центром паперти. Ее нижний четверик почти глухой, а ярус звона со срезанными углами служит как бы переходом к округлому в плане верхнему ярусу, увенчанному куполом со шпилем.
  Фасадный декор храма в основном выдержан в барочных традициях. По краям объемов помещены плоские, не захватывающие углы пилястры, в завершении простые антаблементы. Наличники проемов четверика имеют лучковые и фигурные, восходящие к "нарышкинскому" стилю завершения из штукатурных тяг; наличники восьмерика рамочные, с концентрическими кругами над ними. Оформление колокольни носит классицистический характер, особенно в верхних ярусах с парными пилястрами по сторонам арочных проемов и фронтонами.
Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери  Свободно развитое вверх подкупольное пространство с восьмериком на четырехступенчатых тромпах перекрыто восьмигранным сомкнутым сводом. Этот обширный трехсветный объем связан с трапезной двумя, а с алтарем четырьмя арочными проемами, расположенными несколько необычно - несимметрично относительно продольной оси храма. В южной части трапезной стена с проемом отделяет небольшой придел, открытый с запада в миниатюрную палатку паперти. Из северной части паперти на колокольню ведет лестница во внутренней стене. У алтаря - вытянутый по оси север-юг лотковый свод с конхой над апсидой. Все помещения трапезной и паперти перекрыты коробовыми, полулотковыми и крестовым сводами.
  Кроме основного престола в церкви было три придела: Николая Чудотворца, Владимирской Богоматери и Кирилла и Афанасия Александрийских.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  Умер причетник села Новоселок Ефим Иванов.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 8, 1870 год.


***

  В селе Новоселках, Брянского уезда, в каменной Казанской церкви ветхий престол и полы заменены новыми; освящение совершено 26 июня 1807 года.
  Сведения эти заимствованы при разборе Архива Орловской Духовной Консистории из подлинных актов.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 3, 1873 год.


***

  Умер Брянского уезда села Новоселок священник Александр Шубский.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 12, 1873 год.


***

  Церковному старосте села Новоселок, Брянского уезда, крестьянину того села Павлу Алексееву Трусову, за усердное прохождение изложенной на Него обязанности и за пожертвование из собственных средств более 300 рублей на приобретение риз для икон и других церковных вещей, изъявлена признательность Епархиального Начальства, с выдачею ему о сем свидетельства.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 17, 1874 год.


***

  Священник села Новоселок Брянского уезда Николай Шубский, по распоряжению епархиального Начальства, за предосудительные поступки, отрешен от места.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 13, 1881 год.


***

  Умер Брянского уезда села Новоселок, исправляющий должность штатного псаломщика, Федор Малинин.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 8, 1883 год.


***

  Брянского уезда села Княжичи, сверхштатный причетник Николай Архангельский определен исправляющим должность псаломщика к Казанской церкви села Новоселок, того же уезда.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 14, 1883 год.


***

  Умер священник села Новоселок, Брянского уезда, Михаил Леонов.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 24, 1887 год.


***

  Священник села Пятницкого, что на Студенце, Мценского уезда, Василий Смирнов перемещен, по прошению, в село Новоселки, Брянского уезда, - священническое же место в селе Пятницком состоит праздным.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 4, 1888 год.


***

  По представленным отцами Благочинными Брянского и Малоархангельского уездов приговорам прихожан церквей сел вверенных им участков, Архипастырской резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Мисаила, Епископа Орловского и Севского, в должности церковного старосты на трехлетие с 1890 года утвержден, по 3-му благочинническому участку Брянского уезда, к Казанской церкви села Новоселок крестьянин Феодор Гаврилов Солодов.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 10, 1890 год.


***

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери   Казанская церковь в Новосёлках.
  Еще издали при приближении к селу возникает чудное виденье, "плывущее" над равниной Судости и господствующее над ней, над застройкой села и, кажется, в небе. Конечно, это изящнейший каменный храм во имя Казанской Божией Матери. Не найдено документальных данных о дате построения храма. Язык его архитектурных форм дает основание считать временем создания последнюю треть XVIII века. Поклонник красоты и всего изящного, XVIII век оставил отпечаток своих вкусов и на Брянской земле. Мы знаем, хотя и не видим ныне, что еще до 1920-х годов здесь существовал целый архитектурный ансамбль, состоявший из двух каменных храмов: поныне сохранившейся в израненном виде церкви Казанской Божией Матери и построенной в 1851 году Петром Павловичем Небольсиным - местным помещиком - Петропавловской церкви. Какой была архитектура этой последней, можно лишь догадываться. Церковь Казанской Божией Матери построена помещиком Василием Александровичем Небольсиным. Храм имел четыре алтаря: главный - во имя Казанской Божией Матери и три придельных - во имя Святителя и Чудотворца Николая, Владимирской Божией Матери и святых патриархов Александрийских Кирилла и Афанасия. По своему типу храм бесстолпный, одноапсидный, одноглавый "восьмерик на четверике", с четырехъярусной колокольней в одной связи с церковью. Пространственное построение памятника - это хорошо найденные соотношения его основных масс: объема церкви, грандиозной колокольни и низких трапезной и алтаря. Выразительность архитектуры церкви достигнута за счет простых, но изящных соотношений как в целом, так и в отдельных частях. Красивы пропорции колокольни и объема церкви, находящихся друг от друга на хорошо найденном расстоянии. Силуэты этих основных частей богаты разнообразием линий и форм. Фасады храма отражают архитектуру переходного периода от стиля русское барокко к раннему классицизму. Насмену живописным, игривым формам барокко пришли более строгие классицистические элементы членении и декора. Хотя формы наличников у проемов, укрепление углов пучками пилястр и лопаток, сложная форма главы над церковью и общая живописность объемных сочетаний - явные следы стиля барокко.
  "Очерки архитектуры Брянского края", В.Н. Городков, 2006 год.


Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери

Новосёлки. Казанской иконы Божией Матери