БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА


Госома. Церковь Бориса и Глеба   Престолы: Бориса и Глеба
  Год постройки: между 1895 и 1900.
  Адрес: Брянская область, Брянский район, поселок Госома.

  Точных сведений об образовании прихода села Госома не имеется. В церковных материалах 1610-х годов есть сведения, что существовавшая в селе Успенская церковь с приделом Афанасьевским была сожжена литовскими людьми, а затем на ее месте была сооружена часовня. Кроме того, в селе находился еще один деревянный храм во имя Бориса и Глеба, уцелевший в годы "смуты" (по другим источникам – придел Успенской церкви). По имени этого храма село в XVII—XVIII веках порой называли Борисоглебским. Впрочем, и Борисо-Глебская церковь, вероятно, вскоре обветшала, и поэтому в писцовых книгах 1653 году она уже не упоминается, зато названа "церковь Покрова Богородицы в селе Госаме, у той церкви двор попов, двор дьячков, двор Пономарев..." На следующий год Покровская церковь названа вместе с приделом Святых Бориса и Глеба (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 96, лист 187). В 1705 году церковь сгорела (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 96, лист 187). Стольник Степан Петров Зиновьев писал: "В прошлом 1705 году в селе Госама построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы да придел Бориса и Глеба и сгорела". Просят грамоту на построение церкви во имя Флора и Лавра. В 1706 году на том же месте построена церковь под колокольню во имя Покрова. Выдан антиминс (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 96, лист 188). В 1808—1812 годы помещица Екатерина Фаддевна Тютчева построила вместо обветшавшего деревянного храма каменный. Неизвестно, были ли допущены какие-то просчеты архитектором и мастерами, то ли сама обстановка 1812 года не способствовала нормальному завершению работ, но позже на здании храма стали появляться трещины, и в 1895 году его пришлось разобрать из-за опасности обвала. Когда в 1895 году была из-за ветхости разобрана старая каменная церковь, то сразу же начались работы по строительству нового каменного храма за счет средств церкви и прихожан. Работы велись вплоть до 1900 года, когда Борисо-Глебский храм в Госоме был освящен. Внутри здания сохранились фрагменты масляной живописи конца XIX века. Время закрытия храма достоверно не известно (о закрытии церкви ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 481, лист 55; ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 412, лист 458). В 1992 году здесь была возрождена приходская община. Восстановительные работы ведутся силами и на средства местного сельхозпредприятия. Реставрационные работы на храме начались в 2006 году за счет средств областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области 2006-2010 годы". По этой программе на восстановление храма выделено 8,8 миллиона рублей, за счет чего и была выполнена реставрация кирпичной кладки, окон и дверей, восстановлены утраченные приделы колокольни, купола, проведена реставрация интерьеров, отделка фасадов. Храм освятил 6 августа 2009 года епископ Брянский и Севский Феофилакт.


***

Госома. Церковь Бориса и Глеба   Церковь Бориса и Глеба, конец 19 века.
  Поставлена на возвышении, доминирует среди застройки древнего села, расположенного в живописной местности. Возведена в 1895-1900 годы вместо прежней каменной церкви Покрова 1800-1812 годы, разобранной за ветхостью; к настоящему времени утратила большинство кровель. Типичный для своего времени памятник русского стиля со своеобразной объемной композицией. Сравнительно крупное и тяжеловесное здание, сооруженное из кирпича и оштукатуренное, принадлежит к типу бесстолпных однокупольных крестообразных храмов, имеющих в плане форму латинского креста. Основу креста составляют широкие прямоугольные боковые рукава, полукруглая алтарная апсида и вытянутая в длину трапезная. Над средокрестием возвышается массивный восьмигранный барабан с крупной граненой луковичной главой. Ему соответствует трехъярусная колокольня, два мощных четверика которой (нижний прежде имел по бокам пристройки) увенчаны невысоким восьмериком. В декоративной обработке фасадов преобладают членения и различные детали, стилизованные под архитектуру Древней Руси. Тройные арочные окна помещены над боковыми порталами в рукавах креста, увенчанных щипцами. Арочные проемы завершены килевидными архивольтами. Наряду с аркатурными поясами и ширинчатыми фризами применены также классицистические карнизы, пилястры, фронтоны, филенки и прочее, что свойственно культовой архитектуре периода эклектики. Интерьер здания состоит из раскрывающихся в центральную часть храма помещений боковых рукавов и трапезной, перекрытых вспарушенными сомкнутыми сводами. Мощные угловые пилоны с арками между ними несут при помощи парусов круглый изнутри барабан с куполом; апсида перекрыта конхой. В нижнем ярусе колокольни - вспарушенный свод. В алтарной части, на парусах и в куполе сохранились фрагменты масляной живописи конца 19 века.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  Брянского уезда села Госамы священнику Иоанну Иванову и диакону Иоанну Кречетову, за их сострадание и вспомоществование сиротствующим семействам причетников своего причта, объявлена Архипастырская признательность.
  Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1871 год.


***

  Список лиц духовного звания, кои за службу по духовному ведомству награждаются Святейшим Синодом ко дню св. Пасхи в 1883 году: … скуфьею, от Святейшего Синода выдаваемой, брянского уезда церкви села Гасамы священник Иоанн Иванов.
  Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1883 год.


***

  Священник села Госамы, Брянского уезда, Иоанн Иванов перемещен в село Вязилки, Болховского уезда, по распоряжению Епархиального Начальства. Смотритель Госамской церковной лесной дачи Священник Петр Дончаков удален от этой должности и на его место определен Священник села Речицы Евлампий Преображенский. Диакон, состоящий на вакансии псаломщика, село Госамы, Брянского уезда, Иоанн Кречетов, по распоряжению Епархиального Начальства, перемещен в село Кокушкино, Севского уезда. Воспитанник Семинарии Михаил Измайлов определен псаломщиком в село Госаму, Брянского уезда. Священническое место в селе Госаме, Брянского уезда, праздно.
  Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1884 год.


***

  Священник Мценского уезда, села Башкатова, Павел Никольский перемещен, по прошению, в село Госаму Брянского уезда. Сверхштатный причетник села Подзовалова, Болховского уезда, Василий Пятницкий перемещен в село Госаму, Брянского уезда. Умер псаломщик Брянского уезда села Госамы Михаил Измайлов.
  Орловские епархиальные ведомости, № 20, 1884 год.


***

  Умер затратный псаломщик села Гасомы, Брянского уезда, Михаил Соломин.
  Орловские епархиальные ведомости, № 20, 1886 год.


***

  Студент Орловской Духовной Семинарии Афанасий Кутепов рукоположен во священника в село Госому, Брянского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 24, 1889 год.


***

  По представленным отцами Благочинными Брянского и Малоархангельского уездов приговорам прихожан церквей сел вверенных им участков, Архипастырской резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Мисаила, Епископа Орловского и Севского, в должности церковного старосты на трехлетие с 1890 года утвержден, по 2-му благочинническому участку Брянского уезда, к Покровской церкви села Госамы крестьянин Роман Яковлев Белоусов.
  Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1890 год.


Госома. Церковь Бориса и Глеба

Госома. Церковь Бориса и Глеба

Госома. Церковь Бориса и Глеба

Госома. Церковь Бориса и Глеба

Госома. Церковь Бориса и Глеба

Госома. Церковь Бориса и Глеба

Госома. Церковь Бориса и Глеба